Вопрос: "И как же вы будете есть слона?" Ответ: "Да по кусочкам:.." (Из американского водевиля)

Использование отечественного опыта управления качеством в современных системах менеджмента качества


Н. В. Козицына, К. М. Рахлин

Сразу же оговоримся, что в этой статье термин "управление качеством" относится к системам качества, имевшим распространение в СССР, поскольку термин "менеджмент качества" тогда не использовался. Он вошел в нашу жизнь позднее. В данной публикации анализируется опыт применения именно советских систем управления качеством в современной России.

За последние годы рынок товаров и услуг в нашей стране практически перестал быть "рынком продавца", став "рынком покупателя". Производители начали понимать, что удержать свои позиции в конкурентной борьбе они могут, только удовлетворяя требования потребителей. Покупатели стали рассматривать качество как главный фактор при выборе покупки по сравнению с ее ценой и другими характеристиками. Это связано с обострением конкурентной борьбы на российском рынке: с одной стороны, увеличился поток новейших товаров зарубежных производителей, а с другой стороны, усилилась конкуренция среди отечественных производителей. Таким образом, пришло осознание того, что главное не количество, а качество продукции, удовлетворение требований потребителя. На первое место выдвигается принцип "лучше меньше, да лучше".

В результате все большее число российских предприятий принимают решение о создании системы менеджмента качества (СМК) по стандартам ИСО серии 9000:2000.

Во многих публикациях сегодня провозглашается, что создание таких СМК - "весьма эффективный инструмент", с помощью которого "можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности предприятия" [1]. С этим никто не спорит! Но часто мы хвалим западные концепции и теории, забывая о собственном опыте, о нашем вкладе, а иногда и приоритете в определенных сферах научного знания в области качества. Мало кто знает, например, что принципы статистического контроля были сформулированы в XIX в. (раньше У. Шухарта!) выдающимися русскими математиками М. В. Остроградским и П. Л. Чебышевым, которые известны своими работами в области теории чисел, теории вероятностей. Одна из работ М. В. Остроградского положила начало "статистическому методу браковки" [2], введенного им для проверки товаров, поставляемых армии.

Этот пример стал побудительным мотивом для исследования отечественного опыта управления качеством, хранящего в себе огромный потенциал, который может быть использован в целях совершенствования современных СМК.

Кто-то может сказать, что этот вопрос поднимался неоднократно, что об этом не раз писалось и что эти вещи давным-давно на слуху. Однако существуют определенные причины, по которым мы затрагиваем его снова.

Во-первых, практическая и теоретическая необходимость в исследовании этапов развития управления качеством существовала всегда. Чтобы не ошибиться в определении будущих путей развития какого-то явления, необходимо рассмотреть, как оно возникло и какие этапы прошло в своем развитии. Анализ преимуществ и недостатков прошлого позволяет получить представление о подходах к решению задач в области менеджмента качества на современном этапе.

Во-вторых, отечественный опыт управления качеством незаслуженно забыт. Существуют определенные формы и методы, которые могут быть использованы в современных СМК. Ведь "новое - это хорошо забытое старое".

В-третьих, несмотря на почти 100-летний период своего развития, менеджмент качества не достиг зрелого уровня и постоянно пополняется новыми идеями.

В ходе проведенного нами исследования рассматривалось использование систем управления качеством на промышленных предприятиях бывшего СССР. Исходными данными послужили материалы конкурсов на звание "Лучший менеджер по качеству" за 2000-2004 гг. Отчеты на конкурсы представили 29 российских предприятий и одно белорусское. Все они имеют сертифицированные СМК, разработанные на основе стандарта ИСО 9001:2000.

Исследуемые предприятия относятся к разным отраслям промышленности: черная и цветная металлургия, машиностроение, приборостроение, судостроение, электротехническая, атомная, химическая, целлюлозно-бумажная, текстильная отрасли, информационные технологии и др.

