–†–∞–±–Њ—З–Є–є - —Н—В–Њ –Є—Б—В–Њ—З–љ–Є–Ї –Є–і–µ–є, –∞ –љ–µ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –њ–∞—А–∞ –і–µ–є—Б—В–≤—Г—О—Й–Є—Е —А–∞–±–Њ—З–Є—Е —А—Г–Ї. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

ѕрограмма "100 лучших товаров –оссии"


√личев ј.¬.

–осси€



ѕереход –оссии на использование рыночных механизмов в экономике поставил не мало проблем перед наукой и практикой управлени€ и обеспечени€ качества товаров и их конкурентоспособности.

ѕрежде всего необходимо было пон€ть природу современных рыночных механизмов, масштаб и силу их вли€ни€ на качество в, так называемых, развитых в экономическом отношении странах.

Ќеобходимо было также определить в какой мере можно использовать в новых услови€х опыт и багаж накопленный в период государственного планировани€ и управлени€ общественным производством в нашей стране.

ѕроделанна€ аналитическа€ работа представл€ет лишь первый шаг в сложной и длительной работе, особенно если учитывать глубину происход€щих перемен, масштаб и значимость –оссийской экономики.

—ледует особо подчеркнуть, что опыт других крупных стран в проведении подобных реформ отсутствует. Ёто еще больше усложн€ет поиск новых путей эффективного улучшени€ качества в услови€х происход€щих перемен.

–осси€ оп€ть, в который раз, находитс€ в состо€нии социально-экономического эксперимента, имеющего глобальный характер.

јнализ, проведенный в указанных направлени€х, позвол€ет сделать несколько важных выводов в практических цел€х:

  1. ќрганизационно-технический инструментарий управлени€ и обеспечени€ качества в новых экономических услови€х сохран€етс€. Ѕолее того, его роль сильно возрастает. —юда включаетс€ - компьютерное проектирование новой продукции, формы ускоренной подготовки ее производства, метрологическое обеспечение, технические измерени€, контроль и испытани€ продукции и т.п.

  2. –ыночные отношени€ и конкурентна€ среда объективно привод€т к весьма значительному углублению характера потребностей и их дифференциации. Ёто обсто€тельство требует теперь интенсификации всей де€тельности в области качества по сравнению с системой планового государственного управлени€ производством.

  3. Ќеобходимость укреплени€ имиджа товаропроизводител€ на рынках и создание эффективных систем качества резко повышает роль стандартов организаций и требует укреплени€ служб стандартизаций. — определенными изменени€ми и корректировками можно использовать принципиальные положени€ систем стандартов по подготовке производства, безопасности труда и некоторых других.

  4. “емпы роста качественного содержани€ производимой продукции теперь опережают темпы роста объемов ее производства и продаж.

  5. ћетодологи€ системного, комплексного подхода к организации управлени€ и обеспечени€ качества оправдана и эффективна как в услови€х плановой, так и рыночной экономики.

  6. ћаксимальна€ прибыль товаропроизводителей, характерна€ дл€ рыночной  экономики, также как и выполнение  государственных заданий теперь не €вл€ютс€ достаточным дл€ оценки де€тельности по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности.

  7. ¬ новых экономических услови€х критерии производственной де€тельности имеет многосторонний характер, включающий по крайней мере:

  • оптимальный размер прибыли, необходимый дл€ обеспечени€ роста качества при расширенном воспроизводстве;

  • максимально возможное удовлетворение растущих потребностей и запросов покупателей товаров;

  • устойчивость товаропроизводител€ в услови€х конкуренции.

ѕознава€ особенности переходного периода, ученые и практики нашей страны осуществл€ли поиск новых приемлемых форм и методов улучшени€ качества и повышени€ конкурентоспособности отечественных продукции и услуг.

¬ переходный период активно разрабатывались законодательные меры, активно разрабатывались системные меры неправительственного, общественного, характера. —оздавались неправительственные организации, работающие над проблемами качества. ¬ их числе следует назвать ћќ—овј— , јкадеми€ проблем качества, –осиспытани€, ¬сероссийское общество качества.

јктивизировалась консалтингова€ де€тельность по применению стандартов »—ќ серии 9000 и их адаптации к российским услови€м.

–азвернулась де€тельность по сертификации продукции и систем качества.

¬о многих высших учебных заведени€х организована подготовка менеджеров по качеству.

¬с€ эта де€тельность сопровождалась стремлением объединить предпринимателей и общественность в интересах улучшени€ качества продукции и повышени€ ее конкурентоспособности.

ќдной из таких форм объединени€ усилий стала разработка и широкое внедрение в практику ѕрограммы, получившей наименование  "100 лучших товаров –оссии".

–азработка ѕрограммы, ее методологи€ и структурные построени€ осуществл€лись с учетом выше сформулированных выводов и происход€щих изменений в экономике.

ќсновными цел€ми ѕрограммы €вл€ютс€:

  • создание высокой репутации российских товаров и товаропроизводителей;

  • поддержка местных инициатив по объединению усилий коммерческих, государственных и общественных организаций, направленных на повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

  • содействие росту качественного содержани€ внутреннего валового продукта (¬¬ѕ);

  • усиление мотивации предпри€тий к участию в  онкурсе на ѕремию ѕравительства –оссийской ‘едерации в области качества;

  • содействие широкому внедрению современных методов управлени€ и обеспечени€ качества товаров на основе отечественных и международных стандартов.

»сходные принципы реализации ѕрограммы заключаютс€ в следующем:

  • добровольность участи€ в ѕрограмме;

  • вовлечение широкого круга компетентных специалистов и представителей общественности в решение практических задач улучшени€ качества отечественных товаров и повышени€ их конкурентоспособности;

  • активизаци€ общественной де€тельности, направленна€ на улучшение качества товаров и повышение их конкурентоспособности на сост€зательных, конкурсных началах;

  • системность организации де€тельности в рамках ѕрограммы;

  • в конкурсном проекте участие ѕрограммы осуществл€етс€ только на некоммерческой основе.

