Успех в делах, хороший сбыт - все зависит от понижения цен при улучшении качества. На этом пути нет пределов для расширения производства и увеличения спроса. (Г. Форд)

Эволюция качества как объекта управления


К. Ф. Механцева


Вторая половина предыдущего и начало нынешнего столетий характеризуются экономистами самых разных школ и научных направлений достаточно единодушно - нарастающие геометрически, а в некоторых случаях экспоненциально, темпы экономического развития, обусловленные внедрением прорывных открытий в области физики, химии и биологии в производство. Общепризнанными признаками современного экономического развития стали:

-    многократное усложнение выпускаемых товаров и технологий их производства, провоцирующее гонку "сверхвыбора" в потреблении;

-    сжатие во времени циклов воспроизводства и, следовательно, циклов развития предприятия, отрасли и т. д.;

-    стандартизация процессов цикла воспроизводства и его системное представление;

-    рост числа подсистем предприятия и их связей, а также рост числа внешних по отношению к предприятию систем, таких, как сегменты рынков потребителей, поставщиков, конкурентов и лиц, заинтересованных в деятельности предприятия,

что позволяет определить любое предприятие как сложную большую систему;

-    глобализация всех экономических систем.

В таких экономических условиях целью существования нового или действующего предприятия становится его развитие, заведомо опережающее рынок и, очевидно, формирующее его. Цель, поставленная таким образом, сама по себе является процессом и требует для ее достижения использования адекватных инструментов - теории и реальных разработанных методов и приемов.

По нашему мнению, именно на основе концепции всеобщего управления качеством (TQM), как базовой теории, и международных стандартов ИСО (ГОСТ Р ИСО) 9000:2000, а также моделей делового совершенства, как наиболее актуальных и опробованных инструментов управления деятельностью предприятия, возможно построение системы менеджмента предприятия, способной реализовать поставленную цель. При этом объектом управления предлагается выбрать качество предприятия, принципами управления - восемь принципов менеджмента качества, а системой управления предприятием - систему менеджмента качества (СМК).

Для реализации предлагаемого подхода руководству предприятия необходимо идентифицировать имеющийся уровень развития предприятия. Для этого можно воспользоваться любой схемой развития концепции TQM или ретроспективой эволюции СМК [1, 2, 3, 4].

В работе [4] описана эволюция концепции TQM посредством четырех соответствий. Краткие характеристики этих соответствий можно представить, используя понятие "качество", описание методов управления им и характеристики интеграции внутри компании (табл.).


Таблица


Годы XX в.

50-е

60-е

70-80-е

90-е

Название

Соответствие

Соответствие

Соответствие

Соответствие

(суть) эта-

стандарту

применению

стоимости

скрытым пот-

па




ребностям

Эволюция

Качество про-

Качество про-

Качество про-

Качество про-

понятия

дукта отвеча-

дукта отвеча-

дукта повы-

дукта отвечает

<качество>

ет нормам из-

ет нуждам

шается при

скрытым или


готовления

рынка

одновремен-

будущим пот-




ном сниже-

ребностям




нии его стои-





мости


Недостатки

Не отвечает

Слабость кон-

Слабость кон-

Возможность


потребностям

курентного

курентного

создания ис-


рынка

преимущест-

преимущест-

кусственного


Надежда на

ва, основанно-

ва, основанно-

ненужного


то, что качест-

го на соот-

го на соот-

спроса


во может быть

ветствии при-

ветствии сто-



достигнуто

менению

имости



путем инспек-

Дорогостоя-




ций (прове-

щая проверка




рок)

качества



Эволюция

Стандартиза-

Исследование

Формирова-

Развертыва-

методоло-

ция

рынка

ние областей

ние функций

гии (мето-

Статистичес-

Межфункцио-

качества

качества

ды управ-

кое управле-

нальная во-

Внедрение се-

Семь приемов

ления ка-

ние произ-

влеченность

ми шагов и се-

управления и

чеством)

