Наша задача сделать собственные товары устаревшими прежде, чем это сделают конкуренты. (А. Морита)

В. А. Чайка


Современные условия успешного существования фирмы определяются рядом параметров, среди которых важно выделить именно те, которые оказывают наиболее существенное влияние на ее конкурентоспособность. В то же время конкурентное преимущество только тогда имеет стратегическое значение для фирмы, когда в его основе лежат какие-то уникальные навыки, знания, методы или разработки, которыми данная фирма владеет. Создание и постоянное обновление таких навыков, иначе говоря, непрерывная инновационная активность - одна из основных стратегически важных задач, стоящих перед современной фирмой.

Но что понимать под инновациями? Наряду с традиционным подходом, когда под инновациями понимались технологические изменения (внедрение новых продуктов, процессов или их модификация), все большее значение начинают приобретать организационные инновации. Их ярким примером может служить внедрение системы менеджмента качества (СМК). Этот процесс носит радикальный характер, так как при внедрении СМК в организации происходят существенные изменения ее бизнес-процессов.

Тогда возникает вопрос, существует ли на практике связь между внедрением СМК и повышением эффективности инновационных процессов? Чтобы ответить на этот вопрос, был проведен опрос участников конференции "От менеджмента качества к качеству менеджмента", проходившей 7-9 октября 2003 г. в г. Санкт-Петербурге. Основная цель опроса - определить основные направления повышения качества инноваций и оценить опыт российских компаний в этой специфичной области. При этом под качеством инноваций понималась способность предприятия в максимально короткие сроки, преодолевая технологическую и рыночную неопределенность, разрабатывать и внедрять новшества, соответствующие нуждам и/или неосязаемым желаниям потребителей.

Сразу отметим, что по самой оптимистичной оценке активность участников в опросе была достаточно низкой и составила 15% от числа участников конференции (которое не превышало 250 человек).

Учитывая, что в опросе участвовали представители различных регионов России и разных отраслей, можно обобщить, что объектом исследования было крупное промышленное предприятие без учета специфики региона, имевшее СМК. Предприятие в опросе чаще всего представлял руководитель службы качества.

Перейдем к результатам опроса. Под инновацией респонденты понимали любые усовершенствования продукции, процессов и деятельности. При этом 80% участников опроса считали, что они занимаются инновационной деятельностью, т. е. на предприятиях ведется работа по улучшениям и является преобладающей среди других видов инноваций (табл. 1).

Таблица 1


Вид инновационной деятельности предприятия

Доля предприятий, %

Разработка, выпуск и продажа нового продукта

44

Любые усовершенствования продукции, процессов и деятельности

80

Изменения в методах управления компанией (новые методы оценки персонала, новые формы сбыта продукции и т.д.)

44

Другое

4

Важно отметить, что российские компании большое внимание уделяют рыночной составляющей инноваций (82%), что указывает на понимание ведущей роли потребителя при организации всех бизнес-процессов компании, инновационных в том числе (табл. 2).

С другой стороны, бросается в глаза значительный разрыв в оценке других факторов. Например, в современной внешней среде высокая скорость служит основным критерием эффективности организации инновационного процесса, что отражает значение временной составляющей как важнейшего невозобновляемого ресурса. Но итоги опроса показывают, что российские предприятия пока не придают серьезного значения общемировой тенденции резкого сокращения жизненного цикла продуктов, хотя известно, что выход запоздавшей разработки на рынок может нанести серьезный ущерб экономической устойчивости компании и ее конкурентоспособности.

Таблица 2


Первостепенные факторы при осуществлении инноваций

Доля предприятий, %

Скорость разработки и внедрения инновации

27

Соответствие инновации требованиям рынка

82

Учет производственных возможностей при внедрении инновации

27

Согласованность действий различных подразделений, участвующих в инновационном процессе

23


Говоря о качестве инноваций, следует рассмотреть сложности, которые возникают в процессе разработки и освоения инноваций (табл. 3). Основной проблемой для осуществления серьезных инновационных проектов традиционно названа нехватка средств (прежде всего финансовых). К внешним причинам этого можно отнести следующее: несформировавшаяся инвестиционная макросреда; отсутствие механизмов венчурного кредитования; находящаяся на ранней стадии своего развития законодательная база относительно инновационной деятельности и патентной защиты интеллектуальной собственности. Все это объясняет преобладание модернизационных улучшений над радикальными инновациями. Среди других проблем были отмечены недостаточная квалификация персонала и нечетко закрепленная ответственность за организацию инновационного процесса.

Таблица 3


Сложности, возникающие в процессе разработки и освоения инноваций

Доля предприятий, %

Недостаточно средств для завершения инновационного проекта

68

Инновация устаревает в ходе разработки и освоения

5

Отсутствует закрепленная ответственность за реализацию инноваций

32

Новый продукт не пользуется спросом

5

Недостаточная квалификация сотрудников

47



При анализе проблем, связанных с инновационным процессом, закономерно возникает вопрос: от чего зависит успешность инновационной деятельности? Мнения участников опроса представлены в табл. 4.

Таблица 4


Факторы, определяющие успех в инновационной деятельности

Доля предприятий, %

Вовлеченность высшего менеджмента

68

Знания и квалификация сотрудников

52

Доступность и достаточность финансовых средств

48

Эффективная информационная система

24

Эффективная работа отдела маркетинга

16

Особая организационная структура

16

Анализируя полученные результаты, нельзя не заметить сходства между основными принципами TQM и факторами, определяющими, по мнению участников опроса, успех инновационной деятельности. Оказалось, что участие высшего менеджмента в организации инновационного процесса имеет такое же огромное значение, как и при разработке, внедрении и поддержании функционирования СМК. Причем данный фактор, как и компетентность персонала (прежде всего, его инновационный потенциал), "обогнали" традиционно называемый фактор - наличие финансовых ресурсов. Это указывает на высокий уровень знаний и опыта российских менеджеров, их стратегическую направленность и понимание особенностей управления современным бизнесом. Возможно, именно работа над внедрением СМК привела к такой смене акцентов.

