Чужие успехи кажутся легко достижимыми. Роковое заблуждение. Наоборот, неудачи всегда очень часты, а успехи достигаются с трудом. Неудачи получаются в результате покоя и беспечности; за удачу же приходится платить всем, что у тебя есть, и всем, что ты есть. (Г. Форд)

Энтузиазм вознаграждается

1994 год. Моя первая командировка на ежегодный конгресс Европейской организации качества (ЕОК), проходящий в Лиссабоне. Перед поездкой я поставила себе задачу познакомиться с издателем официального журнала ЕОК "Европейское качество" Джоном Келли. После торжественного открытия конгресса мы с ним встретились и начали обсуждать планы сотрудничества. У меня была идея распространять "Европейское качество" в России. Во время наших переговоров в конце коридора на фоне освещенного проема появилась фигура подтянутого невысокого человека, который прихрамывающей походкой двигался в нашу сторону. Джон, увидев его, воскликнул, что сама фортуна благоволит нам: приближался один из величайших гуру качества Арманд Фейгенбаум.

Джон познакомил нас и неожиданно для меня договорился с ним об интервью для российского журнала "Стандарты и качество", который я представляла. На следующий день я взяла свое первое интервью у Арманда Фейгенбаума. Сейчас перед вашими глазами второе интервью с известным ученым - в журнале, который продолжает традиции "Европейского качества".

Наталия Томсон. Господин Фейгенбаум, опишите, пожалуйста, свое детство и юность. Что вам больше всего запомнилось из этой поры? Можете ли вы назвать ее счастливой?

Арманд Фейгенбаум. Я вырос в Питсфильде, крупном промышленном городе США на границе штатов Массачусетс и Нью-Йорк. Именно здесь зародилась мировая электротехническаяпромышленность и была основана крупнейшая корпорация General Electric Company (GE). Мой отец владел собственной компанией, а мать была профессиональной пианисткой. Я с ранних лет интересовался техникой, родители всячески поощряли мое увлечение и хотели, чтобы я получил достойное образование. Мой дед, один из первых руководителей GE, настаивал, чтобы я изучал ремесленные специальности.

После окончания средней школы я поступил в Union College в городе Скенектеди (штат Нью-Йорк), признанном одним из лучших во всем мире центре подготовки высококвалифицированных специалистов по электротехнике.

В докторантуре Массачусетского технологического института в Кембридже я уделял большое внимание математике, инженерным наукам, экономике, системотехнике, а также совершенно новой тогда для меня области - менеджменту качества. Я получил докторские степени по технологии и экономике и в течение нескольких лет совмещал учебу с работой в GE: был инженеромтехнологом промышленного производства и инженером-конструктором авиационных двигателей. Там же я впервые начал широко применять методы системотехники и менеджмента качества как альтернативы традиционным методам проверок и испытаний.

Я достиг заметных успехов в повышении качества авиационных двигателей и производственных процессов, и мне предложили создать и возглавить первое в GE специализированное подразделение менеджмента качества. Оно очень быстро начало развиваться и добилось отличных результатов, после чего меня стали приглашать в роли консультанта и докладчика по новым методам менеджмента качества как в саму GE, так и на другие предприятия. Наконец, McGrawHill Book Company, ставшая затем издателем всех моих работ, выступила с предложением написать книгу, за которое я с удовольствием ухватился. Моя первая монография называлась "Принципы и практические методы менеджмента качества" и вызвала большой интерес у общественности.

Н.Т. Опишите свой профессиональный путь. Что привело вас в мир качества?

А.Ф. Благодаря моим первым успехам в области менеджмента качества меня в достаточно юном возрасте назначили менеджером по качеству на крупнейшем заводе корпорации GE в городе Скенектеди. Там работало около 45 тысяч человек. В мои обязанности входило обеспечение повышения качества товаров и услуг, чтобы удовлетворять постоянно растущие требования потребителей.

GE была крупнейшей корпорацией, задававшей тон во всей отрасли. Поэтому я постоянно совершенствовался и стремился войти в число самых квалифицированных специалистов по качеству как в General Electric, так и на мировом рынке электротехнической продукции. Для этого я наладил обмен опытом с профессионалами по менеджменту качества из других организаций.

В то время происходили фундаментальные перемены в теории и практике менеджмента качества. Появилось много служб контроля и проверки продукции, причем менеджмент качества они рассматривали скорее как набор аналитических и статистических методов, а не как системный, комплексный подход, обеспечивающий поставку потребителям высококачественной и надежной продукции, удовлетворяющей их требованиям, к чему всегда стремилась GE.