водством


ми методов

планирования


Контроль


качества

качества

Эволюция

Интеграция

Интеграция

Интеграция

Интеграция

интегра-

технологичес-

всех функций

всей иерар-

всех процес-

ции пред-

кой линии

предприятия

хии предпри-

сов на пред-

приятия

(вертикаль-

(горизонталь-

ятия (верти-

приятии (гори-


ная интегра-

ная интегра-

кальная ин-

зонтальная ин-


ция)

ция)

теграция)

теграция)



Отмеченные в таблице недостатки формируют несоответствие и, тем самым, обусловливают переход к следующему соответствию. При этом авторы упомянутых работ предостерегают компании, принявшие решение о применении TQM, от ошибок и указывают на причины их возникновения:

-    желание пройти в историческом порядке все этапы эволюции концепции. Для этого потребуется слишком много времени: компания потеряет свою конкурентную позицию по отношению к тем компаниям, которые преуспели в этих четырех этапах развития;

-    стремление обеспечивать выполнение всех четырех соответствий для каждого продукта. Продукт вкупе с технологией его производства сам по себе находится на определенном этапе развития. Возможно, достаточно только определить, какому соответствию он отвечает и в то же время не идет в разрез с развитием организации как системы;

-    мнение о том, что более поздние соответствия выше или лучше. На деле лучшим будет то соответствие, которое в большей степени отвечает целям развития предприятия.

Такая ретроспектива соответствий выводит авторов на будущие соответствия:

-    соответствие корпоративной культуре;

-    соответствие общественному и глобальному окружению.


Говоря о корпоративной культуре, можно утверждать, что современные компании при принятии решения о создании нового бизнеса или модернизации существующего все чаще исходят из сложившейся в компании корпоративной культуры. Соответствие корпоративной культуре проходит через весь цикл воспроизводства: от конкретного работника к бригаде, подразделению через соответствие стандарту качества, стоимости и, наконец, месту, которое продукт и его качество занимают в корпоративной стратегии.

В обоснование последнего упомянутого соответствия (глобальное окружение) можно сказать, что современные компании вынуждены улучшать условия работы для своих сотрудников и соответствие своих продуктов и производственных процессов условиям окружающей среды. Это соответствие, в центре внимания которого находится рынок, вытекает из соответствия скрытым потребностям окружающей среды, в которой живет потребитель. С учетом будущих соответствий их развитие можно представить как витки спирали "производство-рынок". Представленная в развитии последовательность соответствий смоделирована как диалог [5], в котором коммуникатором выступает производитель, а реципиентами - потребители товара.

Предметом такого диалога является все более усложняющийся товар, а двумя его наиболее значимыми для обеих сторон характеристиками выступают качество и цена. Диалог, как основная форма коммуникации, все чаще определяется как процесс обмена информацией [6-9]. При этом обязательными условиями называются единые знаковые системы (как правило, язык) [5, 6, 9-11] и придание им одинакового смысла [9-11] или понимания [12-15], что по сути своей представляет три уровня восприятия информации: синтаксический, семантический и прагматический [16-18].

Но мы считаем, что условие едино - существование на всех трех уровнях основного базового знания. Тогда последовательность соответствий отражает, по существу, обмен знаниями о качестве товара и их накопление у производителя и потребителя и является, по нашему мнению, наиболее прогрессивной моделью эволюции концепции TQM. Именно в этой последовательности соответствий возможно дальнейшее прогнозирование эволюции TQM. Так, она может быть дополнена следующими двумя соответствиями:

-    в производстве - соответствием научно-техническому прогрессу. Речь идет об упоминавшемся сжатии во времени циклов воспроизводства, которое позволит компании оставаться конкурентоспособной и распространять концентрированное знание в

потреблении, подталкивая рынок к следующему соответствию;

-    в рынке - соответствием темпам развития общества как исключительно социальной системы. Условия окружающей среды, как общественные, так и глобальные, будут меняться все быстрее, и компании необходимо будет синхронизировать темпы своего развития с темпами развития общества, при этом темпы первого должны быть выше темпов второго.

Построение цепочки соответствий делает совершенно очевидным факт изменения объекта управления для предприятия, более четкого разграничения его двух развивающих противоположностей - внешней (рыночной) и внутренней (производственной).

