Качество определяет потребитель. Только он может решать что покупать! От лучшего качества выигрывают все, от плохого качества проигрывает каждый. (Э. Деминг)

Программа "100 лучших товаров России"


Гличев А.В.

Россия



Переход России на использование рыночных механизмов в экономике поставил не мало проблем перед наукой и практикой управления и обеспечения качества товаров и их конкурентоспособности.

Прежде всего необходимо было понять природу современных рыночных механизмов, масштаб и силу их влияния на качество в, так называемых, развитых в экономическом отношении странах.

Необходимо было также определить в какой мере можно использовать в новых условиях опыт и багаж накопленный в период государственного планирования и управления общественным производством в нашей стране.

Проделанная аналитическая работа представляет лишь первый шаг в сложной и длительной работе, особенно если учитывать глубину происходящих перемен, масштаб и значимость Российской экономики.

Следует особо подчеркнуть, что опыт других крупных стран в проведении подобных реформ отсутствует. Это еще больше усложняет поиск новых путей эффективного улучшения качества в условиях происходящих перемен.

Россия опять, в который раз, находится в состоянии социально-экономического эксперимента, имеющего глобальный характер.

Анализ, проведенный в указанных направлениях, позволяет сделать несколько важных выводов в практических целях:

  1. Организационно-технический инструментарий управления и обеспечения качества в новых экономических условиях сохраняется. Более того, его роль сильно возрастает. Сюда включается - компьютерное проектирование новой продукции, формы ускоренной подготовки ее производства, метрологическое обеспечение, технические измерения, контроль и испытания продукции и т.п.

  2. Рыночные отношения и конкурентная среда объективно приводят к весьма значительному углублению характера потребностей и их дифференциации. Это обстоятельство требует теперь интенсификации всей деятельности в области качества по сравнению с системой планового государственного управления производством.

  3. Необходимость укрепления имиджа товаропроизводителя на рынках и создание эффективных систем качества резко повышает роль стандартов организаций и требует укрепления служб стандартизаций. С определенными изменениями и корректировками можно использовать принципиальные положения систем стандартов по подготовке производства, безопасности труда и некоторых других.

  4. Темпы роста качественного содержания производимой продукции теперь опережают темпы роста объемов ее производства и продаж.

  5. Методология системного, комплексного подхода к организации управления и обеспечения качества оправдана и эффективна как в условиях плановой, так и рыночной экономики.

  6. Максимальная прибыль товаропроизводителей, характерная для рыночной  экономики, также как и выполнение  государственных заданий теперь не являются достаточным для оценки деятельности по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности.

  7. В новых экономических условиях критерии производственной деятельности имеет многосторонний характер, включающий по крайней мере:

  • оптимальный размер прибыли, необходимый для обеспечения роста качества при расширенном воспроизводстве;

  • максимально возможное удовлетворение растущих потребностей и запросов покупателей товаров;

  • устойчивость товаропроизводителя в условиях конкуренции.

Познавая особенности переходного периода, ученые и практики нашей страны осуществляли поиск новых приемлемых форм и методов улучшения качества и повышения конкурентоспособности отечественных продукции и услуг.

В переходный период активно разрабатывались законодательные меры, активно разрабатывались системные меры неправительственного, общественного, характера. Создавались неправительственные организации, работающие над проблемами качества. В их числе следует назвать МОСовАСК, Академия проблем качества, Росиспытания, Всероссийское общество качества.

Активизировалась консалтинговая деятельность по применению стандартов ИСО серии 9000 и их адаптации к российским условиям.

Развернулась деятельность по сертификации продукции и систем качества.

Во многих высших учебных заведениях организована подготовка менеджеров по качеству.

Вся эта деятельность сопровождалась стремлением объединить предпринимателей и общественность в интересах улучшения качества продукции и повышения ее конкурентоспособности.

Одной из таких форм объединения усилий стала разработка и широкое внедрение в практику Программы, получившей наименование  "100 лучших товаров России".

Разработка Программы, ее методология и структурные построения осуществлялись с учетом выше сформулированных выводов и происходящих изменений в экономике.

Основными целями Программы являются:

  • создание высокой репутации российских товаров и товаропроизводителей;

  • поддержка местных инициатив по объединению усилий коммерческих, государственных и общественных организаций, направленных на повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

  • содействие росту качественного содержания внутреннего валового продукта (ВВП);

  • усиление мотивации предприятий к участию в Конкурсе на Премию Правительства Российской Федерации в области качества;

  • содействие широкому внедрению современных методов управления и обеспечения качества товаров на основе отечественных и международных стандартов.

Исходные принципы реализации Программы заключаются в следующем:

  • добровольность участия в Программе;

  • вовлечение широкого круга компетентных специалистов и представителей общественности в решение практических задач улучшения качества отечественных товаров и повышения их конкурентоспособности;

  • активизация общественной деятельности, направленная на улучшение качества товаров и повышение их конкурентоспособности на состязательных, конкурсных началах;

  • системность организации деятельности в рамках Программы;

  • в конкурсном проекте участие Программы осуществляется только на некоммерческой основе.

