Знание переводит нас из мира случайностей в мир осознанного выбора. (Дж. Харрингтон)
Численность персонала организации | Степень подготовленности | |
Система качества отсутствует | Имеется предыдущая версия системы качества | |
до 10 | 3 | 2 |
от 10 до 100 | 4 | 3 |
от 100 до 1000 | 5 | 4 |
|
Анализ этих эмпирических данных свидетельствует, что далеко не все организации успеют до конца 2003 года создать вновь или реорганизовать имеющиеся системы качества по новым стандартам. Поэтому их руководству при наличии заинтересованности и понимания важности своевременного перехода к новым стандартам менеджмента качества потребуется приложить определенные усилия. Соответствующие действия необходимы и со стороны персонала, особенно тех, кто отвечает за обеспечение качества и поддержания его на необходимом уровне.
Все пользователи в процессе перехода к новым стандартам серии ISO 9000 в соответствии с указаниями ISO/ТК176 подразделяются на три категории, определяемые достигнутым уровнем внедрения стандартов менеджмента качества в конкретной организации. К первой категории (текущие пользователи) относятся те организации, которые уже завершили внедрение ISO 9001:1994, ISO 9002:1994 или ISO 9003:1994 независимо от наличия или отсутствия сертификации, а также пользователи программ промышленного сектора, созданных на базе ISO 9001:1994, ISO 9002:1994 или ISO 9003:1994. Последние определяются как группа, использующая программы по системам менеджмента качества, основанные на указанных международных стандартах и включающие дополнительные требования к системе менеджмента качества, в том числе в области ИТ. Эти дополнительные требования должны образовывать группу критериев, которая может быть сертифицирована или общепринята по конкретной программе промышленного сектора. Организация, классифицированная как текущий пользователь, может быть сертифицирована или может не иметь намерений добиваться сертификации третьей стороной в течение переходного периода.
Ко второй категории (промежуточные пользователи) относятся те из них, которые находятся в процессе внедрения ISO 9001:1994, ISO 9002:1994 или ISO 9003:1994, но еще не достигли полной реализации требований указанных стандартов. Эта категория также включает пользователей, которые уже начали внедрять системы менеджмента качества, основанные на вариантах проекта стандарта ISO 9001:2000. Такие пользователи могут находиться в процессе обращения за сертификацией, или иметь планы добиваться ее в ближайшем будущем, или не иметь намерений добиваться сертификации в течение переходного периода.
К третьей категории (новые пользователи) могут относиться организации, которые:
Пользователям, уже сертифицированным на соответствие ISO 9001:1994, ISO 9002:1994 или ISO 9003:1994, рекомендуется поддерживать контакты с их органом сертификации для обсуждения временных рамок пересертификации или обновления действующих сертификатов. Для облегчения перехода к ISO 9001:2000 выявлены следующие ключевые области, признанные важными для данной группы пользователей:
Пользователям программ промышленного сектора рекомендуется начать со стратегического плана по оценке неизменных требований или необходимости в их скорейшей разработке. На данной стадии оценка дополнительных требований может основываться на варианте проекта ISO 9001:2000. Вместе с тем надо понимать, что он может отличаться от официально принятого международного стандарта.
Промежуточным пользователям рекомендуется создавать структуру своей системы качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2000. При этом пользователь не должен полностью пренебрегать своей действующей системой качества, поскольку ее отдельные элементы будут по-прежнему необходимы. Однако часть документации на систему качества может потребовать пересмотра или доработки для выполнения новых требований ISO 9001:2000. Пользователи данной категории должны консультироваться у своих органов сертификации или Госстандарта РФ для обеспечения актуальности собственной информации в период переходного периода и координации деятельности в целом.
Новым пользователям рекомендуется оценить цели их организации и системы качества с тем, чтобы внедрить ISO 9001:2000. Им следует проявлять осторожность при выборе источника подготовки и профессиональной помощи при его внедрении из-за новой структуры и подхода, основанного на менеджменте процесса. Они должны начинать создание системы качества, руководствуясь последним проектом стандарта, имеющимся на момент начала внедрения ISO 9001:2000.