Цель первого этапа исследования - выяснить, какие отечественные системы управления качеством разрабатывались и внедрялись на этих предприятиях. В числе систем были: БИП (бездефектное изготовление продукции и сдача ее с первого предъявления); КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса); СБТ (система бездефектного труда); КС УКП (комплексная система управления качеством продукции); КС УКР (комплексная система управления качеством работ); КС УКР и ЭП (комплексная система управления качеством работ и эффективностью производства). Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Использование отечественных систем управления

качеством на промышленных предприятиях,

участвовавших в конкурсах


Название системы управления качеством

Количество предприятий

Удельный вес предприятий, внедривших систему, в общем числе предприятий, %

БИП

6

20

КАНАРСПИ

-

-

НОРМ

-

-

СБТ

3

10

КС УКП

23

76,7

КС УКР

1

3,3

КС УКР и ЭП

1

3,3

Как видно из табл. 1, чаще всего на промышленных предприятиях применялась КС УКП. Она была внедрена на 23-х предприятиях из 30-ти анализируемых (76,7%). На втором месте с большим отставанием находились система БИП (20% предприятий) и ее львовский вариант - СБТ (10%). Такие системы, как КС УКР и КС УКР и ЭП, упоминаются лишь на одном предприятии машиностроения как последовательные варианты развития КС УКП. Системы КАНАРСПИ и НОРМ на рассматриваемых предприятиях не использовались.

Для дальнейшего анализа рассматриваемые предприятия были классифицированы по отраслям промышленности

Таблица 2. Распределение анализируемых предприятий

по отраслям промышленности


Отрасли промышленности

Количество предприятий

Количество предприятий, внедривших систему управления качеством





БИП

КАНАРСПИ

НОРМ

СБТ

КС УКП

КС УКР

КС УКР иЭП

Металлургия

5

-

-

-

-

3

-

-

Машинострое

ние

7

4

-

-

1

6

1

1

Химическая

6

-

-

-

-

3

-

-

Судостроение

1

1

-

-

1

1

-

-

Текстильная

1

-

-

-

-

1

-

-

Приборостроение

2


-

-

-

2

-

-

Целлюлозно-бумажная

2

-

-

-

-

1

-

-

Кабельная

1

-

-

-

-

1

-

-

Пивоваренная

1

-

-

-

-

1

-

-

Атомная

1

-

-

-

-

1

-

-

Электротехническая

2


-

-

-

2

-

-

Строительные материалы

1

1

-

-

1

1

-

-

Всего

30

6

-

-

3

23

1

1


Поскольку выборка предприятий мала, выводы приходится делать очень осторожно. Тем не менее в представленных данных просматривается, что применение систем управления качеством имеет определенную отраслевую специфику. Так, об использовании систем БИП и СБТ из опрошенных предприятий сообщили лишь предприятия машиностроения и судостроения, т. е. предприятия, связанные с производством сложной продукции, состоящей из многих сотен деталей, работающих в условиях высоких скоростей, давлений, температур и пр. Для них особое значение имеет выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности. В основе названных систем лежала количественная оценка качества труда отдельного исполнителя, бригады, цеха. Внедрение систем обеспечивало повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполняемой ими работы. Таким образом, обеспечивалось производство качественной продукции в необходимых количествах.

Все анализируемые предприятия, независимо от отрасли промышленности, имеют нечто общее - это разработка и внедрение КС УКП. Данная система органически впитала все лучшие из ранее разработанных систем. Она явилась результатом научного обобщения накопленного к тому времени отечественного и зарубежного опыта в области систем управления качеством. КС УКП охватывала все сферы деятельности предприятия, все подразделения и службы, участвующие в управлении и производстве продукции, представляя собой совокупность мероприятий, методов и средств, устанавливающих, обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции при разработке продукции, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.

Именно поэтому, после проверки КС УКП в широкомасштабном производственном эксперименте на предприятиях Львовской области, специальным решением ЦК КПСС (август 1975 г.) система была одобрена и рекомендована к широкому внедрению. В 1979-1983 гг. освоение методологии комплексного управления качеством приобрело черты устойчивой целенаправленной деятельности. В работу включились тысячи предприятий. Для оказания методической и консультационной помощи предприятиям по заданию Госстандарта СССР были подготовлены Рекомендации по разработке, внедрению и совершенствованию на предприятиях КС УКП. В итоге данная система была внедрена почти повсеместно на территории бывшего СССР.

Однако процесс широкого движения за улучшение качества отечественной продукции к началу 90-х годов практически прекратился. Отечественные разработки и накопленный опыт были, по существу, отвергнуты, хотя благодаря вкладу отечественных специалистов в развитие управления качеством был подготовлен хороший фундамент для освоения стандартов ИСО серии 9000.