Было важно в рамках данного исследования получить ответ на вопрос, действительно ли внедрение СМК положительно влияет на инновационные процессы компании. И если влияет, то на что именно?

Практически все респонденты отметили достаточно серьезное положительное влияние внедрения СМК на факторы, так или иначе связанные с инновационной деятельностью (табл.5). Наиболее сильная связь была выявлена между внедрением СМК и внедрением системы непрерывных улучшений. Положительное влияние стабильно функционирующей СМК на инновационные процессы выражается, прежде всего, в обеспечении их непрерывности. А непрерывность, как известно, относится к одному из наиболее существенных факторов, определяющих успех инновационной деятельности компании.

Внедрение СМК имеет также серьезное влияние на более эффективное использование творческого потенциала персонала, активизация усилий которого по предложению и реализации новаторских идей - одна из сложнейших задач при осуществлении инновационной деятельности. Видимо, это достигается с помощью механизмов, заложенных в СМК, таких, как ее прозрачность, ориентация на процессы, ясность целей, вовлеченность персонала и ответственность руководства.

Что касается скорости разработки и освоения инноваций, этот фактор, по мнению участников опроса, в наименьшей степени подвержен влиянию СМК. Но тем не менее 64% предприятий отметили сокращение длительности инновационного процесса после внедрения СМК.

Таблица 5


Процессы, на которые повлияло внедрение СМК

Оценка

Становление и успешное функционирование системы постоянных улучшений

3,6

Активизация усилий персонала по предложению и реализации новаторских идей

3,3

Общая результативность инновационной деятельности

3,2

Развитие инновационной деятельности

2,9

Скорость инновационного процесса

2,8

Примечание. Шкала оценок: 1 - совсем не повлияло, 5 - значительно повлияло.

В целом опрос показал, что внедрение системы непрерывных улучшений - сложный и длительный процесс. Несмотря на то что у большинства компаний СМК внедрена (у 83% респондентов она стабильно функционирует), только 43% предприятий заявляют о наличии у них действующей системы непрерывных улучшений. Такое же количество респондентов (43%) на момент опроса находилось в процессе внедрения системы непрерывных улучшений.

Распределение основных проблем, связанных с реализацией принципа непрерывных улучшений, показано в табл. 6.

Таблица 6


Проблема

Доля предприятий, %

Сложность вовлечения всех сотрудников в процесс улучшения

76

Организационные барьеры

40

Отсутствие необходимых знаний

32

Отсутствие поддержки руководства

12

Таким образом, наиболее серьезное препятствие на пути улучшений связано с человеческим фактором, а именно с вовлечением в этот процесс мотивированного на творческую деятельность персонала (под персоналом подразумеваются не специальные отделы, а все сотрудники). На практике это оказывается сложной задачей, требующей тщательной проработки. Здесь на помощь может прийти особая система мотивации (ранги, связь активной деятельности и продвижения по карьерной лестнице), четкая позиция руководства и использование соответствующих инструментов.

Чтобы оценить последнюю составляющую, участникам опроса был задан вопрос, какие инструменты и методы TQM используются в компании для инновационной деятельности. Распределение голосов отражено в табл. 7.

Таблица 7


Методы

Доля

предприятий, %

Кружки качества

24

Статистические методы контроля качества

48

Развертывание функции качества (QFD)

32

Анализ видов и последствий отказов (FMEA)

16

Семь простых инструментов обеспечения качества

44

Семь новых инструментов управления качеством

16

Бенчмаркинг

52


Судя по полученным данным, в рамках инновационного процесса наиболее часто применяется бенчмаркинг, который дает возможность на постоянной основе сравнивать свои конкурентные позиции с позициями, прежде всего, прямых конкурентов. Статистические методы контроля качества скорее способствуют стабилизации процесса, нежели организации инноваций, но, безусловно, необходимы для закрепления любых улучшений. Использование развертывания функции качества (QFD) в современных условиях динамично развивающейся внешней среды дает неоспоримые преимущества при организации инновационного процесса, делая его результат в виде конечного продукта адекватным желаниям потребителей.

Таким образом, можно подвести следующие итоги. Опрос выявил достаточно сильную связь между функционирующей СМК и качеством инновационных процессов. Их качество можно повысить, прежде всего, благодаря использованию системы непрерывных улучшений. Однако ее внедрить достаточно сложно, поскольку для решения этой задачи мало просто соответствовать существующим стандартам и выполнять указанные процедуры. Как показал анализ, решающим фактором, определяющим успех в данной области, является вовлечение в процесс улучшений персонала и раскрытие его творческого потенциала. Чтобы система непрерывных улучшений начала стабильно функционировать, необходимо использовать особый инструментарий, созданный в рамках TQM. Интерес к этим методам с каждым годом растет, но на постоянной основе они пока активно не используются.

Последнее, что следует отметить: в опросе принимали участие компании-лидеры российского движения за качество, что заставляет критично относиться к полученным результатам и избегать обобщений.






Также на сайте:
Решение проблемы взаимосвязи стратегии компании с системой менеджмента качества
Внедрение системы качества на основе стандарта ИСО 9001 и развитие организации

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?