Мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооцениваем изменения следующих десяти лет. (Б.Гейтс)

Менеджмент с участием каждого (вовлечение персонала в TQM)


Блинов Денис Владимирович, к.э.н., доцент


Используйте способности всех работников компании для достижения наилучшего результата.


Введение

Как следует из определения понятия TQM - "Всеобщего управления качества", рассмотренного ранее, обязательным условием его реализации является участие в этой деятельности всех подразделений компании и каждого работника предприятия. Следовательно, управление качеством не будет иметь успеха до тех пор, пока "менеджмент с участием каждого = всеобщее управление качеством" не станет реальностью.

К. Имура, в прошлом президент, а в настоящее время советник компании Токаи Рика Корп., производящей такие компоненты для автомобильной отрасли, как замки и выключатели, отметил:

"Условиями улучшения показателей компании, устранения ее структурных слабостей и отрицательных эффектов роста, во-первых, является участие каждого работника компании, а во-вторых, внедрение менеджмента качества по всей компании. Я пришел к выводу о том, что лишь только TQM способно помочь в этой ситуации и решил внедрять TQM в компании в 1974 году.

Это утверждение основывается на твердом убеждении в том, что TQM является "наилучшим научным подходом/инструментом, подходящим как для компании в целом, так и для всех ее работников" для формирования у групп работников положительного отношения к качеству при рациональном понимании своей деятельности (похоже на то, что чекист должен иметь горячее сердце, чистые руки и холодный ум - примечание переводчика). Для компании, ее качество может рассматриваться с двух аспектов - "показатели" компании - показатели ее деятельности и ее "характер" - культура, сложившаяся в компании. Компания состоит из людей с их поведением и мышлением. Поэтому в идеале, условием максимального развития творчества является формирование команды людей, полных энергии, работающих в сотрудничестве друг с другом, где  сочетается энтузиазм и интеллект, научный подход к решению проблем с человеностью.

В упомянутой здесь компании, Токаи Рика Корп., улучшение управления в компании происходило на основе убеждения в том, что показатели деятельности компании и ее "характер" могут развиваться независимо, но вместе они усиливают друг друга. Программа TQM в данной компании получила приз Деминга в 1978 г.


Стратегии для развития менеджмента с участием каждого (вовлеченности персонала).

Деятельность всех компаний осуществляется людьми. Несмотря на то, что компьютеризация и распространение роботов призваны заменить труд людей, все таки необходим персонал для управления этими устройствами. Поэтому не будет преувеличением заявить, что будущее компании возможно лишь в том случае, если способности каждого работника в компании используются в полной мере благодаря менеджменту с участием каждого. "Менеджмент с участием каждого" означает, что менеджмент качества реализуется:

  • С участием каждого;

  • Во всех подразделениях компании - планирования, проектирования, разработки, производства, закупок, маркетинга, общего управления (администрирования) и др.

  • С участием всех уровней управления - высшего руководства, начальников подразделений, руководителей отделов и групп, менеджеров, производственных мастеров и рабочих.

Для "менеджмента с участием каждого" характерно возникновение различных типов взаимодействия. Какие препятствия существуют для внедрения "менеджмента с участием каждого" в компании? Как можно с ними справиться?


Если высшее руководство не демонстрирует лидерство.

Данная проблем проявляется в двух формах:

  1. Высшее руководство не знакомо, или не имеет интереса к менеджменту качества и менеджменту с участием каждого.

  2. Высшее руководство заявляет о своей приверженности менеджменту качества и менеджменту с участием каждого, но ничего при этом не делает.


