Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает. Герберт Джордж Уэллс

Создание Системы Менеджмента Качества - нужно задуматься, прежде чем сделать первый шаг


Корниенко В.А.

Российский рынок услуг по созданию и сертификации систем менеджмента качества (СМК), существует по различным оценкам около 10 лет, казахстанский ранок в данной области и того меньше. Удивительно, но за столь достаточно долгий период существования данного рынка, он практически не претерпел процессов интеграции и консолидации, которые столь характерны для интеллектуальных рынков вообще.

Компании, оказывающие услуги по созданию и сертификации СМК очень скупо идут на публичное освещение собственного опыта и тем более на его обобщение с опытом других компаний. Их замкнутость понятна, по сути каждая из них прокладывает собственный путь к завоеванию клиента. С точки зрения потребителя, рынок систем качества достаточно хаотичен, но в то же время спрос на услуги по созданию и сертификации СМК возрастает. Компании сейчас стремятся не столько к тому, чтобы сертифицировать собственную СМК, потому, что этого требуют условия работы с иностранным партнером, а сколько в связи с необходимостью оптимизации работы компании.

Основную популярность среди международных стандартов СМК получили стандарты ISO серии 9000. Точно следуя их требованиям, предприятие дает потребителю убедиться в том, что на предприятии существует управляемость и стабильность. Удобны стандарты ISO серии 9000 так же тем, что их можно применять в любых коммерческих и некоммерческих компаниях любой сферы деятельности, в любых частях света. По сути, стандарты ISO серии 9000 универсальны.

Предприятие, создавшее и внедрившее СМК в соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9000, всегда может реально измерять качество продукта или услуги до того, как оно попадет к потребителю. СМК данной серии подразумевает запустить построенный механизм качества, направленный как на внешнего потребителя продукции предприятия, так и на внутреннего потребителя - работника предприятия. Основная цель - удовлетворенность потребителя, стабильность предприятия, в которой обязательно должно присутствовать стремление к улучшению деятельности и результатов работы.

Очень нежелательны действия предприятия, направленные на использование одновременно нескольких стандартов менеджмента качества или на применение следующего идентичного стандарта, сразу же после создания СМК по предыдущему. Обычно такое решение о применении нескольких стандартов обусловлено тем, что руководители предприятия не видят положительных результатов после внедрения СМК по какому-либо стандарту. Но не стоит забывать, что созданная СМК лишь проработав определенное время, может принести результат. Нежелательность так же объясняется тем, что еще не принеся каких-либо результатов, внедренный, но еще "еле стоящий на ногах" менеджмент качества ломается самой идеей применения другого стандарта качества. Так же два стандарта, идентичные по своей цели, но различные в методах достижения этой цели, которые одновременно создаются на предприятии, только мешают друг другу, принося негативный эффект, выражающийся в человеческом факторе персонала и в большом количестве затраченного времени и средств. Неизвестно еще то, способно ли предприятие вынести на своих плечах применение нескольких стандартов, если даже создание СМК по одному является тяжелой работой.

Постоянный анализ бизнес-процессов, одной внедренной СМК, через обязательные требования международного стандарта и максимальная осмысленная приверженность руководства и работников к СМК - показатели бесперебойной работы построенного механизма качества.

Конечно, стремление руководящего состава предприятия быть более конкурентоспособными в своей области рынка похвально. Но, только на примере крупных компаний мира видно, что дает свои результаты именно СМК созданная по одному лишь стандарту. И если в этих компаниях и применяются какие-либо другие стандарты, то они являются узконаправленными и специфичными и применяются лишь тогда, когда основная СМК принимает вид стабильности.

Возвращаясь к положительным результатам применения СМК по одному из стандартов ISO серии 9000, можно сказать, что сертификация играет тоже немаловажную роль. Предприятие, выпускающее качественную продукцию может убедительно подтвердить наличие работающей СМК, наличием сертификата качества на соответствие СМК требованиям ISO 9000. Сертифицировать СМК возможно у отечественных, государственных компаниях по сертификации или у международных.

Отечественный сертификат является полноценным документом, но к сожалению не котируется на зарубежных рынках. Но, это нельзя рассматривать как необходимость отказа от отечественной сертификации, потому, как, к примеру, многие европейские сертификаты качества не признаются на рынках США, даже несмотря на то, что стандарты по "тематике" ISO 9000 в различных странах созданы на основе норм ISO - международной организации.

Наиболее известными и авторитетными международными органами по сертификации являются: Bureau Veritas Quality International (Франция), Lloyds Register Quality Assurance Ltd (Великобритания), Det Norske Veritas (Норвегия), SGS (Швейцария), TUV Cert (Германия). Данные организации, а сейчас и многие другие аккредитованы для сертификации в большом количестве стран мира. Это значит, что сертификат качества вашей фирмы выданный одним из таких сертификационных органов, будет безоговорочно признан в данном количестве стран.

Итак, создание СМК, ее внедрение и сертификация - это жизненно важная задача для многих отечественных компаний, на текущее время. К сожалению определиться с выбором фирм, которые оказывают услуги по созданию и внедрению СМК достаточно тяжело, потому, как полной информации о их деятельности практически нет, а специалисты по менеджменту качества, ориентирующихся на рынке данных услуг очень мало. В связи с этим любой выбор фирмы, оказывающей подобного рода услуги - риск. Полная неосведомленность руководителей предприятий о методах создания СМК и необходимость, в условиях нынешнего рынка, в создании СМК приводят к тому, что предприятия осмысленно идут на этот риск.

Немногие фирмы по оказанию услуг в области создания и сертификации СМК на предприятиях, проводят свои работы "от и до", но, работая таким образом, все же получают крупный заработок.

Их схема действий достаточно проста. Заполучив клиента (предприятие) фирма проводит анализ существующего положения на предприятии в области качества, определяет фронт работ (обычно стандартный) по созданию необходимой документации и выставляет счет на определенную оплату. Проведя курс лекций для персонала предприятия "о истории возникновения международных стандартов качества", фирма постепенно, определенными партиями предоставляет имеющийся у нее в наличии стандартный пакет документации СМК "на переработку", тем самым уже урезая на корню мыслительные способности каждого работника. И в течение периода, пока действует контракт на оказание услуг, персонал предприятия послушно подгоняет предоставленные документы под деятельность своей компании, под "консультации" специалистов консалтинговой фирмы.

В итоге всех работ, спустя время, предприятие всё же получает сертификат качества, и даже международного образца, пройдя все необходимые аудиты. Получается это потому, что обычно каждая фирма по оказанию услуг в создании и сертификации СМК имеют связь с тем или иным представительством международного сертификационного органа. Чаще бывает, что сам международный аудитор является руководителем подобных консалтинговых фирм. Это прямая взаимосвязь, направлена на повышение рейтинга популярности и сертификационного органа и консультационной фирмы в определенном регионе и еще для выполнения плана сертификационной компании. Цель очевидна и проста, привлечь максимальное количество клиентов.

В большинстве случаев итогом является то, что предприятие, после таких работ, остается, "держа в руках" сертификат качества международного образца, очень сырое подобие СМК и необходимость "не ударить в грязь лицом" на следующем проверочном аудите через год. Над этим стоит задуматься и сделать правильный выбор.

Создать и сертифицировать СМК на предприятиях необходимо, потому, как это создание собственными руками необходимого уровня доверия на рынке.

А что еще может быть важнее для каждой компании, чем доверие?





Также на сайте:
Качество не бывает случайным. Система всеобщего управления качеством - TQM
Эволюция качества как объекта управления

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?