Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому. (Н. Макиавелли)

Категория "качество" как атрибут в системах управления



Несмотря на то, что Аристотель, Платон, Кант, Гегель в свое время долго ломали головы над понятием термина "качество", четкого стандарта для всех областей, в которых он применяется, так и не сформировалось. Сегодня категория "качество" используется и в философии, и в различных отраслях науки, и, в частности, в управлении социально-экономическими системами. Что касается употребления "качества" в практике систем управления - здесь оно применяется разнообразно и иногда даже слишком не к месту.

Научное и управленческое сообщество употребляет понятие "качество" в различных формулировках: "качество - ответственность каждого", "качество - это когда возвращается покупатель, а не продукт", "отличное качество", "улучшение качества", "низкое качество", "управление качеством". Почему так по-разному используется это понятие? Для выяснения этого вопроса, в первую очередь, следует обратиться к научному определению понятия.


Углубившись в определения научных словарей, можно обозначить общее понятие "качества". В формулировке "качества" первичными и причинными являются "заданные требования к объекту, либо от окружающей среды, либо от потребителя, либо от заказчика...", а если уж они есть, то вторая часть формулировки, это логическое следствие первой - "соответствие свойств объекта этим требованиям, являются необходимой частью для целостного понимания категории "качество". В соответствии этих компонентов получается эталон, который и можно назвать категорией "качества".  

Качество предмета либо есть, либо его нет, оно не имеет степеней, шкалы или единицы измерений. Так, например, совсем нельзя сказать "осетрина второй свежести".

Категория "качества" есть интегральная системная характеристика, выполненного отношения по всему перечню требований к свойствам объекта, и имеет два состояния, да или нет.

Разобравшись с теоретической составляющей понятия, все-таки остается непонятным, кто задает стандарты качества для России: США, Япония, Европейский союз или, может быть, все-таки, Россия:?

Менеджер одной иностранной компании рассказал о таком случае: "Американская фирма поставила условие новому японскому поставщику, чтобы все поставляемые детали удовлетворяли строгие стандарты качества, существующие в США, - то есть на 99,9% соответствовали спецификации. Японцы были весьма озадачены, но решили не спорить и  поэтому в каждую партию, вместе с 999 качественными деталями включили  1 дефектную. К партии прилагалось уведомление, где говорилось: "Фирма не понимает, почему так необходимо, что бы 0,1 процент поставляемых деталей имели дефекты, но мы счастливы выполнить вашу просьбу!"

Елин А.В., Елина И.Е., Макарюк Р.Е.

По всем возникающим вопросам Вы можете обращаться: 1@rusmanagement.ru  (Макарюк Роман Евгеньевич, ГД РусМенеджмент)





Также на сайте:
Практический опыт внедрения и сертификации Системы Менеджмента Качества (СМК) по требованиям ISO 9001:2000
Причины трудностей при внедрении системы менеджмента качества и как их решать

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?