Фундаментальным звеном Программы являются предприятия и организации, активно работающие над улучшением качества продукции и услуг, повышением их конкурентоспособности.

В субъектах Российской Федерации работу в рамках Программы осуществляют 84 специально сформированные общественные региональные комиссии по качеству.

В состав региональных комиссий по качеству входят работники лучших предприятий, торгово-промышленных палат, обществ потребителей, средств массовой информации и другие. Комиссии, как правило, возглавляются работниками избранных органов местной власти.

Руководство Программой осуществляет коллегиальный общественный орган - Совет организаторов Программы (до 2003 года - Координационный Совет).

Cтруктурно-организационная схема управления Программой представлена на рис.1.

Исполнительным органом Совета организаторов Программой в течение всех лет ее функционирования является Дирекция, в которой работают высококвалифицированные научные работники и менеджеры.

Дирекция осуществляет организаторские, методические функции и проводит аналитическую работу по оценке качества товаров, экономических, социальных и экологических возможностей предприятий - участников Программы. Дирекция оснащена необходимыми техническими средствами.

В рамках Программы реализуются отдельные проекты, имеющие своей целью поддержку позитивных процессов в производстве и на потребительском рынке.

Cистемообразующим проектом является проводимый с годичной цикличностью Конкурс "100 лучших товаров России".

Из года в год расширяются границы конкурса, растет число участников и количество видов продукции. В 2003 году конкурс проводился по пяти номинациям:

  • продовольственные товары;

  • продукция производственно-технического назначения;

  • промышленные товары для населения;

  • услуги;

  • изделия народных и художественных промыслов.

Правила действий и оценки качества обеспечиваются специальными комплектами документов, связанными единым замыслом и общей методологией.

Разрабатывается ряд других проектов.

Программа "100 лучших товаров России" функционирует восьмой год. В таблицах 1 и 2 приведены количественные характеристики конкурсной деятельности Программы.




Количество предприятий-участников Конкурса

Таблица 1

Год Региональный
Этап
Федеральный
Этап
1998 537 319
1999 1001 559
2000 1551 852
2001 2364 1319
2002 2518 1378
2003 3036 1492
Итого 11007 5919
Рост в 5,6 раза в 4,7 раза




img1



Таблица 2

Год Региональный этап

Федеральный этап

(лауреаты и дипломанты)
1998 802 345
1999 2110 766
2000 3159 1180
2001 4634 1787
2002 4540 1860
2003 5668 2038
Итого 20913 7976
Рост в 7,1 раза в 5,9 раз


Представленные в таблицах 1 и 2 данные свидетельствуют о двух важных тенденциях, сохраняющихся на протяжении шести лет:

а) устойчиво растет количество товаров и предприятий-участников Конкурса;

б) последовательно повышается требовательность и объективность оценки региональными комиссиями по качеству при отборе товаров для участия на федеральном этапе.

Многие руководители предприятий считают теперь для себя престижным и эффективным регулярно участвовать в Конкурсе. Сохраняется активный устойчивый интерес к конкурсному проекту Программы.

В рамках Программы осуществляется мониторинг качества в разрезах предприятий различных форм собственности, предприятий малого бизнеса, сравнительного уровня качества используемых методов управления и обеспечения качества экологическим и другим.

Результаты работы в рамках Программы ежегодно отражаются в каталогах "Российское качество", демонстрируются на региональных и центральных выставках и торговых ярмарках.

Отличившиеся руководители, специалисты в области качества, инженерно-технические работники, рабочие и сотрудники предприятий и организаций-участников по представлению региональных комиссий по качеству награждаются Почетными знаками Программы "За достижения в области качества" и "Отличник качества".

Деятельность Программы позитивно оценивается средствами массовой информации в печати, на радио и телевидении.

Усилия региональных комиссий по качеству и предприятий-участников, Совета организаторов и Дирекции обеспечили устойчивое функционирование Программы "100 лучших товаров России". В результате этого Программа практически стала представлять собой общероссийскую, устойчивую организационно-экономическую систему общественного движения за улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции и услуг в условиях формирующихся новых, рыночных отношениях в России.

Белоруссия и Украина начали использовать опыт России, изложенный в настоящем докладе.

Полученные результаты деятельности в рамках Программы "100 лучших товаров России" позволяют предположить, что сложившаяся форма негосударственного управления качеством будет полезна странам с переходной экономикой и прежде всего странам Содружества Независимых Государств (СНГ).


Опубликовано в QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000





Также на сайте:
Применение Шесть Сигма в странах с переходной экономикой на примере Аргентины
Возможности стратегического улучшения в современных компаниях

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?