Когда невозможно уже работать напряженнее, начни работать умнее. (Из записок менеджеров)

Интегрированные системы менеджмента - понятие и опыт разработки


Воробьев Дмитрий Олегович

Компания "Байт"



Введение

В последнее время вопрос внедрения интегрированных систем менеджмента (ИСМ) становится все более актуальным для российских компаний, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и некоторых отечественных, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью.  

Не вызывает сомнений, что внедрение группы стандартов как интегрированной системы более экономично и эффективно по сравнению независимым внедрением нескольких стандартов на системы менеджмента. Однако, несмотря на актуальность проблемы и эффективность внедрения ИСМ, в литературе встречается крайне мало рекомендаций по этому вопросу.

В настоящей статье будет дано описание особенностей и преимуществ интегрированных систем менеджмента, а также рассмотрена задача разработки ИСМ на основе международных стандартов ISO 9001:2000, ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:1999.

Модель интегрированной системы менеджмента, кратко описанная в рамках настоящей статьи, может применяться на предприятиях практически любых отраслей и форм собственности. Это обусловлено, в первую очередь, межотраслевым характером стандартов, требования которых интегрированы.


Что такое ИСМ?

Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. Очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.

О тождественности понятий "интегрированная система менеджмента" и "система общего менеджмента" можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента, что может оказаться неопределенно длительным процессом. Далее будут рассмотрены преимущества ИСМ.


Что дает ИСМ?

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:

  • дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;

  • запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;

  • сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;

  • длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;

  • большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.

Определив, что интегрированные системы менеджмента выгоднее независимых, перейдем к вопросу построения ИСМ.


Как построить ИСМ?

Построение интегрированной системы менеджмента, что называется "с нуля", должно строиться на принципах, установленных в международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы менеджмента качества, в первую очередь, такие как процессный подход, системный подход, лидерство руководителя, вовлечение работников и постоянное улучшение. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс.


Принципы процессного и системного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов. Модель строится с использованием методологии IDEF0, которая позволяет с достаточной степенью детализации описать требования ИСМ, и в то же время оставляет возможность для дальнейшей декомпозиции. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации универсальной модели ИСМ практически в любой организации. Помимо этого, методология IDEF0 принята Госстандартом России в руководящем документе "РД IDEF0-2000 Методология функционального моделирования" /1/. Документ описывает семантику нотации IDEF0, правила и методику структурированного графического описания процессов и является правовой базой для применения этой методологии в России.


В настоящей статье представлена модель системы менеджмента, интегрирующая требования стандартов ISO 9001:2000 /2/, ISO 14001:2004 /3/, OHSAS 18001:1999 /4/. Ниже приведен алгоритм, в соответствии с которым была построена модель:

  1. Последовательный анализ вышеназванных стандартов с целью выявления требований относительно процессов, которые должны присутствовать в системе менеджмента организации.

  2. Анализ связей между процессами (определение потоков документации, информации, ресурсов, объединяющих процессы в систему).

  3. Выявление общих требований трех стандартов к процессам, документации и ресурсам с целью исключения дублирования составляющих ИСМ.

  4. Последовательная декомпозиция процессов интегрированной системы менеджмента, необходимая для включения в модель всех требуемых процессов.

  5. Анализ и построение системы взаимосвязей процессов ИСМ.

  6. Проверка соответствия полученной модели первоначально выявленным требованиям стандартов и устранение выявленных несоответствий.

Ниже приведена модель ИСМ, построенная по вышеприведенному алгоритму, интегрирующая требования упомянутых стандартов.


Модель ИСМ


Общая глубина декомпозиции модели достигает 5 уровней, однако регламент настоящей статьи не позволяет привести модель полностью, а также дать развернутый комментарий к каждому из представленных процессов.

На рисунке 1 представлен корень дерева процессов модели - процесс "А0 Деятельность компании". Он декомпозируется на четыре подпроцесса, для каждого из которых определены ключевые управляющие воздействия, механизмы, входы и выходы:

  1. Управление деятельностью компании

  2. Обеспечение ресурсами

  3. Производство продукции и оказание услуг

  4. Измерения, анализ и улучшения


img1

Рисунок 1 - Процесс "А0 Деятельность компании"


На рисунке 2 представлен процесс "А1 Управление деятельностью компании", декомпозируемый на пять подпроцессов:

  1. Разработка политики, целей и задач ИСМ

  2. Управление рисками

  3. Планирование и развитие ИСМ

  4. Распределение ответственности и взаимосвязей сотрудников

  5. Анализ результативности и эффективности ИСМ


img2

Рисунок 2 - Процесс "А1 Управление деятельностью компании"


На рисунке 3 представлен процесс "А2 Обеспечение ресурсами", состоящий из 5 подпроцессов:

  1. Управление материальными и информационными ресурсами

  2. Управление персоналом

  3. Управление инфраструктурой

  4. Управление производственной средой

  5. Управление финансами


img3

Рисунок 3 - Процесс "А2 Обеспечение ресурсами"


Необходимо отметить, что подпроцессы "Обеспечения ресурсами" не связаны между собой, поскольку в стандартах ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001 отсутствуют сведения об их взаимном влиянии и взаимозависимости.


На рисунке 4 приведен процесс "А3 Производство продукции и оказание услуг", декомпозируемый на 6 подпроцессов:

  1. Планирование жизненного цикла продукции

  2. Определение требований заинтересованных сторон

  3. Проектирование продукции и разработка техпроцессов

  4. Закупки

  5. Производство

  6. Управление документацией


img4

Рисунок 4 - Процесс "А3 Производство продукции и оказание услуг"


На рисунке 5 приведен процесс "А4 Измерение, анализ и улучшение", состоящий из пяти подпроцессов:

  1. Управление записями

  2. Мониторинг и измерение

  3. Управление несоответствиями

  4. Анализ данных

  5. Улучшение


img5

Рисунок 5 - Процесс "А4 Измерение, анализ и улучшение"


Заключение

Подводя итог всему сказанному выше, можно сказать:

  1. сегодня для успешного и гармоничного развития бизнеса необходимо соблюдение требований нескольких стандартов на системы менеджмента на каждом предприятии;

  2. построение интегрированной системы менеджмента - это наиболее эффективный способ одновременного соблюдения требований нескольких стандартов;

  3. разработка и адаптация интегрированной модели процессов по требованиям стандартов - наиболее эффективный способ построения ИСМ.


Список использованных источников

  1. РД IDEF0-2000. Методология функционального моделирования, М.: Издательство стандартов, 2000. - 75 с.

  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Общие требования. - М.: Издательство стандартов, 2001. - 59с.

  3. ГОСТ Р ИСО 14001-2005. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. - М.: Издательство стандартов, 2005. - 33с.

  4. OHSAS 18001:1999. Системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем. Спецификация. - 23c.





Также на сайте:
МС ИСО серии 9000 или метод "Шесть сигм": есть ли проблема выбора?
ИСО 9000. Проблемы внедрения и развития системы качества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?