–†—Г–Ї–Њ–≤–Њ–і–Є—В–µ–ї–Є –і–µ–ї—П—В—Б—П –љ–µ –љ–∞ –Љ–Њ–ї–Њ–і—Л—Е –Є —Б—В–∞—А—Л—Е, –∞ –љ–∞ —Г–Љ–љ—Л—Е –Є –і—Г—А–∞–Ї–Њ–≤. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

ќ культуре консалтинга



–азмышлени€ о роли консалтинга по внедрению международных стандартов »—ќ серии 9000 в жизни отечественных предпри€тий привели автора на один из форумов по менеджменту качества, где проходила дискусси€ на тему с заранее заданным отрицательным вектором: "ќ вреде консалтинга дл€ российской промышленности". ¬ыступить не пришлось, а потребность высказатьс€ осталась, но не о вреде, а скорее о качестве консалтинга и его культуре.

ƒмитрий “имохин

—мею утверждать, что консалтинг, по сути, необходим дл€ ускорени€ процессов развити€ промышленности. ƒругое дело, как мы к нему относимс€. ѕриведу мнение одного из участников форума:

Ч  онсалтинг в сегодн€шней его форме €вл€етс€ бедой и проблемой дл€ большинства российских компанийЕ √лавна€ беда Ч корысть. Ћюди, занимающиес€ консалтингом, прежде всего стрем€тс€ выжать как можно больше денег из фирмы за наиболее короткий срок. ќтсюда и результат Ч внедр€ютс€ решени€, выгодные в первую очередь консультанту, а не фирме.

» еще, насчет уважени€ к статусу российского консультанта:

Ч ќно такое же, как и уважение к сегодн€шнему российскому образованию и медицине.  орень проблемы один Ч страшна€ коррупци€. ѕродаетс€ все, в том числе и репутаци€.

“ипичное отношение наших людей друг к другу и практически к любому виду де€тельности. ќб этом хорошо высказалс€ известный журналист ¬ладимир —оловьев, обсужда€ вопрос продажности прессы:

Ч я считаю, что пресса у нас разна€, но в большей степени не продажна€. —овсем не продажна€! ѕросто есть кака€-то мани€ в обществе, когда люди сход€т с ума и им начинает казатьс€, что даже прогноз погоды кто-то заказал. ј на деле Ч все не так. „тобы продавались все, не хватит денег всех купить... ƒа и следует учесть, что пресса Ч это часть общества, не более. “ак же, как женщины не все продажны. “ак же, как есть честные люди и среди милиционеров. ≈сть. ѕросто очень часто мы сталкиваемс€ с другим.

¬ нашей области все обстоит так же. Ќо хотелось бы перевести разговор о консалтинге в другое русло. Ќачну с рассказа еще одного участника той дискуссии:

Ч  огда € еще был новичком в консультантском деле, € очень остро переживал то, что никак не мог пон€ть, чего же клиент хочет от мен€, и относил это к моей некомпетентности. я всегда спрашивал клиента: нужен ли ему только сертификат, или он хочет еще и улучшить процессы? » ответ всегда, за редким исключением, бывал таким: "—ертификат, конечно, нужен, но прежде всего нам нужны улучшени€ и рабоча€, жизнеспособна€ система". —огласно такому пожеланию, € начинал работу, но по прошествии времени пон€л: клиенты не готовы платить за улучшени€, плат€т только за получение сертификата, что бы они ни говорили.

Ёто лишний раз подтверждает прописную истину: рынком руководит спрос. ≈сли в большинстве своем заказчики хот€т сертификат, то они получают сертификат. ѕока у компаний будет така€ потребность, найдутс€ и те, кто захочет ее удовлетворить.

ќднако не пора ли отказатьс€ от предвз€тости? ƒумаетс€, и потребителю (компани€м), и продавцу услуг (консалтинговым фирмам) вместо накапливани€ взаимных претензий стоит подумать о том, каким должен стать консалтинг.

 ак мне кажетс€, главна€ проблема консультантов по »—ќ 9001 состоит в том, что не все выстраивают консалтинговые услуги, сообразу€сь со структурой системы менеджмента качества (—ћ ) по этому стандарту. ѕо€сню свою точку зрени€.

—тандарт »—ќ 9001 намного сложнее, чем кажетс€ на первый взгл€д. Ћюба€ система состоит из частей (система с греч. Ч составленное из частей, соединение). ”правление персоналом, управление знани€ми, стратегическое планирование, маркетинговые исследовани€, закупки (логистика), анализ данных, FMEA-анализ и т.д. Ч все это, если копнуть глубже, Ч отдельные части (подсистемы и элементы) —ћ . » одна из сложностей в том, чтобы элементы составили единую конструкцию.

¬ любой организации есть сформировавша€с€ система управлени€. ќна или отдельные ее части могут быть изношенными и не отвечать современным услови€м. Ќо все привыкли к определенному ходу событий и считают положение вполне нормальным. Ќужен свежий взгл€д, чтобы заметить рутину, и это первое действие в решении задачи. Ќо заметить несложно, а исправить гораздо труднее.

ќрганизаци€ Ч обычно сложившийс€ механизм с многочисленными и взаимосв€занными процессами. Ќе могут один или два эксперта-консультанта в ограниченный промежуток времени вникнуть в жизнь предпри€ти€ и сосредоточитьс€ на таких разноплановых видах де€тельности, как управление персоналом, производственный процесс, документооборот и др., тем более сравнить то, что есть, с решени€ми, которые ежедневно предлагает мирова€ практика в каждой области.

 ак есть врачи общего профил€ и узкие специалисты, так должны быть и консультанты-эксперты, знающие системы управлени€ в целом, но специализирующиес€ на определенных област€х де€тельности компаний, это может быть, например, только управление финансами или два-три элемента системы управлени€.

