Важно осознать, что кайзен - не разовая инициатива, а постоянная организационная культура, которая активно нацелена, прежде всего, на процессы улучшений. (Майкл Коленсо)

Внедрение системы качества на основе стандарта ИСО 9001 и развитие организации



Стародубцев В.И.



ЗАО Народная фирма "Электропровод" первым среди отечественных производителей оптических кабелей внедрило систему качества на основе МС ИСО 9001. В мае 2000 г. была проведена сертификационная проверка предприятия аудиторами фирмы К.ЕМА Registered Quality B.V. (Нидерланды), аккредитованной, в том числе, в области электротехники и телекоммуникаций.
Заключение по сертификационной проверке: ЗАО НФ "Электропровод" выполняет требования стандарта ИСО 9001.

Что дает сертификат соответствия системы качества требованиям стандарта ИСО 9001? Сертификат может быть одним из необходимых условий поставки продукции и получения кредитовЗАО НФ "Электропровод" с 1999 г., рекламируя свою продукцию, информирует потребителей о совершенствовании системы качества на основе стандарта ИСО 9001.

Конечно, более существенным является тот факт, что ЗАО НФ "Электропровод" выполняет свои обязательства перед потребителями, в том числе стремится учитывать требования потребителей к качеству продукции. Это находит свое отражение, например, в насчитывающей сотни марок номенклатуре оптических кабелей (ТУ 16.К12-16-97 "Кабели оптические для местных и междугородных линий связи ВСС России"), разрабатываемых и выпускаемых ЗАО НФ "Электропровод".

Рассмотрим стандарт ИСО 9001 с нескольких точек зрения, а именно - управления организацией, моделирования системы и управления качеством продукции. Требование стандарта ИСО 9001:1994 "разработать и поддерживать систему качества" можно свести к следующему:

  • определять и проводить политику в области качества, соответствующую запросам потребителей;
  • определять ответственность, полномочия и взаимодействие персонала организации;
  • использовать документы как инструмент управления организацией. Определять и документировать процессы и виды деятельности организации, влияющие на качество, в соответствии с требованиями стандарта. Описать структуру документации, в иерархии которой расположить по убыванию: политику в области качества, руководство по качеству (документ, описывающий систему качества организации), процедуры;
  • заниматься подготовкой кадров;
  • применять технические методы управления качеством продукции, в том числе статистические методы, в соответствии с требованиями стандарта;
  • использовать внутренние аудиты качества как инструмент определения соответствия деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям.

Стандарт ИСО 9001:2000 по сравнению с предыдущей версией содержит дополнительные требования по управлению ресурсами, измерению и мониторингу системы качества.

Фактически, стандарт ИСО 9001 ориентирует пользователя на внутреннюю информацию, описывает процессы внутри организации. Но внутри - только издержки. Единственно возможный канал прибыли - это платежеспособный потребитель. Для принятия рискованных решений относительно стратегии бизнеса, отказа от старого и введения нового, баланса между краткосрочным и долгосрочным, между немедленной прибылью и долей рынка необходима внешняя информация, уравновешивающая внутреннюю [I].

Вышесказанное позволяет утверждать: организация, решившая учитывать требования стандарта ИСО 9001, являющегося общим и не зависящим от конкретной отрасли промышленности, столкнется с неоднозначностью требований.

Приведем наиболее интересные термины определения стандарта ИСО 8402:1994 "Управление качеством и обеспечение качества. Словарь":
1. Система качества - совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
2. Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.
3. Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.
4. Процедура - установленный способ осуществления деятельности. Во многих случаях процедуры документируются. Такая процедура обычно включает цели и область деятельности: что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; какие материалы, документы и какое оборудование должны быть использованы; каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.

Такой аппарат явно недостаточен для адекватного описания и документирования деятельности организации (невозможно, например, разработать интегрированную информационную систему, моделировать сложные системы). Здесь необходимо упомянуть, что первое издание стандарта ИСО 9001 в 1987 г. было разработано на основе британского стандарта BS 5750:1979 и отдаленно напоминало структурный подход к описанию систем (например, |2]), который разрабатывался в то время. Известно, что разноплановость и сложность задач моделирования систем привели к возникновению целого ряда направлений, одно из которых - объектно-ориентированный подход (например, [3|).

На мой взгляд, по содержанию модель, предлагаемая стандартом ИСО 9001, соответствует модели систем (таблица) - одной из двух наиболее распространенных парадигм в социологии организации. Вторая - модель участвующих сторон.

Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон [4]

Основной предмет анализа Модель систем Модель участвующих сторон
Организация как сущность с определенными функциональными требованиями Группы, заинтересованные в собственной выгоде
Насколько прочной является организация? Стабильная деятельность, направленная на самосохранение Нестабильная деятельность, в лучшем случае "сообщество по интересам"
Что является движущей силой, которой придается особое значение? Смысл норм и связность Санкция и вознаграждение
Каким предполагается имидж человека? Проявляющим беспокойство об интересах организации Равнодушный, расчетливый, проявляющий беспокойство о личной выгоде
Каков анализ в эмоциональном отношении? Идеалистичный Циничный, реалистичный
Модели систем и участвующих сторон представляют собой аналитические рамки, и их применение затруднено вследствие их односторонности [5]. Один из центральных вопросов социологии организации - интеграция этих моделей с целью применения в диагностике организации, осуществления в ней изменений, решения организационных проблем. И основная проблема - связать развитие организации с результатами организации на рынке.

Так как стандарт ИСО 9001 носит общий характер, то он не сможет, на мой взгляд, добавить что-нибудь существенное к знанию о продукции и навыкам, существующим и развиваемым в организации. Но стандарт ИСО 9001 может подтолкнуть организацию сформировать свою концепцию, если у организации ее нет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Д р у к е р П. Следующая информационная революция. - Сервер журнала Forbes ASAP 24.08.1998
2. G a n e C. and S a r s о n T. Structured Systems Analysis. - Englewood ClifTs, NJ: Premice-Hall Management 1979
3. В о о с h G. Object-Oriented Analysis and Design with Applications. - Addison-Wesley, 1994
4. L a m m e r s C.J. Organisaties vergelijkenderwijs. - Het Spectrum, Utrecht, 1983.
5. M a s t e n b r о e k W.F.G. Conflict Management 1979 and Organisation Development. - John Wiley & Sons, 1993

Опубликовано в http://subcontract.ru





Также на сайте:
Концепции "Шесть сигм" и "Бережливое управление": звездный союз
Еще раз о корректирующих мероприятиях

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?