В GE я в числе прочего следил за применением новых подходов и методов менеджмента качества и их дальнейшим совершенствованием. Многое пришлось изменить. Мы постепенно пришли к пониманию того, что менеджмент качества должен быть средством повышения потребительской ценности продукции и услуг компании, совершенствования квалификации трудовых ресурсов, снижения затрат, связанных с качеством, и решения других проблем. Такой подход сильно отличается от традиционных проверок и испытаний, поскольку предъявляет высокие требования к исполнителям, и моя задача была правильно его внедрить.

Для обозначения всех усилий, необходимых для достижения успеха в данной области, я предложил новый термин "всеобщее управление качеством". Позднее я написал одноименную книгу, в которой разъяснялись общие принципы и методы внедрения этого комплексного подхода. Она выдержала многочисленные издания на многих языках и до сих пор находит широкое применение в мире.

Методология всеобщего управления качеством доказала свою успешность сначала на заводе Schenectady Works, а позднее и в GE, когда меня назначили там менеджером по производственным операциям и качеству. Я помогал внедрять эту методологию многим ведущим компаниям и организациям Европы, Южной Америки и Азии, а особенный интерес она вызвала в Японии. Со временем моя профессиональная квалификация была признана лучшими специалистами по качеству, два срока подряд меня избирали президентом Американского общества качества, а затем включили в число учредителей Международной академии качества.

Н.Т. Насколько я знаю, вы со своим братом Дональдом Фейгенбаумом основали собственную консалтинговую фирму. Расскажите, пожалуйста, об этом.

А.Ф. Наша компания General Systems Company оказывает консалтинговые услуги по внедрению системы всеобщего менеджмента качества, в эффективности которой мы постоянно убеждаемся. Один из наших клиентов старейшая американская компания Union Pacific Railroad, владеющая крупнейшей в США и одной из крупнейших в мире железной дорогой. Внедрение системы всеобщего менеджмента качества позволило ей стать высокотехнологичным и одним из самых эффективных в Америке транспортным предприятием. Другой пример - одна из ведущих промышленных компаний США Cummins Engine, крупнейший в мире производитель дизелей и других мощных двигателей внутреннего сгорания. Система всеобщего менеджмента качества стала ключом к превращению Cummins Engine в одну из силь нейших и наиболее эффективных промышленных корпораций мире, отвечающих требованиям экономики XXI века.

Принципы всеобщего управления качеством и примеры его успешного внедрения мы с моим братом Дональдом достаточно подробно описали в книге The Power of Management Capital.

Мы всегда обращаем внимание издателей на то, что нужно быть очень внимательными при ее переводе на другие языки. Например, в книге приводится английское идиоматическое выражение "If you cannot stand the heat in the kitchen, you should not go in there to cook"1. Его дословный перевод может запутать читателя. А мы этим высказыванием хотели подчеркнуть важность постоянной работы и системности в применении принципов качества, особенно со стороны руководства компании.

Н.Т. Кого вы считаете своими учителями?

А.Ф. Крупнейшая американская компания American Telephone & Telegraph (AT&T) и ее всемирно известное научно-исследовательское отделение Bell Laboratories прославились за счет своих передовых технологий и изобретений. Многие руководители этих организаций были выпускниками Массачусетского технологического института, в котором я учился. Трое из них были пионерами в области качества: Уолтер Шухарт, отец современных методов статистического контроля качества, Джордж Эдвардс, создатель Американского общества качества и Юджин Фишер, основатель службы качества AT&T. Их труды оказали на меня сильное влияние.

В течение многих лет моими наставниками и советниками были профессора менеджмента Массачусетского технологического института Дуглас В. Браун и Альфред П. Слоан.

Н.Т. Чем вы занимаетесь в свободное время?

А.Ф. Свободное время я провожу со своей семьей и друзьями. Очень люблю спорт. Ни дня не могу повести без чтения: книги сопровождают меня в любой поездке. Я продолжаю совершенствовать свое образование.

Н.Т. Каков ваш девиз?

А.Ф. Все, что способствует повышению качества внутри организации, служит ей на благо.

Н.Т. Что бы вы пожелали нашим читателям?

А.Ф. Я желаю всем больших успехов в совершенствовании своих лидерских качеств и творческого, полноценного использования всех новых возможностей, которые предоставляет нам XXI век. Не теряйте энтузиазма, и ваше стремление к совершенству вознаградится. Удачи вам в работе и во всех остальных сферах вашей жизни!


1 В русском языке этой пословице соответствует присказка "Без труда не вытащить и рыбку из пруда". Буквальный перевод английской фразы звучит так: "Если ты не умеешь поддерживать огонь в очаге, не стоит приступать к приготовлению пищи".

Опубликовано в "Деловое совершенство"





Также на сайте:
Менеджмент с участием каждого (вовлечение персонала в TQM)
Наиболее часто задаваемые вопросы по разработке системы качества

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?