–уководить работой целесообразно консультанту более высокого уровн€, знающему и желательно талантливому менеджеру, практически не уступающему первому руководителю организации. Ќе его дело вникать в тонкости процессов. ѕодобно дирижеру оркестра, он должен понимать, как взаимодействуют отдельные инструменты, отдельные части системы, как создаетс€ из них единое целое.

“олько глубоко вника€ в устройство конкретной системы, зна€, как она функционирует, как поведет себ€ при внесении изменений, как повли€ют отдельные элементы на ее работоспособность, можно осуществить реинжиниринг системы в соответствии с »—ќ 9001.

Ќачинать консалтинговые работы следует с идентификации процессов, протекающих в организации. Ётим, оп€ть же, должен заниматьс€ руководитель. ѕо результатам диагностики вы€вл€ютс€ процессы, требующие усовершенствовани€. «атем каждый из процессов следует выделить в отдельное направление де€тельности и поручить работы по его улучшению соответствующему узкому специалисту или группе специалистов.

ќднако в наших услови€х катастрофического отставани€ в большинстве случаев усовершенствовани€ требуют все процессы. — учетом этого можно сделать вывод, что реинжиниринг займет достаточно много времени и потребует больших средств. ≈стественно, платить и ждать пока никто не хочет. ѕотому и рождаетс€ спрос на "чистую сертификацию", а мечты о совершенствовании процессов остаютс€ мечтами.

—ерьезное воздействие на подвижки в системе, конечно, могут оказать знани€, получаемые и аккумулируемые в организации, новые сотрудники, способные своей энергией повли€ть на систему. Ёто важный ресурс и с его помощью улучшени€ можно проводить без привлечени€ консультантов, но не на стадии "болезни" организации, а уже в дальнейшем Ч на стадии нормального функционировани€.  роме того, отдельные изменени€ могут быстро демпфироватьс€ старыми "детал€ми механизма". Ќужен комплексный подход.

», пожалуй, одно из главных условий, при котором возможны улучшени€, заключаетс€ в том, чтобы система не блокировала внешнего воздействи€, т.е. у руководства и персонала должно быть желание изменить ситуацию.

¬ св€зи с нехваткой ресурсов на полноценный реинжиниринг систем управлени€, видимо, требуетс€ помощь государства, и отнюдь не в виде пр€мых капиталовложений, а путем создани€ механизмов, позвол€ющих привлекать частные инвестиции.

Ќо пока консалтинговые компании, специализирующиес€ по стандартам »—ќ, продолжают практику продажи практически предсертификационного аудита, а спрос на сертификат как главный продукт консалтинга существует и еще будет некоторое врем€ существовать. “ем не менее консалтинговым компани€м не стоит уповать на долгое существование этой потребности. ѕохоже, начинает формироватьс€ спрос не просто на подтверждающий документ, а на конкретные управленческие решени€.

ѕора задуматьс€ и о своем будущем. » только та компани€, котора€ сможет вести консалтинг с учетом развити€ науки и техники по всем част€м системы управлени€ организацией, вправе за€вл€ть, что оказывает консультационные услуги в соответствии с »—ќ 9001 на высоком уровне, отвеча€ требовани€м и ожидани€м общества. „тобы остатьс€ конкурентоспособными, консалтинговые компании сами должны вли€ть на формирование спроса. ѕредлага€ и продвига€ результативные решени€, они могут оказывать вли€ние на приоритеты клиентов. —двиги и в этом направлении уже есть. Ќекоторые компании предлагают не только консультации по »—ќ 9001, но одновременно и услуги по отдельным элементам —ћ .

» еще. ћы привыкли все проблемы решать, когда они обостр€ютс€ до предела, привыкли терпеть неудобства. ѕриведу житейский пример: недавно € вызывал телемастера, чтобы устранить поломку в телевизоре, а заодно чтобы посмотрел пульт управлени€, у которого западали некоторые кнопки. ¬скрыв пульт, мастер порекомендовал, что нужно сделать. „ерез 20 минут поломка была исправлена. Ќе пригласи € телемастера, скорее всего, продолжал бы мучитьс€ с неисправным пультом, потому что привык, приспособилс€. ј сколько таких аспектов в жизни (на кухне, в автомобиле, на рабочем месте), к которым мы привыкли и оставл€ем без изменений, пока нам кто-то не подскажет или что-то не сломаетс€ окончательно? ѕодчеркну, что проблема с пультом управлени€ решилась только после поломки телевизора.

“ак и при консалтинге.   консультантам идут, когда что-то "горит". ” нас пока нет культуры консалтинга. ј на самом деле обращение к консультантам столь же необходимо, как человеку диспансеризаци€ или техосмотр автомобилю. ќднако к врачу мы тоже идем, как правило, при острой необходимости, а надо бы дл€ своевременной диагностики и профилактики, если вы, конечно, этому врачу довер€ете. Ќо, увы, мы не довер€ем друг другу, не довер€ем врачам, не довер€ем милиционерам, не довер€ем политикам. ¬ этом наша больша€ беда и корень многих проблем. ќтсюда последнее: одним из главных элементов культуры консалтинга должно стать взаимное доверие.



ќпубликовано в журнале "—тандарты и качество"





“акже на сайте:
”правление бизнес-процессами: описание смен€етс€ контроллингом
—ќ“–”ƒЌ»„≈—“¬ќ,  ќЌ ”–≈Ќ÷»я, ƒ≈ћ»Ќ√ » ¬ќ«–ќ∆ƒ≈Ќ»≈ –ќ——»»

ѕодготовлено при поддержке: Ќа выгодных услови€х мфу canon по низкой цене.

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?