Возвращаясь к исследованию, подчеркнем, что в состав анализируемых промышленных предприятий вошли четыре предприятия, созданные в 90-е годы XX в. Ни на одном из них не применялись рассматриваемые отечественные системы управления качеством. Больше того, ни на одном из них не задумались о сильных сторонах и преимуществах прошлого опыта, который мог быть полезным. Винить за это только предприятия, видимо, неправильно. Ответственность здесь лежит и на учебных центрах, которые в состав учебных программ и семинаров не включают (за малым исключением) такую важную тему, как изучение отечественного опыта управления качеством. Но этот опыт не только существует, но и хранит в себе большой неиспользованный потенциал.

Известно, что в системе БИП качество изготавливаемой продукции впервые стало определяться качеством труда, измеряемым конкретным численным показателем. В стандартах ИСО серии 9000 одним из принципов менеджмента провозглашается вовлечение всех работников организации в решение задач качества, т. е. коллективное участие, командная работа. Однако не уделяется внимания тому, что каждый работник должен отвечать за качество выполняемой им работы. Ведь именно <это делает каждого работника суровым критиком собственной работы> [3]. Осознание ответственности за качественные результаты своего труда, понимание важности передачи работником качественной продукции на следующие этапы производственного процесса может обострить в нем чувство принадлежности к команде, повысить производительность его труда, т. е. позитивно повлиять на результаты его деятельности.

Следовательно, в современных СМК можно использовать основной принцип системы БИП, согласно которому качество продукции определяется качеством труда конкретного исполнителя. Цель БИП - создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции, точно соответствующей требованиям технической документации. В зависимости от числа возвратов продукции на доработку, связанных с обнаружением ОТК дефектов, устанавливался размер материального поощрения. Однако данный подход не обеспечивал предупреждение дефектов в процессе производства продукции. Поэтому в современных СМК следует использовать модифицированный вариант БИП, нацеленный на предупреждение появления дефектов, а не только на их обнаружение и исправление. И такой вариант БИП под названием "Система бриллиант" применяется в СП "Инструм Рэнд".

Как было отмечено, ни на одном из рассматриваемых предприятий не применялись системы КАНАРСПИ и НОРМ, хотя многие из этих предприятий связаны с производством сложных технических устройств, работающих в условиях высоких скоростей, давлений, динамических нагрузок и т. д. Такие изделия должны обладать высокой надежностью. Именно система КАНАРСПИ создает условия для ее повышения за счет высокого уровня конструкторской и технологической подготовки производства, на долю которой приходится 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации, т. е. благодаря выявлению на этапе проектирования возможных причин ухудшения качества и снижения надежности разрабатываются соответствующие конструкторские и технологические меры, исключающие появление дефектов.

Что касается КС УКП, эта система рассматривалась как элемент отраслевой и государственной систем управления качеством. На государственном уровне разрабатывались программы "Качество", которые включались в народнохозяйственные планы. Однако стандарты ИСО серии 9000 такой идеи не несут. Предпринятая в 1998-2000 гг. попытка разработать основы национальной политики в области качества не увенчалась успехом. Предложенная на обсуждение общественности "Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг", вызвавшая оживленные дискуссии среди специалистов, неоднократно перерабатывалась и до сих пор не представлена в окончательном виде руководству страны.

Между тем примеры Японии и Германии, где в сложных экономических условиях была успешно проведена революция в области качества, свидетельствуют о важности данного направления деятельности. В этих странах программы качества рассматривались как один из компонентов консолидации общества. А это именно то, чего нам сейчас так не хватает.

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед правительством нашей страны, является принятие национальной политики в области качества. Это будет важным шагом, дающим начало процессу разработки СМК в масштабах государства.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что отечественные системы управления качеством - это важные вехи в реализации системного подхода к управлению качеством и развитии научных методов эффективной организации производства. Положительный отечественный опыт необходимо использовать, модифицируя его на основе зарубежных достижений и реалий современного производства.


Литература

  1. Скворцова Т. Новые возможности системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2000 // Top-manager.  - 2002. - Март.

  2. http://encycl.yandex.ru/redir?dtype =encyc&url=www.rubricon.com/partner.asp?

  3. Дубовиков Б. А.  Основы научной организации управления качеством: опыт применения и теоретические обоснования системы организации бездефектного труда.  - М.: Экономика,   1966.  - 319 с.





Также на сайте:
Быть первым в области контроля качества
FMEA - первые шаги

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?