Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше духа в администрации. (Г. Форд)

Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия

Владимир ВИНОКУРОВ , Александр ВИНОКУРОВ

Вопросы формирования российских предпринимателей менеджеров систематизированных представлений о закономерностях функционирования развития систем управления, способах создания конкурентных преимуществ, повышения рыночных возможностей предприятий, экономически целесообразном управлении до сих пор остаются актуальными. Рассмотрим понятие <качество управления> в разных аспектах.

1. КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ -СТЕРЖНЕВОЕ ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Получающий все большую популярность среди специалистов лозунг <От управления качеством к качеству управления> () имеет глубокий смысл и знаменует собой очередную смену управленческих парадигм. Качество управления сегодня - это фактор системной организации предприятия, обеспечивающий его рыночный успех, конкурентоспособность, необходимое условие его экономического <здоровья> [1-4].

Качество управления может исследоваться в разных аспектах и с разных позиций. Наиболее содержателен экономический аспект, когда качество управления рассматривается как интегрированная характеристика умения предприятия успешно вести бизнес. Проявляется качество управления в выборе и обосновании целей деятельности, в способах воздействия на основные и обслуживающие процессы создания продукта, в характере действий по определению и формированию конкурентных преимуществ. Таким образом, качество управления - это совокупность свойств, определяющих возможность создания надлежащих условий для эффективного функционирования, развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия путем выбора, интегрирования и комбинирования средств воздействия на определенные факторы внутренней и внешней среды. В конечном счете, это способность генерировать и реализовывать конкурентные преимущества, причем повышение качества управления связано не только с изменениями в системе менеджмента и элементах этой системы, оно и является движущей силой изменений.

Качество управления нельзя относить только к качеству менеджмента подобно тому, как нельзя сводить качество товара к качеству процессов его создания. Качество управления - это не только свойства протекающих в системе управления информационных, трудовых и других процессов, но и результативность деятельности предприятия на рынке, проявление того, в какой степени установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней среды, выпускаемая продукция - запросам потребителей, используемые стратегии - действиям конкурентов и т.д. Поэтому в комплекс показателей оценки качества управления обязательно входит учет результатов деятельности предприятия на рынке.

Определяя содержание категории <качество управления>, следует использовать принцип многоуровневого описания объекта исследования, представив его в виде следующей иерархической структуры:

  1. Качество управления предприятием.
  2. Качество системы управления (Качество управления объектом).
  3. Качество управления функциональными областями: исследованиями и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами и др.
  4. Качество управления ресурсами: материальными, трудовыми, информационными и др.
  5. Качество труда групп исполнителей.
  6. Качество труда отдельных исполнителей.

Качество управления следует рассматривать и оценивать по уровням, и, соответственно, критерии оценки по своей природе и масштабности будут различными. Одни будут характеризовать качество самой управленческой деятельности (принятые решения, управленческие технологий и т.д.), другие - качество управления предприятием как единым целым (адаптивность, прибыльность и др.), третьи - качество управления различными видами ресурсов и т.д. На схеме представлены составляющие качества управления предприятием.

1. Качество управления предприятием
2. Качество системы управления Качество управления объектом
3. Качество управления функциональными областями: исследованиями и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами и др.
4. Качество управления ресурсами: материальными, трудовыми, информационными и др.
5. Качество труда групп исполнителей.
6. Качество труда отдельных исполнителей.
7. Ситуационные факторы управления качеством

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ И ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Цель оценки качества управления заключается в выявлении того, насколько характеристики выбранной модели си стемы менеджмента отвечают требованиям эффективности и конкурентоспособности. Для этого оценивается содержание деятельности и устанавливается степень рациональности выбранных подходов к решению проблем управления с позиций выработки эффективных реакций на изменения среды, способствующих укреплению позиций предприятия на рынке, повышению уровня функциональной и структурной организованности системы, совершенствованию механизмов самоорганизации. Подобная оценка ориентированана лучшее использование ресурсов и повышение конкурентоспособности предприятия.

В основу оценки качества управления легли следующие принципы:

  • обязательность оценки качества управления с целью контроля за эффективностью развития компании;
  • проведение оценки качества управления на основе совокупности обобщенных показателей, имеющих иерархическую структуру;
  • методический подход к оценке качества управления, учитывающий изменения условий деятельности предприятия;
  • практичность подхода к оценке качества управления.

