Многие великие истины были сначала кощунством. (Джорж Бернард Шоу)

Качество ценится дороже


Скворцова Татьяна Николаевна, Консультант, ООО "БКГ менеджмент консалтинг"

Создание системы качества и процедура получения сертификата по стандартам серии ISO 9000 - трудоемкий, дорогостоящий и достаточно длительный процесс, но, несмотря на это, все большее число российских компаний принимают стратегическое решение о ее формировании.


Влияние сертификации системы качества на стоимость компании может показать практика внедрения международных стандартов качества серии ISO 9000 на российских предприятиях. Интерес для исследования представляет подтверждение сертификатом реально действующей системы качества, а не формально полученный документ.

Каким российским компаниям важен вопрос стоимости и, соответственно, построение системы менеджмента качества? Условно их можно разделить на две основные группы:

1) те, у которых доминируют внутренние стимулы к построению системы менеджмента качества;
2) те, кто ориентируется на внешние факторы.

К первой группе относятся:

а) компании, стремящиеся повысить свою эффективность и сохранить уровень качества продукции при минимизации затрат;
в) компании-лидеры, повышающие качество продукции при заданном уровне расходов;

Ко второй группе принадлежат компании, которые:

а) стремятся привлечь иностранные или российские инвестиции;
в) готовятся к частичной или полной продаже.

Существует всего два пути к построению и дальнейшей сертификации системы качества: либо на это идут добровольно с целью повышения внутренней эффективности, либо требования рынка, партнеров, инвесторов или собственников вынуждают к этому. В любом случае при формировании действующей системы качества вместе с международным сертификатом компания получает ряд существенных преимуществ, которые, в свою очередь, увеличивают ее стоимость.

Для того чтобы определить, какие выгоды может дать сертификат, рассмотрим, что представляют собой международные стандарты серии ISO 9000, на соответствие которым проверяется система качества организации.


Они разработаны Международной организацией по стандартизации на основе обобщения опыта ведущих предприятий в области управления качеством. Основной целью их создания была разработка требований к подсистемам и компонентам деятельности организации, выполнение которых свидетельствует о способности производить продукцию в точном соответствии с требованиями клиентов.

Стандарты серии ISO 9000 являются универсальными, общими для всех отраслей промышленности, секторов экономики и видов продукции. Они содержат ряд требований, которые должны быть реализованы в системе качества, но при этом не диктуют, как именно. Организация самостоятельно, удобным для себя способом, определяет и документально показывает, как требования стандарта реализуются в ее деятельности. В результате система качества всегда выстраивается индивидуально в соответствии с целями и задачами конкретной компании, спецификой внешнего окружения и внутренними особенностями. Именно поэтому ее невозможно напрямую скопировать и "размножить" - каждая система слишком индивидуальна и даже уникальна.

Система качества, разработанная в соответствии со стандартом серии ISO 9000, - это управленческая подсистема, в основе которой лежит структурированный набор документов, регламентирующий основные аспекты деятельности компании. В соответствии с требованиями стандарта документация системы менеджмента качества должна включать:

1) политику и цели в области качества;
2) руководство по качеству, включающее описание области применения системы менеджмента качества, ее документированные процедуры и описание взаимодействия процессов;
3) документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (методологические и рабочие инструкции, регламенты, положения, пр.);
4) записи по качеству (протоколы, отчеты, фиксирование несоответствий) - документы, отражающие фактическое состояние системы качества.

Для соответствия требованиям международного стандарта документация системы качества должна полностью описывать деятельность компании, особенно те процессы, которые существенно влияют на качество производимой продукции.

Стандарты серии ISO 9000 содержат ряд возможностей, которые компания может реализовать при построении системы качества: это и совершенствование управления, и снижение издержек, и уменьшение рисков, и рост объема продаж . Каждый из этих позитивных результатов по-своему влияет на стоимость компании.

Концепция стандартов серии ISO 9000 версии 2000 года основана на подходе, который представляет деятельность компании в виде ряда взаимосвязанных процессов, с помощью которых компания разрабатывает, внедряет и улучшает результативность системы менеджмента качества. В соответствии с этим подходом, каждый процесс в организации должен иметь своего "владельца", который отвечает за него и осуществляет его мониторинг, измерение, анализ эффективности и корректировку. Периодическая деятельность такого рода обеспечивает непрерывное совершенствование процессов в компании. Система менеджмента качества содержит и другие механизмы самосовершенствования (внутренние аудиты, анализ со стороны руководства), которые помогают ей непрерывно и своевременно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды.
Сертификация системы качества изменяет стоимость компаний за счет влияния различных факторов, в зависимости от типа организации.