‘ундаментальным звеном ѕрограммы €вл€ютс€ предпри€ти€ и организации, активно работающие над улучшением качества продукции и услуг, повышением их конкурентоспособности.

¬ субъектах –оссийской ‘едерации работу в рамках ѕрограммы осуществл€ют 84 специально сформированные общественные региональные комиссии по качеству.

¬ состав региональных комиссий по качеству вход€т работники лучших предпри€тий, торгово-промышленных палат, обществ потребителей, средств массовой информации и другие.  омиссии, как правило, возглавл€ютс€ работниками избранных органов местной власти.

–уководство ѕрограммой осуществл€ет коллегиальный общественный орган - —овет организаторов ѕрограммы (до 2003 года -  оординационный —овет).

Cтруктурно-организационна€ схема управлени€ ѕрограммой представлена на рис.1.

»сполнительным органом —овета организаторов ѕрограммой в течение всех лет ее функционировани€ €вл€етс€ ƒирекци€, в которой работают высококвалифицированные научные работники и менеджеры.

ƒирекци€ осуществл€ет организаторские, методические функции и проводит аналитическую работу по оценке качества товаров, экономических, социальных и экологических возможностей предпри€тий - участников ѕрограммы. ƒирекци€ оснащена необходимыми техническими средствами.

¬ рамках ѕрограммы реализуютс€ отдельные проекты, имеющие своей целью поддержку позитивных процессов в производстве и на потребительском рынке.

Cистемообразующим проектом €вл€етс€ проводимый с годичной цикличностью  онкурс "100 лучших товаров –оссии".

»з года в год расшир€ютс€ границы конкурса, растет число участников и количество видов продукции. ¬ 2003 году конкурс проводилс€ по п€ти номинаци€м:

  • продовольственные товары;

  • продукци€ производственно-технического назначени€;

  • промышленные товары дл€ населени€;

  • услуги;

  • издели€ народных и художественных промыслов.

ѕравила действий и оценки качества обеспечиваютс€ специальными комплектами документов, св€занными единым замыслом и общей методологией.

–азрабатываетс€ р€д других проектов.

ѕрограмма "100 лучших товаров –оссии" функционирует восьмой год. ¬ таблицах 1 и 2 приведены количественные характеристики конкурсной де€тельности ѕрограммы.




 оличество предпри€тий-участников  онкурса

“аблица 1

√од –егиональный
Ётап
‘едеральный
Ётап
1998 537 319
1999 1001 559
2000 1551 852
2001 2364 1319
2002 2518 1378
2003 3036 1492
»того 11007 5919
–ост в 5,6 раза в 4,7 раза




img1



“аблица 2

√од –егиональный этап

‘едеральный этап

(лауреаты и дипломанты)
1998 802 345
1999 2110 766
2000 3159 1180
2001 4634 1787
2002 4540 1860
2003 5668 2038
»того 20913 7976
–ост в 7,1 раза в 5,9 раз


ѕредставленные в таблицах 1 и 2 данные свидетельствуют о двух важных тенденци€х, сохран€ющихс€ на прот€жении шести лет:

а) устойчиво растет количество товаров и предпри€тий-участников  онкурса;

б) последовательно повышаетс€ требовательность и объективность оценки региональными комисси€ми по качеству при отборе товаров дл€ участи€ на федеральном этапе.

ћногие руководители предпри€тий считают теперь дл€ себ€ престижным и эффективным регул€рно участвовать в  онкурсе. —охран€етс€ активный устойчивый интерес к конкурсному проекту ѕрограммы.

¬ рамках ѕрограммы осуществл€етс€ мониторинг качества в разрезах предпри€тий различных форм собственности, предпри€тий малого бизнеса, сравнительного уровн€ качества используемых методов управлени€ и обеспечени€ качества экологическим и другим.

–езультаты работы в рамках ѕрограммы ежегодно отражаютс€ в каталогах "–оссийское качество", демонстрируютс€ на региональных и центральных выставках и торговых €рмарках.

ќтличившиес€ руководители, специалисты в области качества, инженерно-технические работники, рабочие и сотрудники предпри€тий и организаций-участников по представлению региональных комиссий по качеству награждаютс€ ѕочетными знаками ѕрограммы "«а достижени€ в области качества" и "ќтличник качества".

ƒе€тельность ѕрограммы позитивно оцениваетс€ средствами массовой информации в печати, на радио и телевидении.

”сили€ региональных комиссий по качеству и предпри€тий-участников, —овета организаторов и ƒирекции обеспечили устойчивое функционирование ѕрограммы "100 лучших товаров –оссии". ¬ результате этого ѕрограмма практически стала представл€ть собой общероссийскую, устойчивую организационно-экономическую систему общественного движени€ за улучшение качества и повышение конкурентоспособности продукции и услуг в услови€х формирующихс€ новых, рыночных отношени€х в –оссии.

Ѕелорусси€ и ”краина начали использовать опыт –оссии, изложенный в насто€щем докладе.

ѕолученные результаты де€тельности в рамках ѕрограммы "100 лучших товаров –оссии" позвол€ют предположить, что сложивша€с€ форма негосударственного управлени€ качеством будет полезна странам с переходной экономикой и прежде всего странам —одружества Ќезависимых √осударств (—Ќ√).


ќпубликовано в QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000





“акже на сайте:
ѕрименение Ўесть —игма в странах с переходной экономикой на примере јргентины
¬озможности стратегического улучшени€ в современных компани€х

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?