Измерение и оценивание результатов на основе показателей, отражающих количественную сторону деятельности предприятия, не составляет особого труда, поскольку существует методика экономического анализа. Однако для оценки качества управления недостаточно знать только значения и уровень достигнутых экономических показателей, необходимо также оценить их структуру, т.е. расположение (соотношение) в определенной последовательности в зависимости от избранных приоритетов в изменении их значений.

Видный отечественный ученый И.М. Сыроежин отмечал: <...качество - динамика ее [деятельности] структуры> и далее: <...движение качества деятельности - это прежде всего движение структуры его результатов> [5].

И.М. Сыроежин решает задачу измерения и оценки эффективности и качества производственно-хозяйственной деятельности на основе предложенного им метода оценки <структуры экономического роста> [6], впоследствии получившего развитие в работах ряда авторов, которые, используя понятия <пропорциональность экономического роста>, <динамический нормативный ряд>, стремятся оценить деятельность организационной системы на макро- и мезоуровнях с позиций требований эффективного развития и разработать рекомендации по оптимизации разрабатываемых планов с помощью установления определенных соотношений в росте экономических показателей [7, 8]. Пропорции роста показателей, таким образом, превращаются в самостоятельный объект исследования и управления.

Идея оценки структуры показателей оказалась пригодной и для оценки качества управления. Однако цели и особенности содержания понятия <качество управления> потребовали адаптации идеи, уточнения отдельных положений метода. Отметим, что количественные показатели, взятые по отдельности и характеризующие какую-либо одну сторону деятельности предприятия, неэффективны при оценке качества управления. Необходима совокупность измерителей этого экономического явления.

Измерение и оценка качества управления могут осуществляться с помощью метода распознавания образов, т.е. путем сравнения оцениваемой структуры показателей (за определенный период) со структурой, определяемой в качестве эталона (норматива).

Нормативная структура представляет собой упорядоченный ряд показателей, проектируемый с учетом условий наилучшего, т.е. качественного использования ресурсов и возможностей предприятия, исходя из характера поставленных целей, ситуации и этапа развития предприятия.

Оцениваемая (фактическая) структура показателей может представлять любые их комбинации и отражать сложившиеся приоритеты в реальных условиях действия системы менеджмента.

Отклонения в структуре показывают уровень качества управления, достигнутый за определенный период. По величине отклонения можно судить о содержании и характере деятельности в области решения проблем, допущенных ошибках в разработке и реализации стратегий развития.

Число показателей в структурах устанавливается исходя из целей оценки, наличных ресурсов и требований к точности. Причем для оценки качества управления предприятием в целом должна рассматриваться только та группа показателей, которая является общесистемной. Для других уровней управления следует использовать свою детализированную структуру показателей.

Эффективность метода во многом зависит и от научных позиций исследователя, адекватности понимания анализируемых ситуаций, имеющихся аналогий, успешных примеров и навыков решения схожих проблем.

3. ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Этот процесс можно выстроить по следующему алгоритму:

  1. Идентифицировать условия деятельности предприятия в бизнес-системе;
  2. Выразить целевую функцию предприятия количественно и осуществить ее декомпозицию;
  3. Определить состав показателей, отражающих результаты рыночного роста и состояние потенциала предприятия, представив их в виде первичной информации;
  4. Осуществить отбор показателей;
  5. Установить нормативные соотношения в изменении отобранных показателей, т.е. построить нормативные структуры показателей в соответствии с условиями рыночной среды и внутренними условиями развития;
  6. Осуществить выбор нормативной структуры с учетом ситуационных характеристик и особенностей этапа развития предприятия;
  7. Определить фактическую структуру показателей, отражающую сложившиеся приоритеты в использовании и развитии потенциала;
  8. Оценить соотношение нормативной и фактической структур показателей;
  9. Сделать выводы о достаточности/ недостаточности этого уровня и результативности применяемых стратегий развития предприятия.
    Если оценка используется для оперативного совершенствования деятельности подразделений и процесса принятия управленческих решений, то следует продолжение:
  10. Выявить внешние и внутренние факторы, обусловившие значения и приоритеты показателей фактической структуры, установить их влияние;
  11. Разработать и осуществить мероприятия по повышению качества управления, предусмотрев улучшение организации потенциала и повышение степени его системности;
  12. Вновь оценить достигнутый уровень качества управления, т.е. осуществить возврат к пп. 1-11.