Профессор Т.Икезава из Университета Васеда отмечает в своей книге "Что делать, и чего не делать в менеджменте качества" - "Не пытайтесь внедрять менеджмент качества до тех пор, пока президент (или лицо № 2 в компании) не проявляет интерес к этому - в другом случае лицо № 3 в компании не будет этим заниматься!". Еще нигде TQM не имело успех при отсутствии лидерства у высшего руководства компании. Некоторые исследователи даже заявляют, что первая буква в словосочетании TQM означает "высшее руководство" (Т - top - примечание переводчика). Если высшее руководство не проявляет интереса и не готово принять лидерскую роль, можно попытаться объяснить ему выгоды внедрения TQM в компании и объяснить основные идеи, лежащие в основе TQM. Это рекомендуется сделать ответственному за качество в компании, или лицу, занимающемуся внедрением TQM в компании (например консультанту).

Существует ряд методов для вовлечения высшего руководства в TQM:

  • Отправить руководителей на семинар по TQM;

  • Порекомендовать им посетить конференцию по вопросам TQM;

  • Организовать встречу с представителями компаний-поставщиков, потребителей, или других похожих компаний, в которых успешно функционирует TQM;

  • Сформировать в компании кружки качества, или провести в компании внутреннюю конференцию для рассмотрения выгод внедрения TQM.

  • Внедрить TQM в отдельном подразделении компании (пилотный проект) и рассмотреть его результаты;

  • Пригласить профессионалов в области менеджмента качества для оценки существующего положения компании.


В любом случае, начинать рекомендуется с некоторого мероприятия - стимула вовлечения высшего руководства, наподобие рекомендуемых выше, хотя в каждом отдельном случае практика их применения может различаться.  

Если существует сопротивление со стороны высших руководителей или руководителей подразделений.


Неизбежно, что некоторые высшие руководители или руководители подразделений будут сопротивляться внедрению TQM. При этом они будут утверждать, что это только уменьшит выручку от продаж и создаст дополнительные сложности. Возможно эти люди сумели добиться увеличения продаж или успешно разрабатывают новые продукты без TQM. Но времена изменяются и давно известные методы редко продолжают сохранять эффективность. Но при этом темпы роста продаж и прибыли могут уменьшиться без участия тех людей, которые в настоящее время препятствуют внедрению TQM. Поэтому первым делом необходимо дать этим людям представление о менеджменте качества. Можно порекомендовать им посетить специальные курсы по обучению TQM. В это же время им полезно познакомиться с тем, чем занимались другие руководители в TQM и с какими проблемами они при этом столкнулись. Также можно порекомендовать проведение "диагностики менеджмента качества" на предприятии, с использованием существующих фактов и данных, для выявления слабых мест в текущей ситуации.


Если внедрение TQM происходит недостаточными темпами.

Часто для внедрения TQM в компанию формируются или создаются специальные органы, называемые, например, "Команда внедрения TQM", или "комитеты внедрения TQM". В общем случае, этот орган отвечает за:

  • Изучение, знакомство и разработку менеджмента качества в компании;

  • Планирование и организацию TQM в компании;

  • Обучение и распространение менеджмента качества внутри компании;

  • Аудит и руководство внедрения TQM в компании;

  • Роль лица, способствующего внедрению TQM в компании очень важна. К этим людям должны предъявляться следующие характеристики:

  • Хорошие навыки общения и способность приводить всех к победе;

  • Способность к гибкому планированию;

  • Готовность к достижению результатов, мотивируя самого себя;

  • Увлеченность;

  • Наличие опыта работы в производстве и знакомство с конкретными технологиями;

  • Хорошее физическое здоровье и стрессоустойчивость;

  • Знакомство с основами менеджмента качества;

Надо полагать, что люди обладающие требуемыми характеристиками, особенно если они уже являются главными фигурами в компании не имеют много свободного времени.  Однако очень важно выделить наилучших и наиболее подходящих из них по требуемым характеристикам в качестве лиц, способствующих внедрению TQM в компании. Привлечение этих лиц в проект внедрения TQM станет тем сигналом, которым высшее руководство компании сообщает всему персоналу о важности внедрения TQM в компании. На первых этапах внедрения TQM становится особенно важным выдвижение в проект внедрения тех людей, которые способны отстаивать свои взгляды и добиваться результатов, даже если они пока не знакомы с основами менеджмента качества. Понимание этих основ придет позднее.


