Управлять - значит вести предприятие к цели. (Анри Файоль)

Качество как национальная идея


Кудряшов Андрей      

В современном мире никого не интересуют объёмы производства ради объёмов производства. Рост ради роста - идеология раковой клетки. Если мы  сегодня не добьёмся европейского и японского уровня качества наших товаров и услуг, завтра это будет сделать ещё труднее, а послезавтра вряд ли вообще возможно. Это справедливо не только для России, но и для всех стран СНГ. Это в русских сказках у богатыря три дороги. У России - всего две. Первая - занять своё достойное место среди сверхдержав, а вторая - стать сырьевым придатком  сверхдержав, с последующим расчленением - на несколько государств - полуколоний. По какому пути мы пойдём, зависит от каждого из нас.  Поэтому качество должно стать не только национальной идеей России, но и идеей каждого предприятия, каждого отдела или цеха, каждого специалиста и рабочего. Борьба за качество продукции российских предприятий - это в первую очередь борьба за целостность нашего государства! Всё остальное, что говорят о "путях развития" России - это всё просто слова, которыми  пытаются прикрыть либо  свою некомпетентность, либо природную  лень!  А некоторые всё понимают, но вода мутная, рыба ловится, зачем что-то менять? На ближайшие 5-10 лет мы должны взять лозунг японцев середины 50-х годов прошлого века - "Экспорт или смерть!". Причём экспорт не сырья, а качественных товаров, в первую очередь высокотехнологичных.

Качество как национальная идея - это старо как мир. Понимание этой идеи  было  присуще даже министру финансов короля Людовика XIV. В 1664 г. он сказал: "Если наши фабрики, тщательно работая, обеспечат качество наших продуктов, то в интересах иностранцев покупать у нас, а их деньги потекут в королевство".

Сейчас много методик СМК как старых проверенных временем, так и новых. Но слепое копирование "чужого опыта", может принести ведь и вред. Только осмысленное применение всего лучшего, что наработано в сфере СМК, причём с учётом наших условий, особенностей и стратегических целей, с внедрением процессного и проектного подхода, а также развитием системного, статистического и стратегического мышления  -  вот залог нашего успеха!

Но прорыв в сфере качества в одной отдельно взятой организации, напоминает построение социализма в отдельно взятой стране. Деминг говорил японцам: "Вы должны рассматривать всё предприятие как систему. Вы должны рассматривать и оптимизировать всю цепь поставщиков и потребителей как систему. Вы должны оптимизировать всю Японию как систему". Мы должны оптимизировать всю Россию как систему. Хочу, чтобы наша страничка на сайте и вышедшая в апреле  книга "Город Качества 2007", будут вкладом в это общее дело.

В конце 80-х годов прошлого века знаменитая предсказательница Ванга дала россиянам повод хороших надежд на будущее: "Вернётся старая Россия, будет она называться так же, как и при святом Сергии. Все признают её духовное превосходство, и Америка тоже. Никто не сможет остановить Россию. Всё сметёт она со своего пути  и не только сохранится, но и станет властелином мира. Те из славянских держав, что отвернулись от неё, возвратятся в новом обличии". Иоанн Кронштадский говорил о России: "Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. Перестали внимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский!". Но если мы будем (как говорит М. Задорнов) сидеть и просто гордиться тем, что мы Россияне и ничего ни делать, всё изменится очень нескоро.

Конечно, все знают, что Россия занимает далеко не первое место по ВВП, по производству на душу населения и по конкурентоспособности. Но Япония в конце 40-х годов находилась в гораздо худших условиях! Идеи Деминга и Леонтьева сделали из разорённой послевоенной Японии - лидера мировой экономики. И если Япония, потерпев поражение в войне, не имея природных ресурсов и средств - стала одной из самых развитых стран, то нам с  нашими  ресурсами стать первыми - просто Бог велел. Для этого надо выпускать не только конкурентоспособные истребители, танки, автоматы, но и современные материалы, станки, ЭВМ, корабли и т д. Необходимо развитие имеющихся у нас высоких технологий, с постепенным распространением их на все отрасли экономики.

Среднестатистический россиянина хочет покупать качественные продукты, одежду, обувь, бытовую технику, мебель, автомобили и запчасти к ним: Зачем всё это везти из за бугра?     Пора слезть с нефтяной иглы. Кроме того, продавать природные богатства -  значит сознательно обворовывать будущие поколения россиян! Продавать нефть за доллары, менять их на ценные бумаги американских банков - порочная практика. Рискуем остаться без нефти, долларов и ценных бумаг. Мы не можем понять, что, продавая нефть и газ, становимся беднее, а не богаче! В некоторых городах, чиновники, собрав налоги, размещают деньги в зарубежных банках под малый процент, и в этих же банках берут кредиты на текущие нужды городов (ремонт дорог, строительство больниц, социалку), но уже под большие проценты. Керенки и ваучеры ничему нас не научили. Не зря говорят: "Лося бьют в осень, а дурака  - всегда!".

