Если говорить о качестве в контексте свободы от дефектов, то в долгосрочной перспективе цель - совершенство Джозеф Джуран

Мотивационные аспекты внедрения, развития и сертификации интегрированных систем


Чепурной Юрий Васильевич,

Генеральный директор
(г. Краснодар, Россия)


В последние годы все большее число российских предприятий принимают стратегическое решение о создании Интегрированных систем менеджмента (ИСМ), как правило, включающих три наиболее популярные подсистемы управления: систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента и систему охраны труда и промышленной безопасности. Более того, можно смело прогнозировать возрастание интереса к получению международных сертификатов в ближайшем будущем. Об этом свидетельствует и практика нашей компании. Мотивы, которые побуждают российские предприятия и нашу фирму Кубаньдорблагоустройство инициировать внедрение ИСМ, достаточно многообразны: это стремление повысить собственную конкурентоспособность и эффективность своей деятельности. Успешная деятельность и развитие любого бизнеса зависят от множества взаимоза­висимых (а иногда и взаимоисключающих) факторов. Однако, как показывает российский опыт и международная практика, все же определяющим фактором, влияющим на жизнь и успех предприятия, фирмы, компании, является фактор эффективности действующей на нем системы управления. Насколько сбалансированы и отработаны все действующие на предприятии внут­рифирменные процессы (административные, производственные и вспомогательные) - на­столько эффективней и успешней будет работа предприятия в целом. Недооценка этого фактора неминуемо приводит к значительным потерям ресурсов (временных и материальных), и, как следствие, к неизбежному снижению конкурентоспо­собности предприятия.   Между тем, повторим, что интегрированная система менеджмента - это инструмент, с помощью которого можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия. Рассмотрим, какие именно возможности предоставляет руководителю предприятия эффективно выстроенная интегрированная система менеджмента.

Концепция стандартов серии ISO 9000 версии 2000 года, основанная на процессном подходе, описывает деятельность предприятия в виде ряда сети взаимосвязанных процессов, управляя которыми, предприятие совершенствует собственную деятельность. В соответствии с данным подходом, каждый процесс в организации должен иметь своего владельца, который несет ответственность за процесс, отслеживает и анализирует его эффективность, отвечает за его корректировку. Регулярная Периодическая деятельность по мониторингу и корректировке обеспечивает непрерывное совершенствование процессов деятельности предприятия.

Интегрированная система менеджмента содержит еще несколько встроенных механизмов самосовершенствования: комплексные внутренние аудиты, анализ со стороны руководства, обратная связь от потребителей и других заинтересованных сторон и др. пр., которые в совокупности обеспечивают, во-первых, своевременное изменение системы в ответ на изменения внешней и внутренней среды, а во-вторых, постоянное непрерывное улучшение деятельности предприятия.

Внедрение системы менеджмента качества предполагает вовлечение персонала в деятельность по улучшению качества, что дает возможность предприятию более полно и эффективно использовать способности, знания, умения и навыки своих сотрудников. Вовлечение персонала в деятельность по управлению качеством и специально выстроенная система стимулирования повышают удовлетворенность сотрудников, и соответственно, позитивно влияют на результаты их деятельности; планирование карьерного роста и обучение персонала также направлены на повышение
эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Выстраивание Интегрированной системы менеджмента позволяет снизить затраты предприятия на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями. Эффективная интегрированная система менеджмента позволяет также снизить затраты на управление: документированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечивает их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответственности персонала дает механизмы контроля исполнения обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов. Как результат, предприятие становится более прозрачным для ее руководителей и (при необходимости)  - для заинтересованных сторон внешнего окружения, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений.

Выстраивание деятельности предприятия в соответствии с процессным подходом подразумевает наличие документально сформулированных результатов деятельности процессов, а также инструментов определения эффективности каждого процесса, что делает возможным оценку выгодности покупки результатов некоторых подпроцессов на стороне, т.е. применение аутсорсинга. Услуги сторонних организаций могут использовать с целью снижения затрат при условии сохранения необходимого текущего качества продукции либо для оптимизации максимизации качества продукции при заданном уровне расходов. В итоге предприятие получает возможность либо снижать цены, и за счет этого увеличивать объем продаж, либо повышать финансовую устойчивость бизнеса, либо улучшать качество продукции(не совсем так, точнее, не всегда так; как правило, на аутсорсин "отправляются" процессы, дающие косвенные издержки, такие как аудит, компьютерное обслуживание и т.п.; их стоимость напрямую на себестоимость продукции не переносится, поэтому их аутсорсинг совершенно не обязательно позволит снижать цены; соль тут в упрощении управляющих процессов, и как следствие, повышение оперативности в решении действительнл важных вопросов - Ред.). Улучшение качества с точки зрения определения международного стандарта означает, что производимая продукция, производится в большей степени, соответствует соответствии с требованиями потребителей, что ведет к росту их удовлетворенности от продукции, и, как следствие, к росту лояльности клиентов и увеличению объемов продаж.

Для более наглядной иллюстрации экономических выгод, которые предприятие получает при разработке и внедрении системы менеджмента качества, рассмотрим влияние сертификации по международному стандарту серии ISO 9000 на стоимость предприятия. Можно выделить две группы предприятий, заинтересованных в оценке / повышении собственной стоимости: те, которые стремятся привлечь иностранные или российские инвестиции, а также те, которые готовятся к частичной или полной продаже. Сертификация системы менеджмента качества изменяет стоимость данных предприятий за счет влияния различных факторов.

Предприятия, стремящиеся привлечь иностранные или российские инвестиции. Само наличие международного сертификата системы менеджмента качества может иметь решающее значение при привлечении инвестиций, так как повышает уровень надежности и доверия к предприятию со стороны потенциальных инвесторов, значительно снижает риски при оказании инвестиционной поддержки предприятию и является своего рода гарантом для инвестиционных компаний. Работа с предприятием, имеющим международный сертификат по стандартам серии ISO 9000, считается менее рискованной за счет 2-х ключевых факторов:

  1. внутренней структурированности и упорядоченности деятельности предприятия, большей прозрачности системы управления;

  2. наличия периодического внешнего контроля со стороны независимого регистратора.

Построение системы качества позволяет в значительной степени улучшить такие составляющие как имидж и репутацию предприятия и соответственно, получение сертификата напрямую влияет на повышение рыночной стоимости компании.


ВЫВОДЫ:

Работающая Интегрированная система менеджмента качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта обеспечивается прозрачность, лучшая управляемость и непрерывное совершенствование деятельности предприятия.





Также на сайте:
Трудовая мотивация работника
Концепция всеобщего качества (TQM) как национальная идея России

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?