Людьми не надо "управлять". Задача - направлять людей. (Питер Ф. Друкер)

Причины для создания системы управления качеством и ее преимущества


Факторы государственного регулирования

■         Лицензирование

Установление государством порядка обязательного лицензирования отдельных видов деятельности, производств, продукции и услуг (например, разработка и производство вооружения и военной техники, средств связи и других стратегически важных видов продукции) требует наличия сертифицированной системы качества.

■         Подтверждение соответствия продукции

В связи с принятием закона "О техническом регулировании" наличие системы управления (менеджмента) качества на предприятии будет иметь решающее значение при создании доказательной базы подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. (Статья 24 Федерального закона "О техническом регулировании").

■         Нетарифные барьеры

Наличие на предприятии поставщика сертифицированной системы качества позволяет ему без дополнительных финансовых, временных и организационных издержек преодолеть устанавливаемые рядом стран нетарифные (технические) барьеры. Эти требования для различных видов продукции устанавливаются в виде требований к ее качеству и безопасности, а также к неизменности характеристик этой продукции от партии к партии. Это требование удовлетворяется наличием на предприятии документированной и сертифицированной системы качества.

Факторы гражданско-правовых отношений

■         Получение госзаказа

В России и в ряде зарубежных стран получение государственного заказа связывается прежде всего с наличием на предприятии сертифицированной системы качества. Наличие сертифицированной системы качества дает дополнительное преимущество над конкурентами при прочих равных условиях. Кроме того, государственные органы исполнительной власти в России обязаны поддерживать поставщиков продукции и услуг для нужд государства в деле разработки и сертификации систем качества (Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. №594; Постановление Правительства РФ от 02.02.1998г. №113).

■         Получение субподрядов

Участие российских предприятий в процессе международного разделения труда предполагает выполнение возрастающего объема подрядных работ. Возможность получения предприятием субподрядов как от зарубежных заказчиков, так и от российских предприятий, работающих на экспорт, часто обусловлено наличием на предприятии системы качества.

■         Условия тендеров

Условия тендеров и других конкурсных форм размещения заказов на поставки продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке России часто включают в себя требования к наличию у поставщика системы качества. Например, поставки продукции для топливно-энергетического комплекса, для предприятий химической промышленности, автомобилестроения и других отраслей осуществляется в России с учетом наличия системы качества у поставщика, а в отдельных случаях и сертификата на нее.

Факторы рыночного регулирования

■         Повышение доверия со стороны потребителя

Сертификация системы качества обеспечивает предприятию-владельцу сертификата необходимый уровень доверия на рынке. Во-первых, сертификат является общепринятой гарантией качества. Во-вторых, для малоизвестного на данном рынке товаропроизводителя сертификат, является своеобразным рекомендательным письмом экспертной организации.

■         Стабильность поставок

Стабильность поставок даже известных российских фирм в условиях современной неустойчивой экономики нуждается в дополнительном подтверждении. Таким общепризнанным подтверждением является соответствующим образом документированная и эффективно работающая система качества. Она снимает необходимость внешних проверок третьей стороной - т.е. потенциальным заказчиком.

■         Страхование и факторинг

Страхование, факторинг и другие виды поддержки финансовыми институтами сделок на поставку продукции и услуг на внешний и (все чаще) на отечественный рынок требуют подтверждения стабильности фирмы прежде всего в части рисков, связанных с качеством и безопасностью продукции. Эти риски и обусловленная ими административная и имущественная ответственность существенно снижаются при наличии действующей системы качества. Это в свою очередь позволяет привлечь солидных страховщиков и банки, кредитующие предприятия по факту отгрузки, а также снизить ставки по кредиту и страхованию.

Совершенствование модели бизнеса

■         "Скрытое производство"

"Скрытое производство" (т.е. исправление брака) при создании системы качества становится явным. Нередко объемы скрытого производства составляют от 30 до 40% трудозатрат производства, и эти значительные издержки при внедрении системы качества значительно сокращаются.

■         Предупреждение претензий и жалоб потребителей
Предупреждение претензий и связанных с ними потерь является важным

примером реализации принципа системы качества в понимании стандартов ИСО серии 9000: "предупреждать лучше, чем исправлять". Конструктивные принципы международных стандартов позволяют предприятию иметь четкий механизм предупреждающих мер и избегать провалов на рынке, связанных с претензиями и жалобами потребителей.

■         Реструктуризация управления предприятием

Среди 350 основных функций управления любым предприятием около 60-70% прямо связаны с обеспечением качества в понимании международного стандарта ИСО. Таким образом, внедрение системы качества является одним из важнейших шагов в создании на предприятии современного управления.

■         Роль высшего руководства

Роль высшего руководства в обеспечении необходимого качества продукции и услуг до настоящего времени заключалась только лишь в оперативном контроле за деятельностью всех служб предприятия. Оптимальная номенклатура и объем делегируемых полномочий, матрицы ответственности и другие инструменты, предлагаемые стандартами серии ИСО для систем качества, позволяют значительно повысить эффективность управления предприятием и изменить роль высшего руководства, сосредоточив его внимание на стратегическом управлении. Этим достигается высокое качество во всем: в проектировании и организации закупок, в освоении эффективных технологий производства и маркетинга, в управлении персоналом и т.д.

■         Участие персонала

Участие персонала в деле обеспечения качества на всех уровнях является важнейшим внутренним ресурсом для российских предприятий в условиях крайне низкой поддержки со стороны государства или полного ее отсутствия. Идя по этому пути, Германия и Япония после Второй мировой войны, а Чехия и Венгрия за последние годы смогли за короткое время достичь значительных успехов в экономике.

Финансовая привлекательность и надежность

■         Получение кредитов

Внедрение системы качества и ее сертификация аккредитованным органом повышает уровень надежности предприятия как потенциального получателя заемных средств. Прежде всего это касается оборотных средств под контрактные поставки, т.к. наличие сертифицированной системы качества является как для зарубежных, так и для отечественных кредиторов важным дополнительным свидетельством стабильности поставок.

■         Создание совместных предприятий

Создание совместных предприятий и других структур с участием иностранных инвесторов для российских предприятий без системы качества является довольно проблематичным. Во-первых, возникают сомнения в состоятельности менеджмента предприятия (если, например, отсутствует анализ затрат на обеспечение качества выпускаемой продукции или другие функции контроля, предусмотренные стандартами ИСО серии 9000). Во-вторых, возможности выхода на новые рынки без гарантии радикального изменения отношения к обеспечению качества, по мнению многих инвесторов, ограничены.

■         Активы предприятия

Стоимость нефинансовых активов предприятия вследствие создания и сертификации системы качества вырастает за счет повышения стоимости торговой марки производителя, а также за счет увеличения капитализации, вызванной ростом выручки (рост цены высококачественной продукции, освоение новых рынков сбыта и т.д.). После сертификации системы качества аккредитованным органом обычно повышается курс акций предприятия.

От редактора

Последний абзац - набор достаточно спорных утверждений. Стоимость торговой марки - вещь достаточно эфемерная, во многом спекулятивная. Торговая марка, грубо говоря, это "товарный знак + связаные с ним ожидания". Непосредственно сразу после регистрации товарного знака, торговая марка ничего "не стоит". Чтобы стать нематериальным активом, торговая марка должна просуществовать на рынке достаточно долго, не меняя существенно своего позиционирования и товарной категории. И тогде - возможно! - она будет чего-то стоить. Какую связь автор увидел между ростом рыночной капитализации, ростом выручки и фактом сертификации - вообще загадка...





Также на сайте:
Роль первого лица в системах менеджмента качества
А. И. Туманов

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?