Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках. (Принцип американской автомобильной компании "Дженерал Моторс")

Система менеджмента качества сегодня - это экономически выгодная система управления организацией, прежде всего для самого предприятия при работе в условиях конкурентной борьбы.

Сегодня мы беседуем с Вице-президентом КТПП  - Комисаровой Виолеттой Ивановной.


Корреспондент:

В последнее время так много и так часто в речах руководителей всех рангов звучит слово "КАЧЕСТВО": качество жизни, качество продукции, система качества.

Сегодня очень часто мы слышим не всем знакомый термин - Система Менеджмента Качества на предприятии, сертификация системы, ИСО и т.д. Вот и в изданиях КТПП все чаще мелькают эти термины: создан Региональный Обучающий Центр Качества, на его базе реализуются Программы образования в области  внедрения СМК, проходят заседания Клуба специалистов в области качества.

Почему эта тема столь актуальна сейчас, и именно сегодня, Калужская торгово - промышленная палата так активно привлекает внимание к данной проблеме?


Сотрудник КТПП:

Итак, что такое качество? В советские времена качественным товаром можно было считать товар, соответствующий установленным стандартам. Однако стандарты несовершенны, быстро устаревают и составляются людьми, у каждого из которых имеется собственная точка зрения. Такое понимание качества не годится в условиях рынка. В современной экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их - он является качественным. Таким образом, качество - есть способность товара или услуги наилучшим образом удовлетворять потребности людей.

Ключевое понятие, используемое в стандартах - "Система менеджмента (управления) качества" (СМК), или иногда коротко "Система качества" (СК).


Корреспондент:

Расшифруйте, пожалуйста,  что это такое  -  СМК?

СМК - это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК - это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.

Количество предприятий, которые внедрили и сертифицировали Систему менеджмента качества (СМК), в России - сотни, в Европе уже - сотни тысяч.

Система качества:

  • позволяет навести на предприятии ПОРЯДОК, необходимый для руководителя, а именно такой порядок при котором, ответственность персонала точно распределена и документирована по всей структуре предприятия, а исполнение делегированных полномочий проверяется автоматически, часто и скрупулезно,

  • уменьшает внутренние потери сырья, материалов, рабочего времени;

  • позволяет на основе применения статистических методов увеличивать объем продаж из того количества сырья и при меньшем количестве труда;

  • находит и устраняет не нужные, дублированные  потоки информации;

  • обеспечивает управляемость персоналом;

  • повышает ответственность и дисциплинированность персонала;

  • меняет менталитет персонала;

  • позволяет управлять себестоимостью;

  • позволяет руководителю сфокусировать усилия персонала на ключевых процессах: маркетинг, качество производства, увеличение объема продаж;

  • обеспечивает имидж руководителю, предприятию, продукции, что очень важно для присутствия на рынке в первых рядах;

  • дает обоснованную уверенность в возможностях фирмы.


  • К сожалению, достаточно много российских предприятий, изначально формально подходя к построению системы менеджмента качества и закономерно не получив позитивного эффекта, разочаровываются в самой идее менеджмента качества, и транслируют другим предприятиям свое негативное отношение к данной системе. Действительно, если предприятие ставит целью получение сертификата, а не выстраивание системы менеджмента качества (например, когда наличие сертификата является требованием законодательства), то практически наверняка под видом системы качества предприятие получит лишь дополнительную бюрократическую нагрузку к основной деятельности.

    Между тем система менеджмента качества - это инструмент, который можно применить с разной эффективностью: с его помощью можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия, а можно и "замусорить" систему управления излишними инструкциями и регламентами, затруднив деятельность сотрудников и не получив какого-либо положительного эффекта.

    СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).


    Корреспондент:

    Можно ли подробнее описать ряд преимуществ, которые будет иметь предприятие, которое осознанно пойдет на внедрение данной системы? Что это даст собственнику,  руководителю, коллективу?

    Выстраивание системы менеджмента качества позволяет снизить затраты предприятия на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями. Эффективная система менеджмента качества позволяет также снизить затраты на управление: документированность ключевых процессов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость; контроль, анализ и пересмотр процессов обеспечивает их непрерывное совершенствование; распределение полномочий и ответственности персонала дает механизмы контроля исполнения обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов. Как результат, предприятие становится более прозрачным для ее руководителей и (при необходимости) для внешнего окружения, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений.

    Внедрение СМК решает одну из важнейших задач управления - в процессе внедрения на предприятии выявляются группы наиболее инициативных управленцев, которые умеют системно мыслить, анализировать исходную ситуацию и искать пути улучшения. Это тот человеческий ресурс, который мы все ищем.