У нас принято желать здоровья, и не принято желать ума. Зачем? Мы и так самые умные! Учиться у американцев или японцев нам не всегда хочется. А ведь многое из "американского" и "японского", пришло к ним из России. Каждый российский рабочий, мастер, технолог, директор, министр, президент - даст фору любому зарубежному коллеге. По отдельности мы действительно очень умные, но когда  собираемся все вместе: Кроме того, во всём мире, в отличие от нас Иванов родства не помнящих, изучают и внедряют всё лучшее, что есть у конкурентов. А мы не только чужое не перенимаем, но и своим опытом не дорожим (бенчмаркинг наоборот). Наступать на одни и те же грабли, биться лбом об одну и ту же стену, проваливаться в одну и туже полынью,  у  нас что-то  в роде,  национального спорта. Идём своим путём, через болота и овраги, по сугробам, по пояс в снегу. Весь свой природный ум и талант тратим на трудности, которые сами же себе и создаём.  При этом своим опытом (положительным и отрицательным) обучаем весь честной мир. Тяжело. А кому сейчас легко?  Но как говорится, процесс уже пошёл. Многие руководители уже не хотят по кочкам идти и бросают взгляды на проторенную дорожку, по которой идут наши будущие друзья по ВТО. Но на этом пути есть свои трудности. Одна из них отсутствие информации об опыте  внедрения современных методик СМК с учётом специфики наших предприятий. Сейчас существуют сотни современных методик. Но как  выбрать необходимые методики (и их комбинации) для достижения своих стратегических целей, и как правильно их внедрить? В России есть очень продвинутые предприятия, где эффективно внедрены самые передовые достижения в сфере СМК, причём не ради сертификата или галочки, а для конкретных целей - снижение затрат, улучшение конкурентоспособности, оптимизация структуры и процессов и как следствие - получение прибыли. Нужно использовать этот опыт. Нужно запустить цепную реакцию качества, чтоб идея качества, дошла, наконец - то, не только до каждого менеджера и рабочего, но в первую очередь до правительства, Государственной  Думы, Президента!

Мне, как жителю города Тольятти и человеку, связанному с Автопромом, хотелось бы коснуться вопросов его возрождения. В настоящее время ситуация в Автопроме  сложная, но не безнадёжная. Сумеем ли мы поднять качество наших автомобилей, зависит  в первую очередь от нас с вами. Хотя в условиях, когда кроме желающих поднять российскую автомобильную промышленность, есть и желающие развалить ее, не просто даётся каждый шаг вперёд.

Многое сделано для развития отечественного автопрома, даже в таких трудных условиях. Такой скорости обновления модельного ряда, как сейчас, на ВАЗе никогда не было, даже в самые благоприятные времена. Завод работает с перевыполнением плана, увеличивает экспорт а/м и автокмплектов, увеличен срок гарантийного обслуживания а/м. Во многом - это благодаря внедрению современных "технологий качества" как на самом ВАЗе, так и у его поставщиков первого и второго уровня. В настоящее время большинство поставщиков а/к готовится к сертификации СМК в соответствии с требованиями ISO 9001, ISO/TS 16949 улучшая качество а/к не на словах, а на деле. Но как показывает опыт, при этом предприятия испытывают определённые трудности:

  1. Испытывают недостаток ресурсов, информации и квалифицированных кадров. Часто внедряют СМК без учёта специфики своего предприятия и его стратегических целей. Сталкиваются с проблемой "некомпетентных консультантов" (эта проблема актуальна даже для США).

  2. Иногда внедряют СМК для "дяди" аудитора, или чтоб назойливый потребитель отвязался. Оставляют иерархическую структуру (называемую кладбищем), которая является антиподом процессного подхода и съедает все плюсы любой  СМК. Не понимают  процессного подхода, взаимодействия процессов и критериев их оценки; сталкиваются с сопротивлением сотрудников внедрению СМК и отсутствием на предприятии системы мотивации. Не занимаются развитием и обучением поставщиков.

  3. Наибольшие трудности испытывают при внедрении специальных методов ISO/TS 16949 (SPC, MSA, PPAP, APQP, FMEA), а также при внедрении проектного и системного подхода.