В рынке изделие, продукцию, товар заменяет комплексный процесс взаимоотношений производителя и организованного потребителя на основе материального объекта. Возникают соответствия другого порядка - нематериального, духовного. Речь идет о доминировании потребностей в развитии даже при удовлетворении потребностей физиологического характера. Преобладающей частью требований потребителя и всех заинтересованных сторон к материальному объекту становится его новизна, выраженная любым образом. Вследствие этого производитель вынужден наращивать объем информации, предоставляемой потребителю о производимом материальном объекте. Информационная составляющая для потребителя начинает превалировать над другими ввиду новизны и сложности материальных объектов, превращая знание в наиболее востребованную часть взаимоотношений производителя и потребителя и, особенно, других заинтересованных лиц. Таким образом, можно считать, что знания, воплощенные в материальном объекте или связанные с ним, выступают основным объектом управления для предприятия в рынке.

В производстве продукцию заменяет процесс обмена знаниями с потребителем на основе взаимовыгодных с ним отношений. Материальный объект уступает место высоким технологиям и сервису, которые определяют быструю окупаемость инвестиций, снижают зависимость от обеспечения сырьем. Поэтому основным ресурсом предприятия, ценностью и, соответственно, наиболее весомым объектом управления в производстве становятся знания сотрудников и все связанные с их получением возможности, т. е. интеллектуальный потенциал предприятия.

Таким образом, мы считаем, что объектом управления предприятия на современном этапе становятся именно знания - продукт обработки информации с целью использования его для развития производителя и потребителя, а основным процессом - обмен знаниями между потребителем и производителем.

Учитывая сказанное выше и определения, данные в стандарте ИСО 9000:2000, понятие "качество предприятия" можно определить как степень использования знаний производителя потребителем.


Литература:

1.   Окрепилов В. В. Управление качеством / Учебник для вузов / 3-е издание, доп. и перераб. - М.: Экономика, 2000. - 1012 с.

2.   Круглое М. Г. Современные концепции предпринимательства и качество // Стандарты и качество, 2000, №11.

3.   Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. - М.: ОАО "Типография "Галеон"", 2000. - 432 с.

4.   Шиба Ш., Грэхэм А., Валъден Д. Новое американское тотальное управление качеством.

5.   Андреева Г. М.  Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: АспектПресс, 1998. - 376 с.

6.   Зверинцев А.  Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR / 2-е изд.,  испр.  -  СПб: Союз,  1997.  - 288 с.

7.   Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. / Пер. с англ. под ред. М. Р. Ефимовой.  - М.: Финстатин-форм, 1993. - 96 с.

8.   Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Пер. с англ. / Научн. ред. и авт. послесл. А. В. Приписное. - М.: Экономика, 1991. - 239 с.

9.   Крылов И. В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). - М.: Центр, 1998. - 192 с.

10.  Шрейдер Ю. А. Информация и знание // Системная концепция информационных процессов. Сб. трудов. - М.: ВНИИСИ, 1988, выпуск 3.

11.  Столяренко Л. Д.  Основы психологии. - Ростов-на-Дону.: Логос, 1995. - 646 с.

12.  Дж.  Ф. Литл.  Основы маркетинга.  Чего же хотят ваши потребители. Надежный способ это выяснить. Ростов-на-Дону.: "Феникс", 1997. - 400 с.

13.  Стоун М., Дейвис Д., Бонд Э. Прямое попадание: факторы успеха прямого маркетинга / Пер. с англ. В. В. Козлова. - Минск: Амалфея, 1998. - 448 с.

14.  Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг / Сокр. пер. с англ. Под ред. Горячева А. А. - М.: Экономика, 1990. - 350 с.

15.  Дихтлъ Е., Хершген X. Практический маркетинг. Учебное пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова. Под ред. И.  С. Минко - М.: Высш. шк.,  1995. - 255 с.

16.  Шадрин А. Д. Качество и информация // Стандарты и качество, 1996, № 4, 5.

17.  Шрейдер Ю. А. О понятии "математической модели языка". -    М.: Знание, 1971. - 64 с.

18.  Урсул А. Д. Отражение и информация. - М.: Мысль,  1973. -   231 с.





Также на сайте:
Будущее компании, в которой отсутствуют принципы менеджмента качества
Филипп Б. Кросби

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?