    Внедрение СМК дает решение еще одной проблеме  - определение зон обучения. Не секрет, что многие предприятия тратят большие средства на обучение своих сотрудников. Как происходит процесс определения важности темы семинара  -  руководитель предприятия принимает решение об участии или отказе в данном мероприятии, исходя из доводов сотрудника, важности службы, актуальности проблемы и т.д., но к сожалению, отсутствует система рейтингования необходимости направлений обучения. В большинстве случаев, решение принимается спонтанно. Система может дать возможность определения важности и первоочередных направлений средств на обучение. Например, при диагностике и работе по описанию процессов работы с клиентами выявляются проблемы, решить которые сам сотрудник не может в силу недостатка знаний или навыков, если решение данной проблемы  является важной для компании принимаются меры по устранению причины - это может быть обучения. Т.е на практике реализуется точечно - системный подход решения круга проблем. И так по всем направлениям. Составляется список "узких мест", руководители служб получают обоснование необходимости обучения сотрудников в данном направлении (либо возможности принятия другого управленческого решения), руководитель предприятия получает аналитически обработанный материал и вырабатывается взвешенное управленческое решение. Последствия, экономия времени, систематизация проблем, возможность дальнейшего мониторинга качества обучения (решил сотрудник проблему после обучения и как), вводятся индикаторы качества, экономия финансовых и временных ресурсов предприятия.

    Сотрудник на своем рабочем месте имеет не только точный перечень своих обязанностей (точно прописанный процесс), он сам имеет возможность адекватно оценить результаты своего личного вклада в выполнение общих целей и задач.

    Он получает возможность предложить варианты позитивных изменений для улучшения результатов своего труда, что повышает его инициативу и активность,  и решает проблему включенности в общие Программы предприятия. Растет уровень образованности персонала.

    Как следствие, повышается гражданская активность сотрудников предприятия. И здесь, руководству надо ожидать также и роста социальной активности работников (предложения), даже критику, но при осознанном внедрении данной системы критика может быть только конструктивной.

    Система менеджмента качества  является частью системы управления организации, и ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий заказчиков. Цели качества дополняют другие цели организации, такие как развитие, денежные средства, прибыльность, безопасность персонала и окружающей среды. Различные части системы управления организации могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества, в единую, связующую унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности.

    Так что перефразировав, известный лозунг можно сказать, что Качество и внедрение СМК  - это веление времени, но повторюсь не получение сертификата должно стать основной целью, а внедрение идеи качества, строительство системы.


    Корреспондент:

    Какие шаги предпринимает КТПП в направлении популяризации  идеи внедрения СМК?


    Комиссарова :

    1. Руководством КТПП было принято решение о создании Регионального Обучающего Центра Качества в 2003 г., поскольку одной из Уставных задач КТПП является защита, поддержка и содействие предпринимателям региона в создании и продвижении их продукции и укрепление позиций как на региональном, так и на международных рынках. Сегодня тенденции в мире таковы, что качество является ведущим инструментом развития предприятий и целых отраслей. Грядут не самые лучшие времена для наших производителей в связи с вступлением России в ВТО. Мнения о последствиях такого шага различны, но с наибольшими трудностями столкнутся именно предприятия-производители. Все это и побудило нас подойти к решению данной проблемы, используя ресурсы ТПП РФ, сети территориальных палат, ведущих обучающих и консалтинговых компаний, работающих в данной отрасли.

    2. С марта 2004 года ежемесячно проходят обучающие семинары для руководителей и специалистов предприятий Калужской области по вопросам внедрения СМК.

    3. Организован и успешно действует Клуб качества на базе КТПП

    Специалисты-консультанты по внедрению СМК Калужской торгово-промышленной палаты разрабатывают проект программы для малых и средних предприятий Калужской области по обучению специалистов предприятий и подготовки предприятий к сертификации по ISO 9001:2001.

    В рамках данного проекта предполагается:

    1) проведение обучающих семинаров с привлечением международных экспертов, экспертов  сертифицированных предприятий Калужской области;

    2) проведение серии круглых столов и деловых встреч со специалистами консалтинговых центров по внедрению СМК.


    Опубликовано на сайте Калужской Торгово-помышленной палаты






    Также на сайте:
    Социально-этические аспекты менеджмента и бизнеса
    Этапы формирования научных основ управления качеством

    Подготовлено при поддержке:

    О проекте

    quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

    Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

    Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

    Добавить в "Избранное"

    Рекомендуем

    Наш новый проект:
    Все о качестве менеджмента
    Избранные книги

    Реклама на сайте





    Как сюда попасть?