–С–µ—Б–њ–Њ–ї–µ–Ј–љ–Њ –њ–Њ–ї—Г—З–∞—В—М –Ј–љ–∞–љ–Є—П, –µ—Б–ї–Є –Є—Е –µ–ґ–µ–і–љ–µ–≤–љ–Њ –љ–µ –њ—А–Є–Љ–µ–љ—П—В—М –љ–∞ –њ—А–∞–Ї—В–Є–Ї–µ. (–Ь–∞–∞—Б–∞–Ї–Є –Ш–Љ–∞–Є)

—тандарты качества - требование времени


∆енис ћухиев

—егодн€ в  азахстане зарегистрировано почти полмиллиона предпри€тий, фирм и компаний, однако по последним данным госстандарта при этом сертификатами ISO обладают около 400 из них. Ќесмотр€ на свою всеобъемлющую позитивность, в странах бывшего ———– система внедр€етс€ достаточно т€жело, и с не большой охотой, особенно в сфере малого, среднего бизнеса. ќднако в последнее врем€ ситуаци€ начинает мен€тьс€ к лучшему. ѕроцесс пошел. ѕо оценкам специалистов уже в этом году количество сертифицирующихс€ компаний резко возрастет.

ќ преимуществах и актуальности международных стандартов »—ќ дл€ казахстанских предпри€тий корреспондент еженедельника "Ѕизнес ѕутеводитель" пообщалс€ со специалистом - маркетологом консалтиноговой компании "KAZCONSULT REGCON-ASIA", ∆енисом ћухиевым.

- ∆енис, на сегодн€ по данным  омитета по техническому регулированию и метрологии уже около 400 отечественных предпри€тий имеют сертификаты качества. ≈ще год назад данный показатель был значительно меньше.  аковы по-вашему мнению причины, способствующие попул€рности стандартов »—ќ и что в первую очередь побуждает предпри€ти€ сертифицировать системы качества?

- Ќ а наш взгл€д, эти причины можно разделить на внешние и внутренние. я хотел бы остановитьс€ подробнее на существующих внутренних стимулах:

¬о-первых: удачное внедрение стандартов управлени€ качеством гарантирует создание системы, обеспечивающей постепенный рост показателей бизнеса. «а счет реинжиниринга нуждающихс€ в этом процессов, возможности их быстрого и кардинального улучшени€ рост может быть в некоторых случа€х даже резким;

¬о-вторых: благодар€ прописанным процедурам производитс€ четкое разделение и повышение ответственности участников сертифицированных процессов. —истема менеджмента качества ориентирована, с одной стороны, на вы€вление инициативных работников, их эффективную ротацию, с другой, позвол€ет исключать дублирование функций. ¬ результате повышаетс€ обща€ управл€емость организацией.

¬-третьих: по статистике при внедрении систем управлени€ качеством происходит снижение доли брака на 25%. “ребованием стандарта €вл€етс€ осуществление поэтапного контрол€ качества продукции на всех стади€х жизненного цикла.

» в четвертых: использование маркетинга не как сбыта продукции, а как способа узнать, какой должна быть продукци€, чтобы ее купили. ќп€ть же осознание руководителем маркетинговой службы миссии и концепции маркетинга, ориентированных не на желание продать то, что предпри€тие может произвести, а на необходимость произвести, то, что нужно заказчику, способно совершить прорыв.

- ƒает ли наличие сертификата на систему менеджмента качества какие-то гарантии и преимущества предпри€тию при выходе на зарубежные рынки?

- ƒа, это внешние причины, они станов€тс€ в последнее врем€ все более актуальными дл€ казахстанских компаний и соответственно оказывают значительное вли€ние на прин€тие решени€ о сертификации системы менеджмента качестве. ћеждународный рынок, стрем€щийс€ к всеобщей глобализации, уже сегодн€ и в дальнейшем будет демонстрировать свою потребность только в сертифицированных товарах, продукции и услугах. ѕолитика нашего государства также направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаров, что актуализируетс€ на пороге вступлени€ страны в ¬“ќ. Ќациональна€ политика в области качества предусматривает оказание помощи предпри€ти€м малого и среднего бизнеса во внедрении систем менеджмента качества - подготовку методических материалов, государственную поддержку предпри€тий, внедр€ющих системы менеджмента качества и т.д. ”читыва€ инвестиционную направленность экономической политики, нельз€ игнорировать тот факт, что иностранные финансовые структуры рассматривают сертификацию как снижение риска дл€ кредитовани€ и инвестировани€. Ќаличие сертификата может сыграть роль ключевую роль, т.к. в мировой практике прин€то довер€ть компани€м, сертифицировавшим —ћ , что формирует имидж так называемого доброго имени (goodwill) фирмы.

- Ќа что направлены —ћ , разработанные на основе »—ќ серии 9000 и содержат ли стандарты »—ќ серии 9000 конкретные рекомендации дл€ различных отраслей промышленности, видов де€тельности? 

- ≈сли проследить динамику развити€ —ћ , то можно отметить, что в новейшей истории —ћ , а мы неслучайно ее разработку и внедрение относим к ней, стартовало в нефтегазовой отрасли, затем переместилось в индустриально-промышленный сектор, далее вполне логично эстафета перешла в динамичную область строительства, сегодн€ стандарты »—ќ внедр€ют органы госструктуры. ¬се крупные компании, закрепившиес€ в определенном сегменте рынка, имеют сертифицированные системы управлени€ качеством, те м не менее, есть определенный процент сомневающихс€ руководителей, высказывающих осторожный оптимизм и задающих вопросы: зачем нужно мен€ть усто€вшийс€ и неплохо работающий способ организации, пропагандируема€ система менеджмента качества - не очередна€ ли дань западной моде, какие преимущества дает сертификаци€ —ћ  предпри€ти€? ƒействительно, какие преимущества дает сертификаци€ системы менеджмента качества предпри€тию?