Установление нормативной структуры показателей - процедура сложная: приходится определять характер и особенности рыночного развития предприятия, эвристически устанавливать состав и приоритетность показателей, учитывая динамичность и сложность рыночных ситуаций, влияющих на поведение товаропроизводителей.

Для обоснования нормативной структуры рассмотрим такой тип роста предприятия, при котором удовлетворение потребностей клиентов рассматривается как условие эффективного расширенного воспроизводства. Производственно-хозяйственная деятельность компании ориентируется на создание товара большей полезности.

Общим условием, при котором согласуются экономические интересы производителя и потребителя товара, можно считать следующие: прирост полезности (П) товара должен быть больше, чем прирост цены (Ц) на него, а прирост цены должен быть выше, чем прирост производственных и сбытовых издержек (И), т.е. DП > DЦ > DИ.

Полезность товара - это стоимостная и психологическая оценка удовлетворения потребности в результате его использования. Полезность определяется характеристиками товара, а также экономическими факторами: ценой, операционными издержками при его использовании, ценовой эластичностью и др. Таким образом, повышение ценности товара связано либо с улучшением наиболее важных для потребителя характеристик, либо со снижением цены, либо одновременно и с тем, и с другим. Полезность товара отражает его конкурентоспособность.

Составляющие неравенства могут быть представлены в различных комбинациях, отражающих, по сути, концепцию бизнеса, выраженную в определенной системе показателей.

При всем многообразии стратегий, используемых для достижения успеха в бизнесе, выбор принципиальных решений ограничен и сводится к тому, чтобы обеспечить:

  • увеличение полезности производимого продукта без соответствующего роста издержек;
  • сохранение достигнутого уровня полезности при меньших издержках;
  • переход на иной уровень полезности и цены.

Первые два направления ориентированы на внутренние факторы компании, третье - на одновременное изменение ее внутренних и внешних факторов.

4. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Рассмотрим основные положения, которыми следует руководствоваться при формировании нормативной структуры показателей.

1. Структура должна включать следующие группы объемных показателей: целевой функции, результатов использования потенциала компании и затрат. При этом необходимо все разноразмерные показатели преобразовать, т.е. привести к одной размерности или выразить в безразмерных единицах.

Формирование структуры показателей будет определяться в основном характером стратегий компании и квалификацией их разработчиков. Универсальных структур показателей не бывает, как не бывает универсальных, абстрактных управленческих решений. Поскольку управление всегда конкретно, т.е. исходит из особенностей состояния управляемого объекта, структура показателей должна отражать условия, в которых существует и действует изучаемый объект.

2. Нормативный ряд показателей должен начинаться с целевой функции, отражающей значимость предприятия в бизнес-системе, его успехи на рынке. По отношению к остальным показателям она должна иметь приоритетные темпы роста. Целевая функция предприятия устанавливается исходя из этапа его жизненного цикла (ЖЦ). Понятие ЖЦ, применимое к любой социально-экономической системе, означает признание закономерности эволюции, т.е. изменчивости системы во времени, а также целей ее функционирования. Поэтому целевой функцией может быть не только прибыль [9], но и объем продаж, сокращение сроков вывода продукта на рынок и др.

По каждому из этапов ЖЦ предприятия (на графиках эти этапы обычно имеют S-образный вид) можно построить свои нормативные структуры показателей, которые будут последовательно сменять друг друга в точках достижения экстремума (первая производная функция эффективности обращается в нуль, а вторая производная отлична от нуля) и точках перегиба S-образной кривой (вторая производная функция эффективности обращается в нуль, первая - меняет знак <+> на <->, или наоборот). Замена нормативных рядов показателей объясняется тем, что на различных этапах меняются характер и приоритеты деятельности и используются различные ресурсы потенциала (по составу, объему, качеству, структуре).