Компании, стремящиеся сохранить заданный уровень качества продукции при минимизации затрат

При выстраивании процессной модели деятельности, которая подразумевает управление процессами по "входу" и "выходу" и наличие инструментов определения их эффективности, можно оценить, насколько выгодно покупать продукты некоторых вспомогательных процессов на стороне, т.е. применение аутсорсинга. Услуги сторонних организаций используются с целью снижения затрат при условии сохранения текущего качества продукции. В итоге организация получает возможность либо снижать цены, за счет этого увеличивая объем продаж, либо повышать финансовую устойчивость бизнеса. Если стоимость компании рассчитывается доходным методом, основанным на определении дисконтированного денежного дохода, который принесет бизнес в будущем, то она растет за счет снижения рисков будущих поступлений и роста объема денежных потоков.

Кроме того, выстраивание системы качества снижает затраты на управление:

1) документированность ключевых моментов деятельности компании обеспечивает их лучшую управляемость;
2) контроль, анализ и пересмотр процессов помогает непрерывно их совершенствовать;
3) распределение полномочий и ответственности персонала позволяет контролировать исполнение обязанностей и меры предупреждения отрицательных результатов.
4) Поэтому компания становится более прозрачной для руководства, повышается точность, качество и оперативность принятия управленческих решений. Действующая система качества позволяет сократить издержки на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные несоответствиями.

Компании-лидеры, повышающие качество продукции при заданном уровне расходов

На следующей после процессного управления фазе развития бизнеса процессы, организованные по принципу контроля заданного качества результатов, уже обеспечивают низкий уровень издержек. Поэтому дальнейшее улучшение показателей происходит не за счет снижения цены, а за счет увеличения качества продукции и услуг. Здесь также возможно применение аутсорсинга, но уже с иными целями - для повышения качества продукции при заданном уровне расходов. Качество в определении международного стандарта - это способность продукции удовлетворить установленные или предполагаемые потребности клиентов. Улучшение качества означает, что продукция больше соответствует требованиям потребителей, что ведет к росту их удовлетворенности качеством, и, как следствие, к увеличению их лояльности и объемов продаж.

Компании, стремящиеся привлечь иностранные или российские инвестиции

Наличие международного сертификата системы менеджмента качества повышает уровень надежности фирмы, доверия к ней со стороны потенциальных инвесторов и является для них своего рода гарантом, значительно снижая риски инвестиций. Работа с компанией, имеющей международный сертификат по стандартам серии ISO 9000, считается менее рискованной за счет двух ключевых факторов:

1) внутренней структурированности и упорядоченности деятельности компании, большей прозрачности системы управления;
2) наличия периодического внешнего контроля со стороны независимого регистратора.

Для потенциальных инвесторов стоимость компании чаще всего определяется доходным методом, с помощью которого проверяется целесообразность инвестиционных вложений в компанию. В этом случае стоимость компании при сертификации увеличивается как минимум за счет снижения рисков будущих доходов.

Компании, готовящиеся к частичной или полной продаже

Обоснованная рыночная стоимость компании складывается из стоимости предприятия как системы элементов (активов) плюс системный эффект (goodwill). Гудвилл, "доброе имя" - это неосязаемые активы компании, включающие ее имидж, деловую репутацию, взаимоотношения с клиентурой, торговые марки, местонахождение, номенклатуру производимой продукции и др. Эти факторы отдельно не выделяются и не оцениваются в отчетности предприятия, но создают реальные экономические выгоды.

Построение и сертифицирование системы качества позволяет в значительной степени улучшить такие составляющие гудвилла, как имидж и репутацию компании. В то же время сама эта система является одной из составляющих гудвилла, соответственно, получение сертификата напрямую влияет на повышение рыночной стоимости: по сведениям международного регистратора "Det Norske Veritas", в среднем на 10%.


Если собственник ставит целью повышение стоимости компании (для дальнейшей продажи, капитализации, привлечения инвестиций, пр.), то получение сертификата на систему качества по стандарту ISO 9000 может стать реальным инструментом достижения цели. Система качества, выстроенная в соответствии с требованиями международного стандарта, может увеличить стоимость компании на 5-10%.

Она также является эффективным инструментом упорядочивания организационной деятельности. За счет документированности, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов в соответствии с требованиями международного стандарта компания становится прозрачной, лучше управляемой и непрерывно совершенствуется.

И наконец, система качества может быть использована для существенной реорганизации системы управления. При этом легче и безболезненнее проходит внедрение нововведений в компании: мотивируя их постановкой системы качества, можно значительно снизить сопротивление изменениям со стороны персонала.



Также на сайте:
QUALITY - менеджмент качества и ISO 9000
Ключевые факторы успеха внедрения управленческих информационных систем

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте



  • Макеты домов
  • Блог дома. Как построить загородный дом. Коттеджи, дома, дачи, постройки
  • bestmaket.ru


Как сюда попасть?