—тандарты »—ќ серии 9000 - это подход к организации де€тельности компании, закрепленный в виде рамочных требований к системе менеджмента качества, применение которой сегодн€ дает очевидные преимущества и приемлемы дл€ любой организации независимо от того, производит ли она товары либо оказывает услуги. —егодн€ чтобы быть успешным нужно иметь такие преимущества, которые выгодно бы отличали от конкурентов. Ќесомненные преимущества такой системы управлени€ в том, что она упор€дочивает де€тельность, т.е. стандартизирует взаимоотношени€ между отдельными исполнител€ми и подразделени€ми, причем верси€ »—ќ 9001:2000, в которой выстроены требовани€ к —ћ , основана на применении процессного подхода. ѕринципиальное отличие процессного подхода от функционального заключаетс€ в том, что основное внимание менеджмента концентрируетс€ не на самосто€тельных функци€х, выполн€емых различными подразделени€ми и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объедин€ющих отдельные функции в отдельные потоки и нацеленных на конечные результаты де€тельности организации. ѕри этом главное внимание обращаетс€ не на вертикальные св€зи в организационной структуре, которые традиционно хорошо отлажены, а на горизонтальные, €вл€ющиес€ наиболее слабыми и потому представл€ющими реальную опасность дл€ прочности как организационной структуры, так и эффективного менеджмента организации. ќпредел€ющее достоинство процессного подхода заключаетс€ прежде всего в управлении процессами на стыках де€тельности подразделений и конкретных исполнителей.

-  акие еще практические преимущества дает предпри€тию внедрение —ћ ?

-  ак свидетельствует международный опыт, внедрение системы менеджмента качества позвол€ет предпри€тию:

  • существенно улучшить и оптимизировать свою де€тельность и повысить производительность;

  • усилить акцент на цели своей де€тельности и достижении ожиданий потребителей;

  • достичь и стабильно поддерживать высокое качество своей продукции и услуг дл€ удовлетворени€ потребностей и требований потребителей;

  • обеспечить дл€ потребителей доказательства относительно того, что организаци€ может сделать дл€ них;

  • открыть новые возможности или сохранить уже завоеванные сегменты рынка;

  • получить признание со стороны заказчиков через процедуру сертификации.

ѕри этом следует понимать, что система менеджмента качества может лишь помочь в достижении упом€нутых ожиданий и €вл€етс€ только одним из способов дл€ достижени€ целей, поставленных перед организацией, а также получить дополнительные преимущества. –езюмиру€ вышесказанное, отметим, что в недрив —ћ  предпри€тие получает:

  • вовлечение всего персонала предпри€ти€ в де€тельность по улучшению качества выпускаемой продукции;

  • снижение себестоимости продукции за счет уменьшени€ затрат на исправление несоответствий, вы€влени€ внешних и внутренних потерь от брака;

  • рост прибыли;

  • повышение капитализации и инвестиционной привлекательности компании;

  • повышение управл€емости компании;

  • рост мотивации и ло€льности сотрудников, улучшение обстановки в коллективе

  • повышение производительности труда наступает автоматически, когда ¬аши сотрудники вовлечены в процесс внедрени€ —ћ ;

  • развитие имиджа и повышение конкурентоспособности компании;

  • повышение удовлетворенности клиентов продуктами и услугами;

  • возможность выхода на зарубежные рынки;

  • непрерывное улучшение де€тельности компании;

  • увеличение объема продаж и повышение финансовой устойчивости предпри€ти€;

  • совершенствование технологических процессов.

Ќесколько тезисов в пользу преимуществ, про€вл€ющихс€ сразу после сертификации системы менеджмента качества:

  • у руководителей всех уровней по€вл€етс€ инструмент оценки и анализа де€тельности компании в разрезе процессов;

  • идентификаци€ участков улучшени€;

  • выгоды при участии в тендерах;

  • повышение инвестиционной привлекательности компании;

  • возможность заключени€ долгосрочных отношений с потребител€ми и поставщиками;

  • повышение имиджа компании;

  • возможность выхода на мировой рынок;

  • по€вление прозрачности работы организации.

ќтдельно выделим вторую группу выгод, про€вл€ющихс€ со временем при результативности системы менеджмента качества:

  • снижение внутренних издержек, тем самым возможность снижени€ цены на продукцию или увеличени€ прибыльности;

  • снижение нерационально используемого времени, что приводит к повышению эффективности работы организации;

  • повышение мотивации персонала за счЄт прозрачности и четкости выполнени€ функциональных об€занностей;

  • устранение кажущихс€ неразрешимыми проблем;

  • повышение конкурентоспособности продукции за счЄт получени€ фактических данных дл€ анализа;

  • возможность получени€ "ѕремии по качеству".

ƒумаю, аргументы в пользу —ћ  были достаточно убедительными.

Ѕеседовал Ёльдар —айфутдинов
ќпубликовано в еженедельнике "Ѕизнес ѕутеводитель". www.putevoditel.kz






“акже на сайте:
—тандарты качества - требование времени. часть 2
„то такое "посто€нное повышение результативности —ћ "?

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?