Из сказанного выше следует, что нормативная структура - это специализированная структура показателей, которая должна формироваться исходя из стратегий поведения компании в условиях рынка, т.е. конкретных условий производственной, сбытовой и иной деятельности компании.

3. Следующее условие упорядочения показателей по их важности состоит в том, что вслед за показателем целевой функции должны располагаться показатели, отражающие результативность использования потенциала компании, а затем - показатели трудовых, материальных и иных затрат. Тем самым в нормативной структуре закрепляется тре- Количественные показатели, взятые по отдельности и характеризующие какую-либо одну сторону деятельности предприятия, неэффективны при оценке качества управления. Необходима совокупность измерителей этого экономического явления бование повышения эффективности деятельности компании.

Наибольшую сложность на этом этапе представляет внутригрупповое ранжирование показателей. Здесь из-за многообразия ситуаций и используемых на практике конкретных стратегий мы имеем дело с множеством комбинаций в расстановке приоритетов показателей. Поэтому логика ранжирования должна исходить из предпочтений для изучаемых ситуаций.

Руководствуясь положениями системы управленческого учета <Директ-костинг> и факторного анализа эффективности, позволяющими выявлять и анализировать взаимосвязи категорий <затраты - выручка - прибыль>, а также принимая во внимание природу экономических показателей и их взаимосвязь, можно представить расширенный ряд показателей, используя в качестве основы указанное выше первое неравенство:

Tn>Tврп>Tv>Tпp>TMичпп'

где Тп - темп роста балансовой прибыли;
Тврп - темп роста выручки за реализованную продукцию;
Тv - темп роста объема производства продукции;
Тпр - темп роста постоянных расходов;
Ти - темп роста общих издержек;
Тчпп - темп роста среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

Таким образом получаем нормативный состав и приоритетность показателей, которые отражают условия и средства эффективного достижения поставленной цели для конкретных ситуации и этапа развития компании. В рамках установленной нормативной структуры индивидуальные значения показателей могут варьироваться в определенных границах, при этом, поскольку показатели имеют различную размерность, для их сопоставимости следует представить темпы их роста за определенный период. Для рыночного роста (воспроизводственного типа хозяйствования) нормативный ряд показателей должен быть неубывающим, превышающим 100%.

Как следует из представленного нормативного ряда показателей, самый высокий темп роста должна иметь прибыль, самый низкий - численность промышленно-производственного персонала. В этом заложен глубокий экономический смысл: преимущественный рост общественной значимости предприятия, достигаемый на основе научного, технического, организационного прогресса, создает лучшие возможности для развития. Задавая приоритетные темпы роста рыночной цели, направляя усилия на повышение технического уровня и снижение удельных расходов на производство продукта, увеличивая операционный леверидж, можно спроектировать модель успешной экономической деятельности, которая основана на интенсификации использования потенциала, увеличении результативности реакций менеджмента. В упрощенном виде эту тенденцию отражает английское выражение: profitable revenue growth, которое можно перевести как рост оборота, который сопровождается опережающим ростом прибыли.

Для разработки нормативных структур показателей можно применять процедуры экспертного опроса. Точность оценок во многом зависит от экспертов, в качестве которых выступают руководители высшего и среднего ранга.

Сформированная нормативная структура показателей - это модель обоснованности и результативности использования ресурсов предприятия, которая исходит из определенного состава и структуры факторов (переменных), задействованных в управлении предприятием.

5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Качество управления оценивается количественной характеристикой степени сходства нормативной и фактической структур показателей. Для порядковых структур количественной характеристикой степени сходства служит теснота ранговой корреляции. В математической статистике она определяется коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. (В работах И.М. Сыроежина приводятся доказательства и обоснования возможности использования этой характеристики для оценки разнообразных вариантов неупорядоченности рангов показателей в структурах.) Заметим, что частые изменения значений коэффициентов корреляции с положительных на отрицательные, и наоборот, причем с большой амплитудой, можно интерпретировать как неупорядоченное, несогласованное управление.

Если фактический ряд показателей соответствует или приближается к нормативному, степень организованности потенциала, эффективность реакций системы управления будут соответствовать выбранной рыночной цели. В противном случае, т.е. когда эти две структуры расходятся, мы получаем сигнал о неправильно выбранных способах достижения цели и, следовательно, о снижении качества управления. Наихудшее состояние наступает, если фактическая структура показателей обратна нормативной.

