Научив хотя бы посредственного современного директора фабрики применять организационные принципы, мы даем ему возможность добиться такой производительности, что он далеко оставит за собой величайших производственных гениев, работающих по старой схеме (Г. Эмерсон)

Синергия вовлеченности


Роман Озеранский


Третий принцип менеджмента - "вовлечение сотрудников", как его реализовать в компании? Над решением этого вопроса бьются и "ломают головы" не одно поколение руководителей. Я не ошибся, написав слово "сотрудников", именно сотрудников, а не работников, как предписывает ISO 9000, тем более, наемных, как это предполагает практика российского менеджмента.

В чем разница между наемным работником и сотрудником? Она огромна, и в тоже время мало ощутима. Да и сам вопрос, для человека, работающего в компании: " Кем вы себя ощущаете, работником или сотрудником?" может вызвать определенные затруднения. Между тем, их отличие состоит в том, что сотрудник готов разделить свою судьбу с судьбой организации, в том числе и в самые сложные для этой организации времена. Он и организация - одно целое. С работником все не так, да и качественных решений ожидать от работника не приходится, между ним и компанией существуют только два вида мотивации:

  • принуждение;

  • вознаграждение.

Он не отождествляет (не солидаризует) себя с компанией. Теперь становится понятно, что вовлечь работника невозможно, его можно только привлечь или купить его труд за деньги. Понятно и другое, как только в компании наступят нелегкие времена, работник с легкостью предает ее при первой опасности.

"Отец" современного менеджмента Питер Друкер говорил: "Цель бизнеса - создание потребителей". Это "внешняя" цель, по отношению к окружающему миру, но есть еще и "внутренняя" цель по отношению компании к самой себе, и эта цель - создание СОТРУДНИКОВ. Как же нам в своих компаниях создавать сотрудников?

Как давно вы видели у своих сотрудников сияющие лица? Для того чтобы увидеть эти лица и пройти путь от работника к сотруднику необходимо соблюсти, как минимум три условия.

  1. Творческий труд. Человек должен осознать и поверить, что его труд творческий. Не вы думаете, что дали ему творческую работу, а он сам это осознает, это принципиально разные вещи. Как репродуктивный труд (то же самое забивание гвоздей) сделать творческой работой? Поставьте правильные цели, вместо цели - забить столько-то гвоздей (выполнить план), ставьте цель - повысить мастерство забивания гвоздей (улучшить процесс), и каждый удар по гвоздю, считайте актом доказательства мастерства и совершенствования.

  2. Уважение и самоуважение. Уважение коллектива, человек понимает, что его уважают в той рабочей среде, в которой он работает. На основе такого уважения он и сам начнет себя уважать.

  3. Достойное вознаграждение за проделанную работу. Человек должен знать, что за проделанную работу он получил достойное (в его понимании, а не в понимании его руководителя) вознаграждение.

Совокупность этих условий и создает радость в работе и вовлеченность, о которой говорил Деминг. Как вы думаете, какова основная функция руководителя в своей организации? Если вы скажете - руководить, то сильно ошибетесь, нынешнее поколение сотрудников во многом не нуждается в руководстве, они вполне самодостаточны и далеко "не винтики" от которых ничего не зависит. И нужен им не руководитель, а лидер, т.к. только он может создать условия радостные для работы, создание таких условий и есть основная функция руководителя - лидера. Начальнику эта функция не подвластна.


Опубликовано в QUALITY - Менеджмент качества и ISO 9000





Также на сайте:
Толковый словарь по менеджменту
Работает ли система управления качеством: десять тестов

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?