Warning: Unexpected character in input: '' (ASCII=7) state=5 in d:\hst\quality_a29f7eaf76222dcf62e48334b8ddcde0\http\materialy10\rating.htm on line 90
Оценка результативности системы менеджмента качества через оценку достижения целей

Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! (И. Гете)

Оценка результативности системы менеджмента качества через оценку достижения целей

Микава Ж.М.

Директор по качеству -руководитель консалтингового центра ООО "РИА "Стандарты и качество, г. Москва


Аннотация доклада

РИА "Стандарты и качество" - одно из первых в России издательств и долгое время единственное из них, выпускающее специализированные журналы и книги в области качества. И к тому же первое в России Агентство среди издательских компаний, имеющее сертифицированную систему менеджмента качества ("применительно к производству и предоставлению услуг в области редакционно-издательской, информационно-консультационной и рекламной деятельности").

Вопросы результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества остаются актуальными с момента широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000, т.е. более 15 лет. В стандарте ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) "Системы менеджмента качества. Словарь" термин "результативность определяется как степень достижения запланированных результатов, а "эффективность" - как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По существу, результативность относится к достижению целей организации и отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии.

Сложность проблемы анализа и оценки результативности и эффективности связана с их многоаспектностью (можно рассматривать эти категории применительно к продукции (услуге), процессу или системе в целом) и многоуровневости (компания в целом, структурное подразделение, бизнес-процесс, рабочее место).

В данном докладе рассматриваются вопросы результативности и эффективности процессов с учетом их многоуровневости и системы менеджмента качества в целом.

Установление измеримых целей - это и есть организация работы на результат. На основе сформулированной при активном участии сотрудников Политики в области качества были разработаны и приняты Цели в области качества Агентства с измеримыми числовыми показателями, позволяющими оценить степень достижения целей. Каскадным методом (или используя японскую терминологию "поймай мяч") Цели в области качества Агентства были развернуты на уровнях процессов и подразделений, включая обеспечивающие службы - отдел кадров, юридический отдел, хозяйственный отдел, отдел информационного обеспечения и бухгалтерию.

На сегодняшний день установлены базовые и планируемые (целевые) значения показателей целей, установлены сроки их достижения и периодичность мониторинга, распределена ответственность за их достижение.

Результативность оценивается по степени достижения установленных числовых значений показателей целей. Цели в области качества включают в себя и числовые значения показателей эффективности.

Результативность и эффективность внедренной СМК подтверждена полученными значениями показателей Целей в области качества и другими финансовыми показателями деятельности Агентства. Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. в 1,5 раза увеличилось число


новых подписчиков, производительность труда в стоимостном выражении выросла в 1,2 раза; существенно увеличились масштабы бизнеса: объем продаж (выручки) вырос на 10,6 % (в среднем по стране на 7 %), объем продаж (выручки) на 1-го покупателя по сравнению с 2000, 2001 и 2002 г.г. возрос соответственно на 153,6, 192,6 и 200 % соответственно.

Темп прироста показателей связи качественных преобразований и масштабов бизнеса (валовая прибыль, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль) в 3,7-9 раз больше темпа прироста выручки.

Общая рентабельность по организации увеличилась в 3 раза по сравнению с 2001 г. (2001 г. - 4, 2002 г. -9, 2003 г. - 12).

Результаты бизнеса, в том числе прибыль, являются важнейшими показателями существующего в организации уровня управления - его результативности и эффективности. Следовательно, полученное увеличение масштабов бизнеса имеет хорошую качественную основу управления. Система менеджмента качества и есть та хорошая основа управления, которая привела к высоким результатам эффективного бизнеса в 2003 г., несмотря на существенное осложнение условий функционирования Агентства, в частности вынужденную потерю прибыльного издания, необходимость многочисленных переездов и ряда других негативных событий. Именно функционирующая СМК позволила повысить качество работ и значительно сократить себестоимость продукции, что обеспечило увеличение прибыли, а также частично компенсировало рост общехозяйственных (управленческих) расходов.

Соответствие Системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 (российского аналога ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено в 2003 г. сертификатами Системы Сертификации ГОСТ Р и международной сети IQNet (органом по сертификации EVROCERT Ассоциации по сертификации систем качества и систем управления органом по сертификации Ассоциации по сертификации системы качества и системы управления OQS).

Мы отдаем себе отчет, что наличие сертификатов соответствия СМК (пусть даже трех) не означает отсутствия проблем, и не хотим оказаться в числе организаций, про которые говорят "Сертификат на систему менеджмента качества есть, а качества нет". Поскольку СМК направлена на обеспечение всего лишь заявленного уровня качества, мы будем стремиться повышать и качество нашей продукции, и качество ее предоставления. А этого можно достигнуть, только улучшая процессы нашего Агентства и управление ими - без совершенствования процессов нельзя рассчитывать на длительный успех. Принцип постоянного улучшения - один из принципов СМК и нашего Агентства. Не случайно нашим девизом стал слоган  "Мы работаем для тех, кто сделал ставку на качество!"

МИСиС - МЕТАЛЛСЕРТИФИКАТ

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ГОССТАНДАРТА РОССИИ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ВСЕРОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЧЕСТВА

Семинар 25-27 октября 2004 г. НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ





Также на сайте:
Российский бизнес под знаком качества
Причины для создания системы управления качеством и ее преимущества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?