Исследование работы нескольких машиностроительных предприятий выявило значительную амплитуду изменения показателя качества управления. На рисунке представлены результаты исследований, выполненных на одном из средних по масштабам деятельности машиностроительном предприятии. Отметим волнообразный характер изменения коэффициента корреляции, при котором длина волн колеблется в пределах двух лет.

Это свидетельствует о том, что управление предприятием осуществляется в условиях большой неопределенности, вызванной как нестабильностью внешней среды, так и растерянностью руководства при решении проблем адаптации к рынку. Следовательно, в управлении предприятием отсутствует перспективная линия поведения на рынке. В этих условиях неизбежны частые смены целей, задач, направлений и приоритетов деятельности, что приводит к убывающей результативности работы и не позволяет последовательно повышать конкурентоспособность предприятия. Недостаточное знание рыночной ситуации, конкурентов, финансовые трудности, отсутствие квалифицированных работников на ключевых постах и др. не позволяют предприятию разрабатывать четкие стратегии развития. Сложным для предприятия явился период t 5- t9, для которого характерны сокращение спроса на выпускаемую им продукцию, низкая загрузка производственных мощностей, отсутствие представлений о направлениях и способах развития. В конце концов, выход был найден, о чем свидетельствует улучшение показателей в периоде t 10- t11. Однако успехи имели кратковременный характер, что привело к снижению качества управления. Таким образом, это предприятие представляет собой структуру, которая не располагает необходимым запасом <прочности>, позволяющим провести эффективное обновление и реструктуризацию, что свидетельствует о невысоком качестве управления. Анализируя значения коэффициентов и их изменение во времени, можно получить информацию о характере и качестве управления предприятием. Выявление тенденций в показателях качества управления позволяет проследить изменение характера и эффективности принимаемых управленческих решений по формированию рыночной политики, преобразованию потенциала предприятия.

Поскольку оценка качества управления является обобщенной и призванной выявлять и отражать тенденции ее изменения во времени, она подводит общий итог усилиям работников многих служб, служит базой для проведения детализованной оценки, осуществляемой с помощью факторного, системного, морфологического, функционально-стоимостного и других известных методов анализа, результаты которых используются для выработки конкретных технических, организационных и иных решений.

Экспертные опросы, проведенные среди главных специалистов и руководителей предприятий различных отраслей, подтвердили обоснованность и приемлемость изложенного подхода к оценке качества управления и позволили расширить представление о возможностях его использования. Помимо основного назначения, с его помощью можно:

  • выявлять недостатки планирования;
  • расширить возможности анализа производственно-хозяйственной деятельности, введя новые способы измерения;
  • обнаружить на ранних стадиях наступление кризисных состояний предприятия;
  • глубже понять характер процессов формирования и реструктуризации системы управления и потенциала предприятия;
  • обеспечить системность в работе инженерных и функциональных служб и большую обоснованность разработки стратегических направлений развития и др.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шадрин А. Феноменология качества // Стандарты и качество. - 2004. - № 7. - С. 72.
  2. Плущевский М. Стандартософия о качестве: теория, проверяемая практикой // Стандарты и качество. - 2004. - № 5. - С. 84.
  3. Свиткин М. От менеджмента качества - к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? // Стандарты и качество. - 2004. - № 1. - С. 74.
  4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002. - С. 217-220.
  5. Сыроежин И.М. Система показателей эффективности и качества. - М.: Экономика, 1980. - С. 15.
  6. Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План (теоретические очерки). - М.: Экономика, 1986.
  7. Винокуров В.А., Азоев Г.Л. Управление развитием производственного объединения. - М.: МИУ, 1989.
  8. Новиков В. К методике анализа и прогнозирования эффективности производства // Экономист. - 1992. - № 8. - С. 46-52.
  9. Канэко Т. На пути создания высокоприбыльного предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 3. - С. 80.

Опубликовано в Стандарты и Качество





Также на сайте:
Мировая эволюция менеджмента качества
Качество продукции - Рецепт для Запада

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?