Пугаться "новых методик" не стоит. Тем более, если вы россиянин, или, по крайней мере, житель СНГ. Можете гордиться тем, что многие методы, которыми пользуется сегодня весь мир, родом из СССР (или имели там прототипы). А если вы житель дальнего зарубежья (или не в курсе), то я готов напомнить: и ключевые характеристики, и инструменты, которые весь мир теперь знает как FMEA, APQP, РРАР - разработки советской оборонки. Назывались они тогда по иному, но требования предъявляли гораздо более жёсткие. Это методики нашей танковой и авиационной промышленности, внедрённые в конце 30-х годов. Они практически обеспечили нам победу в Великой Отечественной войне и до сих пор обеспечивают безопасность страны и одно из первых мест на рынке вооружений. И если в 30-е годы мы обгоняли в этих вопросах Японию на 25-30 лет, а европейские страны и США на 60-70 лет, то кто нам мешает сейчас, по этим же вопросам обогнать, например Японию, хотя бы на несколько лет. Думаю это реально.

Разработка новой модели боевого самолёта от ТЗ до опытного образца перед войной равнялась одному месяцу, подготовка производства от опытного образца до запуска в серию равнялась трём месяцам. Во время войны заводы эвакуировали на восток с одновременным увеличением выпуска продукции и запуском в производство новых моделей танков и самолётов. Вот вам и APQP по - русски. Ни противники, ни союзники не создали своей "Тридцатьчетвёрки", "Катюши", или например "Ильюшина" с противотанковыми "Катюшами". Кто-то возразит: "Ты бы ещё Левшу вспомнил!". А зря! Главный секрет Т-34 в присадке к  сплаву блока цилиндров авиационного дизеля, который установили на танк. Секрет "Катюш" - в составе пороха, который обеспечивал определённую скорость горения. Эти открытия были сделаны в начале 20-х годов прошлого века русскими учёными. Сейчас это называют - планирование эксперимента, точнее поиск оптимума. Высший пилотаж современного японского гуру по качеству.

После работы, начиная с середины 30-х годов и тем более в военное время, директора заводов, конструктора, технологи и производственники рассматривали возможные несоответствия в конструкции и технологии, их причины и возможные последствия. Вот вам и FMEA - по русски. До сих пор в мире считается классикой - эффективность применения DFMEA и РFMEA при создании Т-34 и Ил-2.  Больше чем пол века назад создал свой автомат Калашников. Этот автомат - мечта любого американского солдата, в любой горячей точке мира уже много лет. Вот вам и QFD - по русски: Понятие "ключевые характеристики", родилось в 1941 г в СССР на танкостроительном заводе, об этом знает любой японский специалист по качеству, и мало кто знает в России. Квалифицированные рабочие в начале войны ушли на фронт, их рабочие места у станков заняли женщины и подростки. Для того чтоб обеспечить качество лучшего в мире танка, и были введены ключевые характеристики. В СССР любой военпред с 30-х годов  для определения  качества партии продукции, практически в уме высчитывал дисперсию, стандартное отклонение и доверительный интервал. Вот вам и SPC по - русски! С 30-х годов у нас существуют периодические, типовые, квалификационные и специальные испытания - вот вам и РРАР по - русски! В 1955 году мы подарили всему миру систему названную затем в Америке "ноль дефектов". В начале 60-х эту систему внедрили в оборонной промышленности США, в середине 60-х в гражданской промышленности Японии, а в середине 80-х на ведущих автосборочных заводах США. Но почему мы так далеко отстали от всех? Всё лучшее у нас так и осталось в оборонке. Отсутствие конкуренции и пресловутый вал, свели на нет, все наши успехи в гражданских отраслях промышленности. Российская военная техника и сейчас - самая лучшая по характеристикам, качеству и цене. Хоть японцев и американцев обучай методике QFD, шесть сигм и системе Кайдзен! Конечно, мы стоя аплодируем нашим оборонщикам, но и в гражданской промышленности необходимо внедрять современные методы СМК, причём не только на уровне американской телефонной компании середины 20-х годов прошлого века в стиле позднего Шухарта или раннего Фишера.

Для скорейшего достижения стратегических целей, улучшения качества продукции и услуг, повышения конкурентоспособности и снижения затрат - Вам может быть полезен опыт специалистов ведущих российских и зарубежных предприятий, которым, как мы надеемся, они будут делиться на нашей страничке.






Также на сайте:
Настоящее и будущее улучшений
Новый менеджмент должен действовать осмысленно

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте



  • Стенд балансировочный лс здесь
  • kaskadauto.net


Как сюда попасть?