–Т–∞–ґ–љ–Њ —А–∞—Б—И–Є—А–Є—В—М –≥—А–∞–љ–Є—Ж—Л –Љ—Л—И–ї–µ–љ–Є—П, –Њ–±–µ—Б–њ–µ—З–Є—В—М –Њ–±–Љ–µ–љ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є–µ–є —Б —А–∞–±–Њ—В–љ–Є–Ї–∞–Љ–Є –і—А—Г–≥–Є—Е —Г—З–∞—Б—В–Ї–Њ–≤, —Д–Є—А–Љ –Є –Њ—В—А–∞—Б–ї–µ–є –њ—А–Њ–Љ—Л—И–ї–µ–љ–љ–Њ—Б—В–Є. (–Ъ. –Ш—Б–Є–Ї–∞–≤–∞)

—оздание —ћ  на базе международных стандартов в малых предпри€ти€х


–атников ё. ј.


Cтатистика по сертификации ведущих европейских стран говорит о том, что более 90 процентов компаний, сертифицировавших свои системы менеджмента на соответствие международным стандартам, относ€тс€ к т.н. малым предпри€ти€м. ¬ –оссии также видна тенденци€ к возрастанию доли малых предпри€тий в общем объеме организаций, создающих системы менеджмента.

ћы проанализировали опыт наших европейских коллег и наш опыт внедрени€ систем менеджмента качества на малых предпри€ти€х, как в ÷ентральном, так и в других регионах –оссии, а также  азахстана. ќпыт говорит о том, что классические схемы организации работ, как правило, не подход€т дл€ успешной реализации консультационного проекта при создании систем менеджмента на малом предпри€тии.
¬ чем же основные отличи€ и ограничени€, с которыми сталкиваетс€ руководство компании и ее консультант в ходе проекта?

ѕрежде всего, необходимо сказать об €вных отличи€х в численности персонала и, как правило, сильно разн€щейс€ его доступности - так называемого, временного ресурса. –уководство малого предпри€ти€ не имеет возможности отвлечь до 20-30 процентов персонала дл€ прохождени€ обучени€, требующего нескольких рабочих дней. ƒл€ динамичных компаний столь длительное "выключение" сотрудников из бизнес-процесса чревато серьезными последстви€ми - как финансовыми, так и имиджевыми.

ƒругие важные отличи€ касаютс€ среднего уровн€ квалификации сотрудников. ¬ большинстве случаев этот уровень в малом бизнесе выше, что объ€сн€етс€ не столько высокими требовани€ми при найме, сколько необходимостью посто€нного улучшени€ и сопутствующего изменени€ де€тельности. ќшибки любого специалиста в малом бизнесе видны "как на ладони", прежде всего, из-за отсутстви€ дублировани€ и эффективной внутренней коммуникации по большинству производственных и управленческих вопросов. ¬се это мотивирует персонал на посто€нное развитие навыков и опыта.

Ќельз€ не отметить фактор участи€ высшего руководства в проекте. ¬ малых компани€х руководителю не на кого переложить эту ответственность.   тому же этот слой руководителей более подготовлен к проведению изменений. √лавное - убедить руководител€ организации в целесообразности осуществлени€ проекта, показать на жизненных примерах эффект от реализации аналогичных проектов. Ёто важнейша€ задача консультанта.

ќрганизаци€ проекта создани€ —ћ  предъ€вл€ет особые требовани€ к квалификации консультанта и его навыкам работы с аналогичными компани€ми небольшой численности. Ќа проведение такого рода работ направл€ютс€ консультанты, которые уже продемонстрировали четкое исполнение об€занностей согласно плану и составу работ, умение убеждать руководителей различного уровн€.  онсультанты такой квалификации соответственно и оценивают свой труд.

ƒл€ уменьшени€ затрат предпри€тий малого бизнеса мы разработали уникальную схему проведени€ консультационных работ. —хему, котора€ обеспечивает реализацию проекта с участием консультанта высшей квалификации, и в то же врем€ в доступных финансовых и календарных рамках.

—уть схемы заключаетс€ в своеобразном разделении работ на этапы. ¬се этапы провод€тс€ с одновременным участием представителей всех организаций, задействованных в рассматриваемой схеме консультаций. ќптимальное количество предпри€тий - от п€ти до семи.

ѕервый этап предполагает подготовку высшего руковод€щего звена. Ёто необходимо дл€ обеспечени€ вовлеченности руководителей в проект, что, в свою очередь, становитс€ залогом его успешной реализации. ќптимальна€ продолжительность работ - 2 дн€. ∆елательно проводить данные работы на выезде вдали от производственных площадок - дл€ отвлечени€ от "текучки" и полного погружени€ в обсуждаемую тему.

¬торой этап предусматривает более длительную подготовку одного - двух специалистов от каждого предпри€ти€ в п€тидневном объеме по методическим вопросам разработки документации и организации работ. —еминар может проводитьс€ как на одном из предпри€тий, участвующих в общей схеме, так и на территории консалтинговой компании.

“ретий этап (самый длительный по времени) включает однодневные консультации каждые две недели в течение трех-четырех мес€цев. ¬ ходе консультаций представители предпри€тий получают рекомендации по проектам подготавливаемых регламентов, процедур, карт процессов и других. “акже они получают практические рекомендации по решению проблем внедрени€ разработанных и утвержденных документов на конкретных предпри€ти€х.

«авершающий четвертый этап работ осуществл€етс€ с об€зательным посещением консультантом каждого предпри€ти€. ѕри этом желательно присутствие по одному представителю от каждой организации, участвующей в описываемой схеме консультаций. Ќа завершающем этапе консультант провер€ет, насколько построенна€ система удовлетвор€ет требовани€м соответствующего международного стандарта. ¬ отличие от аудитора, он дает рекомендации и обсуждает с представител€ми предпри€тий оптимальные шаги по устранению вы€вленных несоответствий. ѕо результатам этого этапа составл€етс€ индивидуальный отчет по каждой компании. ¬ нем отражаютс€ как сами отклонени€, так и необходимые последующие шаги по их устранению; даютс€ рекомендации по оптимальным срокам выхода на сертификацию.

¬ывод. ¬ ходе выполнени€ проекта по данной "групповой" схеме организации работ достигаютс€ поставленные цели.  роме того, как уже сказано, необходимо обратить внимание на то, что периодические встречи представителей малых предпри€тий каждые 2 недели и их совместна€ работа с консультантом во врем€ четвертого этапа помогает создать синергетический эффект. Ёффект, при котором как при разработке документации, так и при внедрении документов активно используетс€ не только опыт консультанта, но и совместно анализируютс€ посто€нно возникающие проблемные ситуации в различных компани€х.

Ёкономи€ средств предпри€тий достигаетс€ за счет оплаты ими только части рабочего времени высококвалифицированного специалиста при групповых консультаци€х.


ќпубликовано в ∆урнале "Q-мир"





“акже на сайте:
—овременный менеджмент и ресурсообеспечение создани€ наукоемкой продукции
ћенеджмент качества организации как основа культуры качества или рождение —ократа

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?