Неряшество в поддержании чистоты так же нетерпимо, как небрежность в производстве. (Г. Форд)

Интеграция менеджмента качества со стратегическим менеджментом с использованием управления проектами

Дьяконов Б.П. - исполнительный директор "Банк24.ру" ОАО,

кандидат педагогических наук, доцент У Г ТУ-УПИ,

QMS auditor, Cert.Proj.Mngr. (г. Екатеринбург)

Система менеджмента качества, требования к которой закреплены в стандарте ISO 9001:2000, выходит за пределы "качества" как узкоспециализированного понятия, примени­мого к продукции, но распространяется на миссию компанию (политику в области качества), ее долгосрочные цели, инструменты их реализации, а также на процессы разработки новых продуктов и услуг. Ниже мы тезисно рассмотрим общие интерфейсные вопросы взаимодей­ствия систем стратегического менеджмента и менеджмента проектов в организации с СМК, предложив практическую модель такой интеграции.

В практических внедрениях требований стандарта ISO 9001 вопросы целей компании и процессов разработки новых услуг, как правило, не тесно связаны между собой. Более то­го, специалисты по качеству, вышедшие из производственной среды, как правило, недоста­точно много внимания уделяют целеполаганию в качестве, больше акцентируясь на вопросах обеспечения качества текущей деятельности. Несомненно, в компаниях формально присут­ствует и политика в области качества, и цели в области качества, цели бывают даже доведе­ны до коллектива, но механизмы их реализации не определены и нередко слабо интегриро­ваны. Более того, процессный подход, на базе которого построены современные СМК, про­сто "теряется" без отсутствия процессных же механизмов внесения изменений и управления изменениями в существующих процессах деятельности. Налицо противоречивость между желанием сохранить стабильность процессов и необходимостью их постоянного улучшения, что само по себе является деятельностью уже не процессной, а проектной.

Для разрешения этого противоречия, между необходимостью постоянного улучшения текущих процессов как в локальном контексте (процедуры корректирующих и предупреж­дающих действий), так и в глобальном (реализация политики в области качества через дос­тижение целей в области качества, а также через создание новых продуктов и услуг) возни­кает необходимость интеграции менеджмента стратегического с управлением проектами в рамках системы менеджмента качества.

Детальное рассмотрение стандарта ISO 9001 показывает наличие в нем элементов как проектного управления (разделы, связанные с разработкой новых продуктов и услуг), так и наличие элементов системы стратегического менеджмента. Наш опыт подсказывает, что для


создания в организации единой и действенной системы менеджмента, жизненно необходимо объединить его элементы (стратегия, качество, финансы, ресурсы, инновации, бренд) в стройную взаимосвязанную систему. Наиболее очевидно интегрируются именно стратегиче­ский менеджмент, менеджмент качества, менеджмент проектов.

Стратегический менеджмент в стандарте находит свое отражение в требованиях к на­личию политики в области качества (в нашем опыте этот документ идентичен Миссии ком­пании), в требованиях к наличию целей в области качества (цели могут быть идентичны те­кущим проектам развития компании) и в требованиях к анализу со стороны высшего руково­дства. Сами механизмы анализа и формулировки целей могут опираться на такие признан­ные механизмы стратегического менеджмента, как Balanced Score Card (BSC), методология которого предполагает и декомпозицию по соответствующим уровням внутри организации.

Достижение уникальной цели - это, несомненно, проект (набор мероприятий, огра­ниченных по срокам). Следовательно, опираясь на элементы ISO 9001 и на недавно опубли­кованный ОРМ3 (Organizational Project Management Maturity Model - ОРМММ - или как при­нято ОРМ3), можно управлять целями в области качества, как уникальными проектами. Про­екты в компании можно агрегировать в портфели (стратегические, направленные на совер­шенствование продуктов и услуг, направленные на создание новых продуктов и услуг, имиджевые). Такая агрегация дает возможность для осознанного управления портфелями как проектами, включая управление ресурсами, доходностью, рисками на портфели проектов. Перевод целей в области качества в проекты позволяет осуществлять их достижение с ис­пользованием заранее оговоренных правил реализации проектов в компании, а также решает проблемы доведения целей в области качества "до всех уровней организации".

Таким образом, вырисовывается картина безболезненной интеграции стратегического менеджмента с системой менеджмента качества с использованием управления проектами. Проекты используются как связующая нить между стратегическими целями компании, в стратегии важным остается фокус на качестве, организация избегает дублирующих друг дру­га планов развития.

Реализация изложенных выше принципов позволила достичь в Банке24.ру следующих результатов:

  • Политика в области качества идентична Миссии, отсутствуют дублирующие документы стратегического уровня

  • Проекты в банке инициируются только при их согласовании с Миссией (политикой в области качества), тем самым избегаются проекты "ради проектов"

  • Цели в области качества управляются как проекты, что приводит к отсутствию избыточных документов тактического уровня, решается задача доведения до всех уровней организации, достижение целей управляется по понятной процедуре

  • Анализ со стороны высшего руководства выполняет требования СМК и расширен методологиями SWOT (СВОТ модель или Strength Weaknesses Opportunities Threads), BSC

  • Единые органы принятия решений по вопросам тактической реализации стратегических решений, текущего управления проектам и процессами

Следовательно, возможна успешная интеграция систем стратегического менеджмента с системой менеджмента качества и проектного управления в организации.


"От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса"

Санкт-Петербург, 4-6 октября 2005г.





Также на сайте:
Практические подходы и проблемы разработки интегрированных систем менеджмента соответствующих требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, SA 8000 и др.
И. Э. Крюков, А. Д. Шадрин

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?