Если подразделения продаж и общего управления в компании уклоняются от внедрения TQM.

Зачастую линейные производственные подразделения компании проявляют интерес к внедрению TQM, однако работники функций управления и продаж относятся к TQM пренебрежительно. Здесь следует вспомнить, что для внедрения TQM в компании требуется участие каждого.

Обеспечение качества и разработка нового продукта не может успешно реализовываться без участия остальных управленческих функций компании, к которым можно отнести долгосрочное планирование, контроль за реализацией политики, планирование продукта и развитие человеческих ресурсов компании. Производственные подразделения останутся без работы, если произведенную ими продукцию не смогут продать. Поэтому в условиях ожесточения конкуренции становится особенно важно, чтобы отдел продаж принимал участие в TQM.  Деятельность тех подразделения, в которых считают, что TQM их не касается, должны тщательно изучаться на предмет того, имеются ли там проблемы, которые можно устранить внедрением TQM в компании. Выявление этих проблем для их последующего устранения с использованием подходов TQM дает наилучшие результаты. Поступая таким образом, в этих подразделениях получат представление о методах улучшения и управления, которые позволят получить более широкое представление о менеджменте качества.


Вывод.

При внедрении TQM в деятельность компании возникает множество проблем. Это нормальная ситуация, поскольку если пыль накапливалась в течение продолжительного времени, возникнут трудности с ее уборкой. Однако, до тех пор, пока сопротивляющиеся силы не перейдут на вашу сторону, всеобщее участие не будет реализовано. Высшие руководители и начальники подразделений могут как играть активную роль во внедрении TQM, так и всячески препятствовать этому.


Практическое внедрение "менеджмента с участием каждого"

Для практического внедрения "менеджмента с участием каждого" рекомендуется выполнение следующих четырех этапов, каждый из которых имеет важное значение.

Этап 1. Высшее руководство объявляет о внедрении TQM. Тем самым демонстрируется отношение к этому высшего руководства, решимость и обязательства высшего руководства по внедрению TQM в компании. При этом сообщаются также четкие и ясные цели улучшения для "улучшения компании".

Этап 2. Начало внедрения TQM. На этом этапе формулируется политика высшего руководства в области качества, руководящие директивы для всего персонала и начинается внедрение TQM.  Поскольку обучение основам менеджмента качества имеет очень важное значение для правильного их понимания, на этом этапе формулируется и выполняется план по обучению.

Этап 3. Выполнение общей проверки. Для улучшения качества работы проблемы сперва следует выявить. "Общая проверка" представляет собой оценку всей деятельности компании, проводимой с участием всего персонала компании. В ходе этой проверки выявляются проблемы и указываются вопросы для улучшений. Весь персонал должен участвовать в поиске проблем, особенно тех проблем, которые связаны с проблемами в других подразделениях. Выявленные проблемы должны быть решены.

Конечно, при этом следует анализировать не только проблемы, связанные с повседневным управлением, но и анализировать управление политикой и показатели сформулированной политики.

Этап 4. Развертывание деятельности по улучшению с участием каждого. На этом этапе происходит реализация улучшений для тех проблем, задач высшего руководства и структурное улучшение проблем, выявленных в ходе общей проверки с участием каждого.

Модели реализации улучшений могут быть следующими:

  • Рассмотрение проблем на рабочих местах под общим руководством начальника;

  • Рассмотрение проблем командой менеджмента качества;

  • Рассмотрение проблем кружком качества.

  • Выбор модели зависит от величины проблемы, трудности ее решения и степени вовлеченности в разрешение проблемы других подразделения.






Также на сайте:
Наиболее часто задаваемые вопросы по разработке системы качества
Будущее компании, в которой отсутствуют принципы менеджмента качества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?