Переход на новые стандарты не означает, что придется изменить всю структуру системы качества организации или переписать все документированные процедуры, однако новые требования обязательно должны быть учтены. Так, если действующая система менеджмента качества успешно внедрена, удовлетворяет потребностям и целям организации, отражает стиль работы и уже отвечает требованиям ISO 9001:2000, то никаких изменений не потребуется. Если же действующая документированная система не отвечает новым стандартам, то может потребоваться разработка дополнительной документации. Для управления системой качества вновь вводимым стандартом требуются только шесть документированных процедур; однако для конкретной организации могут потребоваться другие дополнительные документированные процедуры, чтобы обеспечить успешный менеджмент процессов, необходимых для эффективной работы системы качества.
В настоящее время любая организация может добиваться сертификации на соответствие ISO 9001:1994, ISO 9002:1994 или ISO 9003:1994 в зависимости от содержания своих деловых операций. Однако публикация утвержденного и принятого ISO 9001:2000 сделала стандарты ISO 9001:1994, 9002:1994 и 9003:1994 устаревшими, что требует от всех организаций перейти к сертификации на стандарт ISO 9001:2000. В ISO признают, что из-за специфического характера конкретной организации, требований потребителя и применяемых нормативных требований в каждом конкретном случае не все положения ISO 9001:2000 могут быть приемлемыми. Поэтому ISO 9001:2000 позволяет организациям исключать соответствие отдельным требованиям стандарта к системе менеджмента качества, которые не влияют на их возможности и не освобождают их от ответственности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителя и применимым нормативным требованиям, и при этом позволяет таким организациям претендовать на соответствие стандарту. Допустимые исключения ограничены пунктом 7 <Процесс создания и выпуска продукции> ISO 9001:2000 и не будут применяться к другим пунктам этого стандарта. Рекомендуется, чтобы пользователи обсуждали любые намерения исключить определенные пункты ISO 9001:2000 с избранными ими органами сертификации.
Последствия внедрения новых стандартов менеджмента качества для организаций сферы ИТ представляются неоднозначными и весьма разнообразными. Например, процесс разработки и обслуживания программного обеспечения отличается от аналогичных процессов для большинства других типов промышленной продукции. Некоторые виды деятельности связаны лишь с отдельными фазами разработки ПО, тогда как другие могут относиться ко всей разработке в целом. Контракты между двумя сторонами на разработку программного обеспечения также могут быть самыми разными, существенно отличаясь от общепринятых.
Одним из базовых понятий ИТ является конфигурация. Управление ею - дисциплина, использующая техническое и административное руководство для разработки, производства и поддержки объекта конфигурации. Эта дисциплина применима к аппаратному оборудованию и программному обеспечению, информационным услугам и относящейся к ним документации. Управление конфигурацией является составной частью управления жизненным циклом продукции. Основной задачей управления конфигурацией является документальное оформление и обеспечение полной наглядности текущей конфигурации продукции и состояния выполнения требований к физическим и функциональным характеристикам этой продукции. Другая задача заключается в том, чтобы все лица, работающие над проектом, в любой момент его жизненного цикла использовали достоверную и точную информацию. Однако прежние стандарты ISO 9004-1:1994 и ISO 10007:1995, которые достаточно подробно определяли административное управление качеством конфигурации, будут пересмотрены или отменены. Поэтому организациям, работающим в соответствующей сфере ИТ, придется использовать более общие по своему содержанию и назначению стандарты ISO 9001:2000 и 9004:2000. Аналогичная проблема коснется и разработчиков программного обеспечения, успешно пользовавшихся ранее ISO 9000-3:1991.
Практика показывает, что в каждой организации имеется собственное отношение к системам качества и их сертификации, не всегда совпадающее с декларируемыми целями. Поэтому фактические трудности на пути к внедрению стандартов ISO серии 9000 версии 2000 года будут носить специфический, даже уникальный характер. Универсальной методологии, обеспечивающей эффективный переход к новому менеджменту качества и применимой без изъятий или уточнений, не существует. Рекомендации ISO/ТК176, к сожалению, слишком общи и изложены на русском языке не очень удачно. Аналогичные претензии можно предъявить и к самим стандартам, вследствие чего требуется их существенная детализация и серьезная адаптация для конкретного пользователя. Особенно это важно и актуально для организаций, действующих на рынке ИТ, который характеризуется чрезвычайно высокой динамичностью, наличием широкого спектра разнообразных программных и аппаратных средств, проектных решений и их постоянным обновлением.
Подводя итоги нашего краткого анализа, к основным результатам и проблемам перехода к новому менеджменту качества ИТ-организаций можно отнести следующее.
Подготовлено по матеpиалам издательства "Открытые Системы" (https://www.osp.ru/)
quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.
Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.
Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.
Добавить в "Избранное"