Для того чтобы заставить высший менеджмент (директорат) инвестировать в качество, необходимо перевести язык представлений о менеджменте качества (качественном управлении) на более понятный им язык денег.

СМК - это не бумаги, а ЛЮДИ


Николай КУХАРЧИК, Николай ПАТРАКОВ

Сегодня, когда Россия стремится соответствовать общемировым требованиям и тенденциям развития не только сегодняшнего дня, но и дня завтрашнего, для большинства предприятий крупного и среднего бизнеса внутренняя потребность сертификации менеджмента качества уже не является экзотикой. Руководители предприятий, выходящих на европейский рынок, осознали необходимость соответствовать его требованиям и условиям конкурентной борьбы.

Большинство факторов, определяющих успех в конкурентной борьбе, может быть реализовано или оценено в финансах, материале, продукции, машинах и механизмах, технологиях, патентах. Интегрированную оценку этих факторов предприятие получает, сертифицируя систему менеджмента качества (СМК). Ибо именно в процессе сертификации СМК выявляются узкие места, болевые точки предприятия, мешающие ему в полной мере как удовлетворить потребности потребителя, так и, обеспечив стабильные показатели качества при снижении издержек, получить максимальную прибыль.

Опыт работы с рядом предприятий, проходивших сертификацию СМК, показал, что успех предприятия зависит, в первую очередь, от того, насколько его руководство представляет себе цели и задачи СМК, а также - с какой целью предприятие проводит сертификацию. Не секрет, что довольно часто сертификацию СМК рассматривают как некую модную тенденцию и не более того. Подобный подход очень быстро улавливает и персонал предприятия. Возникает своеобразный замкнутый круг, в котором истинное положение вещей подменяется "потемкинскими деревнями". Такое отношение к СМК рано или поздно, но непременно приведет к серьезным срывам в обеспечении качества товаров или услуг, а следовательно, к потерям рынков и прибыли предприятия.

Достижение максимального эффекта от сертификации СМК возможно только в том случае, если высшее руководство осознает, что СМК зависит от человеческого фактора и реализуется коллективом - одним из основных капиталов любой фирмы. Однако нередко этот капитал в полной мере недооценивается. Именно поэтому эксперты по сертификации СМК, придя на фирму, начинают свою работу со знакомства с коллективом, пытаясь понять, является ли он коллективом единомышленников, подготовлен ли к решению стоящих перед предприятием (подразделением) задач. Устойчивость экономического развития предприятия невозможна без наличия компетентного персонала. Эксперты стремятся узнать, как на предприятии осуществляется его обучение и переподготовка, в том числе и через сертификацию персонала как составную часть сертификации СМК.

Сертификация персонала - оценка компетентности, знаний, умений, профессиональных навыков человека независимой экспертной организацией. Необходимость и целесообразность сертификации определяются естественным процессом развития и демократизации рынка труда в нашей стране. При этом, на наш взгляд, сертификация персонала может и должна иметь вполне самостоятельные, серьезные, положительные социальные и экономические последствия.

Специалист, прошедший сертификацию, будет иметь более ясную и обоснованную оценку уровня своей квалификации и, следовательно, может объективнее оценить свои возможности на рынке труда. Кроме того, наличие сертифицированного персонала, с одной стороны, существенно облегчает прохождение предприятием сертификации СМК, с другой - повышает культуру межличностного общения сотрудников, что снижает риск возникновения конфликтных ситуаций, тем более таких, которые могут привести к значительным материальным издержкам для работодателя. Необходимо помнить, что лучший выход из конфликтной ситуации - это когда ее удалось избежать.

Чтобы сертификация персонала принесла значительный экономический и социальный успех не только на отдельно взятом предприятии, необходимо:

  • на правительственном (местном, региональном) уровне принять решение о допуске фирм к участию в тендере на выполнение "госзаказа" только при наличии у нее сертифицированного персонала (например, не ниже 25% для основных специалистов);
  • установить, что специалисты, успешно прошедшие сертификацию, не могут получать заработную плату ниже определенного уровня (например, на 25% выше, чем специалист, не прошедший сертификацию).

При выполнении этих условий государство получит объективную оценку уровня специалистов и фирм, участвующих в общественном производстве и выполняющих госзаказ.

Пример. Ни для кого не секрет, что многие строительные фирмы для получения лицензии временно привлекают специалистов, компетентность которых соответствует требованиям лицензионных палат. Нередко эти специалисты кочуют из одной фирмы в другую именно для того, чтобы те получили лицензию. После получения лицензии слишком часто на место специалистов приходят "гастарбайтеры", обходящиеся значительно дешевле работодателю. Но, увы, они, как правило, далеки от тех профессиональных требований, которым должны соответствовать. Вот и падают крыши, стены, здания... А виновных не найти. В то же время при сертификации есть обязательное условие - инспекционный контроль. Он означает, что специалист, прошедший сертификацию, обязан отчитаться о своей работе не реже раза в год. Из отчета становится понятно, где он работал, какие задачи решал и почему ушел с предприятия. Заказчик же (например, муниципалитет, правительство города) сразу видит, насколько стабилен коллектив (особенно высококвалифицированных специалистов) фирмы-исполнителя, какие задачи и специалистами какой квалификации были решены за тот или иной период. Специалиста, не прошедшего инспекционного контроля, лишают сертификата соответствия.
Государственные органы могут использовать сертификацию персонала в качестве критерия оценки фирмы как при проведении тендера, так и при объявлении его результатов.

Пример. Известны проблемы с "маршрутками". Не все участники тендера довольны его результатами. Иногда в число своих заслуг проигравшие ставят "наработку" маршрута. В то же время, если оценить мастерство водителей, зачастую видны не только низкий уровень их водительской подготовки (ГИБДД, принимая экзамены, может действовать лишь в рамках формализованных требований к правилам), но и полное отсутствие культуры: мало знать правила дорожного движения, надо еще уметь качественно оказывать пассажирам услуги. Имея независимую оценку (сертифицированный персонал), всем участникам тендера стало бы понятно, почему тот или иной претендент выиграл тендер.

Совершенно ясно, что крупная фирма может уделить больше внимание подготовке и переподготовке специалистов, их сертификации и в конечном счете - сертификации СМК в соответствии со стандартами ИСО серии 9000.

Таким образом, на наш взгляд, при рассмотрении проблем сертификации СМК, следует, кроме традиционных, учесть наличие факторов:

  • стратегии развития предприятия;
  • адекватной состоянию фирмы структуры, учитывающей вопросы подбора, найма, подготовки и переподготовки персонала;
  • стратегии и тактики конкурентной борьбы;
  • высококвалифицированного персонала, отвечающего требованиям стандарта ИСО 10015.

Именно понимание важности работы с персоналом привело европейские страны к необходимости сертификации персонала и разработке нового стандарта ИСО 10015, вступившего в силу в 1999 г. Стандарт предлагает руководству фирмы четкую последовательность действий для принятия правильного решения о капитальных вложениях в обучение персонала.

Человеческий фактор был, есть и будет определяющим в СМК предприятий и фирм всех форм собственности.

Опубликовано в журнале "Стандарты и качество"





Также на сайте:
СМК - персональный инструмент руководителя
Система менеджмента качества - путь к успеху?!

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?