Вы не разберетесь без знаний и теории, но не разберетесь также, если вас нет там, где появляются проблемы. Э. Деминг

Гарантии качества в современном бизнесе

(Менеджмент, этика и гарантии качества в современном бизнесе или как не промахнуться, привлекая внешние организации для организации эффективного менеджмента в своем предприятии)

 Рузаев Е.Н.

Сибирский сертификационный центр

 Решение сложной проблемы похоже на
длительное путешествие. И отправная
гипотеза служит своего рода картой
в этом путешествии.
James O . McKinsey

Российский бизнес уже вырос из коротких штанишек, причем так стремительно, что быстро опередил размерами своего капитала практически все другие параметры. Эта чудовищная диспропорция и приводит к тому, что очень трудно российскому бизнесмену вписаться в стандарты мирового рынка. Опыт работы с западными известными компаниями показывает огромную неэффективность большей части нашего бизнеса, как для самого себя, так и для общества, в котором он развивается. Конечно, есть и в России отдельные блестящие примеры, но типичные случаи подтверждают отсутствие долгосрочных измеримых целей, миссии и доктрины компании, системы сбалансированных показателей, постоянного мониторинга и системы непрерывного улучшения, а в целом отсутствие эффективного менеджмента.

Биографии самых известных и самых преуспевающих бизнесменов мира в первую очередь описывают огромную персональную ответственность руководителя компании перед своим персоналом, клиентами, поставщиками и обществом. Предельная личная скромность в сочетании с титаническими усилиями по принятию неотложных важных решений, а только это и должен оставить за собой первый руководитель, составляют два первых достоинства настоящего босса. Rolex , Hugo Boss и добротный парфюм мгновенно улетучатся, когда партнер почувствует непрозрачность бизнеса и отсутствие современного менеджмента. Крупные и всемирно известные консалтинговые и аудиторский компании ( KPMG , McKinsey , Arthur Andersen ) утверждают, что достаточно 40 минутного пребывания в головном офисе организации и 2-3 коротких бесед с топ-менеджментом, чтобы сделать заключение: есть у компании проблемы или нет. Гарантией спокойной встречи любого аудитора является эффективно функционирующая система менеджмента, подтвержденная результатами ее верификации. А гарантией, подтверждающей валидацию этой системы, является международный сертификат от солидного международного сертификационного органа. Наличие сертификата на систему менеджмента - эта неотъемлемая часть атрибутов фирмы, как кожаный портфель у ее шефа и платиновая кредитная карточка в его бумажнике. Наличие же международного сертификата - это намного более важный атрибут предприятия, это пропуск в клуб цивилизованных участников мирового рынка.

Попробуем разобраться в ситуации, как достичь гармонии менеджмента на "новорусском предприятии", а тем более "постсоветском".

1.Мотивации

Наличие мотиваций у первых руководителей стать полезным для клиента, рассматривая его предельно широко: поставщики, потребители, общество, сотрудники, является необходимым условием существования любой организации. Личная персональная ответственность первого руководителя должна прослеживаться во всех его поступках,

документироваться в политике качества предприятия, быть наглядной, прозрачной и конечно добровольно взятой на свои плечи. Политика качества должна быть подписанной первым руководителем, содержать раздел о его личной ответственности, красочно издана и периодически обновляема в соответствии с изменением целей предприятия. Естественно система мотиваций должна пронизывать все предприятие, быть неотъемлемой частью его корпоративной культуры. Роль высшего руководства в этом процессе является определяющей будущее организации. Система мотиваций должна быть выстроена для все сотрудников от топ-менеджмента до уборщицы и вахтера. Процессный подход при построении системы менеджмента выявит основные бизнес-процессы и определит хозяев этих процессов, они и будут ключевыми фигурами в организации эффективного менеджмента на предприятии.

2.Обучение

Система непрерывного обучения абсолютно всех категорий сотрудников должна быть не только продекларирована, но и в своей реализации подвергаться постоянному улучшению. Конечно, крупным организациям по плечу содержать свои университеты или на худой конец образовательные центры. Для решения же задач специального обучения при построении системы менеджмента без привлечения внешней обучающей организации не обойтись. Как правильно выбрать образовательный центр. Утверждения, что главным в выборе внешних педагогов является их большой отечественный опыт давно уже канули в лету. Интеграция бизнеса сделала его мультинациональным и очень важно, чтобы выбранный Вами образовательный центр кроме отечественных (конечно выданных не областной лицензионной палатой, а Министерством науки и образования РФ) имел одну, две западные лицензии на образовательную деятельность, в этом случае Вы получаете одинаковые стартовые условия с Вашим американским или германским конкурентом. Педагоги в таких центрах свободно владеют иностранными языками, имеют сами отличные сертификаты ведущих трениг-центров мира, постоянно повышают свою квалификацию в России и зарубежном. Лучшие педагоги в таких центрах имеют опыт консалтинга и аудита в разных странах мира, имеют тесную связь с ведущими университетами России и мира. Образовательный центр должен использовать новейшие технологии обучения: лекции в Power Point , компьютерные рабочие места, мультимедийные проекторы, флипчарты, использование новейших программных продуктов, Интернета, деловые игры и пр. Спектр предлагаемых услуг и качество их предоставления долены быть одинаковыми в стационарном классе и на выезде к клиенту. Естественно получить образование в таком центре можно и дистанционно, на уровне, признаваемом в мире. Очень важен спектр предлагаемых специальностей и отдельных курсов, минимальный набор: уполномоченный по качеству, менеджер, внутренний аудитор, внешний аудитор. Это позволит Вам не метаться от центра к центру, а весь пакет необходимых образовательных услуг получить в одном месте. Следует помнить, что сертификаты действительны максимум три года, поэтому образовательный центр должен иметь хорошую историю и добротную репутацию, иметь собственные отлично оснащенные офисы и не быть компанией-однодневкой. Вы с ним вступаете в длительные отношения. Солидный образовательный центр будет информировать о всех новинках на этом рынке, и Ваши сотрудники будут иметь всегда самые свежие и современные знания. Очень важным критерием при выборе образовательного центра вялятся возможность регистрации подготовленных в нем аудиторов в известных международных реестрах, например в IRCA .

