Создание команды - процесс трансформации сборища индивидуальностей с различными интересами, сущностью и опытом в интегрированную и эффективную рабочую единицу. (В. Верма)

Причинно-следственная диаграмма: целесообразно идти дальше

В. Алексеев

Причинно-следственная диаграмма была предложена К. Исикавой в 1943 г. и является одним из семи простых методов менеджмента качества. Диаграмма помогает идентифицировать и наглядно представить причины конкретной проблемы или результата (схема). Идея метода - выявить, а затем последовательно устранять или минимизировать воздействие выявленных причин, что и будет приводить к повышению качества.

Вместе с тем значение причинно-следственной диаграммы может быть существенно повышено, если ее дополнить матрицами распределения ответственности и планируемых действий. Матрица 1 показывает, в какой степени причины конкретной проблемы могут управляться собственником (владельцем) процесса и какие действия необходимо предпринять для уменьшения или исключения проблемы. Матрица 2 служит руководством для заключительных шагов в этой цепочке, определяя необходимые действия и их приемлемые результаты.

Матрица 1
Причина Описание Владелец процесса Степень влияния Необходимые действия
Учебники Нехватка учебников Руководитель отдела закупок Прямая Изучить потребности
Выбор лучших учебников Преподаватель Некоторая Предложить выбор
Домашняя работа Недостаточно домашних заданий Преподаватель Прямая Назначать больше домашних заданий
Непонятность домашних заданий Студент Прямая Снять неясность, задавая соответствующие вопросы
Kомпьютер Недостаток компьютеров Руководство учебного заведения Некоторая Рассмотреть возможность смещения приоритетов при распределении бюджета
Нехватка удобного и достаточно простого программного обеспечения Преподаватель Слабая Рекомендовать наилучшее программное обеспечение

Матрица распределения ответственности показывает, кто внутри организации имеет отношение к той или иной выявленной причине, а также степень влияния, которое это лицо оказывает на причину для ее устранения или уменьшения влияния.

Матрица 2
Необходимые действия / ожидаемый результат Исполнитель Срок, дни Необходимые ресурсы
Учебники. Предложить преподавателям предоставить информацию, необходимую для приобретения соответствующих учебников/приобретение наилучших учебников Преподаватель 30 Ручка и бумага
Домашняя работа. Задавать больше домашних заданий/ улучшение понимания и более высокие оценки при экзаменах Преподаватель 3 Учебники и задачники
Kомпьютеры. Рекомендовать соответствующее программное обеспечение/повышение компьютерной грамотности и более высокий уровень знаний Преподаватель 90 Ручка и бумага

Для составления такой матрицы вначале перечисляют причины, вызывающие проблему (включая подпричины), и кратко их описывают. Затем выявляют владельцев соответствующих процессов и устанавливают степень их влияния на каждую причину. Влияние определяют тремя уровнями: прямое (непосредственное), определенное (некоторое) или слабое. Пример матрицы, составленной для трех причин, иллюстрируют схема и матрица 1.

Матрица планируемых действий составляется после распределения ответственности и определения необходимых мероприятий (матрица 2). Она отражает действия, которые необходимо предпринять, ожидаемые результаты, устанавливает лица, которые должны принять участие в работах, по ней можно определить продолжительность работ и необходимые ресурсы.

Эти матрицы, дополняя причинно-следственную диаграмму, помогают наглядно изобразить взаимозависимость и степень участия в решении проблем различных лиц, координировать и согласовывать деятельность по улучшению, определять исполнителей, и выявлять действия, для осуществления которых не хватает соответствующих полномочий.

По материалам статьи: Timothy J. Clark, Getting the Most From Cause and Effect Diagrams, Quality Progress, June, 2000


Подготовлено по материалам сайта Стандарты и Качество





Также на сайте:
Психологический тип и тотальное управление качеством
Восемь принципов менеджмента, способствующих достижению целей качества

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?