Warning: Unexpected character in input: '' (ASCII=7) state=5 in d:\hst\quality_a29f7eaf76222dcf62e48334b8ddcde0\http\materialy10\rating.htm on line 90
Оценка результативности системы менеджмента качества через оценку достижения целей

Всеохватывающей целью менеджмента должны быть системы, в которых каждый может получать удовольствие от своей работы. (Уильям Эдвардс Деминг)

Оценка результативности системы менеджмента качества через оценку достижения целей

Микава Ж.М.

Директор по качеству -руководитель консалтингового центра ООО "РИА "Стандарты и качество, г. Москва


Аннотация доклада

РИА "Стандарты и качество" - одно из первых в России издательств и долгое время единственное из них, выпускающее специализированные журналы и книги в области качества. И к тому же первое в России Агентство среди издательских компаний, имеющее сертифицированную систему менеджмента качества ("применительно к производству и предоставлению услуг в области редакционно-издательской, информационно-консультационной и рекламной деятельности").

Вопросы результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества остаются актуальными с момента широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000, т.е. более 15 лет. В стандарте ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) "Системы менеджмента качества. Словарь" термин "результативность определяется как степень достижения запланированных результатов, а "эффективность" - как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По существу, результативность относится к достижению целей организации и отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии.

Сложность проблемы анализа и оценки результативности и эффективности связана с их многоаспектностью (можно рассматривать эти категории применительно к продукции (услуге), процессу или системе в целом) и многоуровневости (компания в целом, структурное подразделение, бизнес-процесс, рабочее место).

В данном докладе рассматриваются вопросы результативности и эффективности процессов с учетом их многоуровневости и системы менеджмента качества в целом.

Установление измеримых целей - это и есть организация работы на результат. На основе сформулированной при активном участии сотрудников Политики в области качества были разработаны и приняты Цели в области качества Агентства с измеримыми числовыми показателями, позволяющими оценить степень достижения целей. Каскадным методом (или используя японскую терминологию "поймай мяч") Цели в области качества Агентства были развернуты на уровнях процессов и подразделений, включая обеспечивающие службы - отдел кадров, юридический отдел, хозяйственный отдел, отдел информационного обеспечения и бухгалтерию.

На сегодняшний день установлены базовые и планируемые (целевые) значения показателей целей, установлены сроки их достижения и периодичность мониторинга, распределена ответственность за их достижение.

Результативность оценивается по степени достижения установленных числовых значений показателей целей. Цели в области качества включают в себя и числовые значения показателей эффективности.

Результативность и эффективность внедренной СМК подтверждена полученными значениями показателей Целей в области качества и другими финансовыми показателями деятельности Агентства. Так, в 2003 г. по сравнению с 2002 г. в 1,5 раза увеличилось число


новых подписчиков, производительность труда в стоимостном выражении выросла в 1,2 раза; существенно увеличились масштабы бизнеса: объем продаж (выручки) вырос на 10,6 % (в среднем по стране на 7 %), объем продаж (выручки) на 1-го покупателя по сравнению с 2000, 2001 и 2002 г.г. возрос соответственно на 153,6, 192,6 и 200 % соответственно.

Темп прироста показателей связи качественных преобразований и масштабов бизнеса (валовая прибыль, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль) в 3,7-9 раз больше темпа прироста выручки.

Общая рентабельность по организации увеличилась в 3 раза по сравнению с 2001 г. (2001 г. - 4, 2002 г. -9, 2003 г. - 12).

Результаты бизнеса, в том числе прибыль, являются важнейшими показателями существующего в организации уровня управления - его результативности и эффективности. Следовательно, полученное увеличение масштабов бизнеса имеет хорошую качественную основу управления. Система менеджмента качества и есть та хорошая основа управления, которая привела к высоким результатам эффективного бизнеса в 2003 г., несмотря на существенное осложнение условий функционирования Агентства, в частности вынужденную потерю прибыльного издания, необходимость многочисленных переездов и ряда других негативных событий. Именно функционирующая СМК позволила повысить качество работ и значительно сократить себестоимость продукции, что обеспечило увеличение прибыли, а также частично компенсировало рост общехозяйственных (управленческих) расходов.

Соответствие Системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 (российского аналога ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено в 2003 г. сертификатами Системы Сертификации ГОСТ Р и международной сети IQNet (органом по сертификации EVROCERT Ассоциации по сертификации систем качества и систем управления органом по сертификации Ассоциации по сертификации системы качества и системы управления OQS).

Мы отдаем себе отчет, что наличие сертификатов соответствия СМК (пусть даже трех) не означает отсутствия проблем, и не хотим оказаться в числе организаций, про которые говорят "Сертификат на систему менеджмента качества есть, а качества нет". Поскольку СМК направлена на обеспечение всего лишь заявленного уровня качества, мы будем стремиться повышать и качество нашей продукции, и качество ее предоставления. А этого можно достигнуть, только улучшая процессы нашего Агентства и управление ими - без совершенствования процессов нельзя рассчитывать на длительный успех. Принцип постоянного улучшения - один из принципов СМК и нашего Агентства. Не случайно нашим девизом стал слоган  "Мы работаем для тех, кто сделал ставку на качество!"

МИСиС - МЕТАЛЛСЕРТИФИКАТ

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ГОССТАНДАРТА РОССИИ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ВСЕРОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАЧЕСТВА

Семинар 25-27 октября 2004 г. НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ





Также на сайте:
Российский бизнес под знаком качества
Причины для создания системы управления качеством и ее преимущества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?