3.Консалтинг

Выбор консалтинговой компании, которая будет помогать Вам в построении системы менеджмента на Вашем предприятии, является наиболее сложным вопросом. Консалтинг (в том числе такой специфический, как юридический консалтинг) в нашей стране не является лицензируемым видом деятельности, хотя естественно серьезные консалтинговые бюро добровольно добиваются права на выполнение этих сложных работ у всемирно известных компаний, либо являются членами международных союзов консультантов. Консалтинговая компания должна помочь не только построить систему менеджмента, но и добиться ее полной инсталляции, верификации и валидации. Консультанты должны гарантировать предприятию успешный сертификационный аудит. В тоже время крайне важным является независимость консалтингового бюро от сертифицирующей организации, что гарантируют получение непредвзятых результатов.

Практически единичные консалтинговые бюро удовлетворяют всем требованиям. Очень заманчивые предложения следует обязательно перепроверять, используя любые интернетовские поисковые системы, наиболее эффективным является визит в офисы консультантов, знакомство с биографиями предлагаемых Вам помощников их сертификатами и т.д.

4.Сертификация

Выбор органа по сертификации является очень сложной задачей. Вы выбираете организацию, сертификат которой действительно признается во всем мире. Орган по сертификации становится Вашим партнером на долгие годы, в идеале навсегда. Ведь за сертификационным аудитом следуют ежегодные надзорные, далее сегодня у вас необходимость в получении только одного сертификата, а завтра Вы видите крайнюю необходимость в получении других типов сертификатов, таким образом, выбранный Вами орган по сертификации должен обладать максимально возможной аккредитацией от известного в мире органа по аккредитации. Следует не забывать, что орган по сертификации за две недели до аудита должен предоставить Вам программу аудита и команду аудиторов, в случае сомнений Вы имеете право аргументировано отклонить кандидатуры отдельных аудиторов.

Далее следует помнить, что международная организация по сертификации ISO основные стандарты пересматривает каждые 6 лет, Россия только начинает привыкать к стандарту ISO 9001:2000, а нужно уже быть готовым к новой версии 2006 года. Серьезные органы по сертификации сделают все, чтобы в первый день действия новой версии они были готовы провести сертификационный аудит у клиента. По примеру России мы не видим такой оперативности, стандарт ИСО ГОСТ Р 9001:2001 вышел только во второй половине 2001 года, когда английская, французская и немецкие версии были опубликованы 15 декабря 2000 года и стандарт вступил в силу с 1 января 2001 года. Российские организации, работающие в области международной сертификации 15-16 декабря имели версии стандарта на 3-х языках и 20 декабря имели уже свою русскую версию, соответствующую законам перевода международных документов.

4.Цена

Вопрос о цене нигде в мире не стоит, стоимость услуг строго рассчитывается для каждой страны мира, включая и Россию, этот прейскурант тщательно обсуждается ежегодно во всех крупных органах по сертификации, образовательных центрах и консалтинговых бюро, реперными точками при расчетах являются численность сотрудников организации,

планирующей пройти сертификационный аудит, наличие у нее однотипным структур, наличие филиалов. Затем эти прейскуранты обсуждаются на уровне крупных союзов, например на уровне всей Европы и т.д. Тем самым предлагаемая цена может разниться на 5-10% не более. Поэтому проблемы ценообразования не существует. Все знают, сколько стоит * Мерседес* и сколько стоит *Запорожец*, и если Вам предлагают услуги с виду похожие на *Мерседес* , а просят заплатить как за *Запорожец*, Вы и получите в итоге *Запорожец*, а то и просто велосипед. Очень сильно демпингом грешат консалтинговые бюро. Бойтесь их как огня. Мы не на столько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Такие прейскуранты, конечно, не включают транспортные расходы, отель и суточные. Это дополнительные расходы, которые существенно могут влиять на итоговую стоимость всех работ, особенно если Вы привлекаете специалистов из другой страны, а для Сибири даже из Москвы. Как правило, тендер выигрывает организация, которая при одном прейскуранте с другими претендентами на тендер, предлагает более современные услуги, большую эффективность результатов при одинаковом числе затраченных на работу дней.

Мы кратко пробежались по действиям, которые Вам, настоящему боссу, необходимо выполнить, чтобы Ваша организация стала процветающим предприятием и постоянно переживала только новые и новые взлеты.





Также на сайте:
Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов...
ЧЕТЫРЕ СТУДЕНТА + ОЦЕНКА ЦЕЛИ = Hoshin Kanri

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?