Тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по низшим ценам, непременно станет во главе индустрии, безразлично, какие бы товары он ни производил. Это непреложный закон. (Г. Форд)

Зачем предприятию нужно внедрять системы управления качеством?

 

Система качества определена в соответствии с ИСО 8402, как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Чтобы создать по возможности надежную систему качества, был разработан комплекс стандартов, описывающий состав и структуру системы, требования к ее элементам - так называемые нормы семейства ИСО 9000. Модели для обеспечения качества стандартизованы тремя международными стандартами (ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003) или их отечественными государственными аналогами (ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002, ГОСТ Р ИСО 9003) и представляют собой набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества в данной ситуации.

Стандарты ИСО 9000 имеют своей целью оказать помощь покупателям в определении потенциальных поставщиков, обладающих эффективной Системой Качества. Предприятия, сертифицированные по ИСО 9000, идентифицируются и воспринимаются потребителем как жизнеспособные поставщики. Соответствие стандартам ИСО 9000 создаёт конструктивную основу для заключения договорных соглашений между покупателем и поставщиком

В настоящее время в директивах ЕС приводятся (и все время расширяются) перечни продуктов, поставляемые в страны ЕС только при наличии сертификата качества. В частности, именно такой подход был положен в основу принятого Европейским сообществом документа - Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке. Но и независимо от законодательных предписаний, для западного партнера практическим показателем конкурентоспособности любой фирмы является сертификат на систему качества.

Поэтому опытные российские специалисты по сертификации уверенно заявляют: <Когда говорят, что это обусловлено внутренними факторами - не верьте! Внешний толчок должен быть всегда>. Действительно, в роли такого внешнего толчка, как правило, выступает необходимость выхода на зарубежный  рынок. Еще с советских времен  повелось, что <качество нужно только там>. Первый в СССР ГОСТ по качеству (40.9000-88) рекомендует  готовить к сертификации в первую очередь экспортную продукция. Обязательной сертификации подлежат также предприятия, поставляющие продукцию военного назначения - это необходимо для получения лицензии.

Но нормальная конкуренция, требующая уделять существенное внимание вопросам качества, начала зарождаться и на внутреннем российском рынке - например, компьютерном, бытовой техники, строительных материалов, швейных изделий  и т п. Получив однажды, даже по очень привлекательной цене, некачественную продукцию потребитель теряет доверие к такому поставщику (<Товары возвращаются, покупатели - нет>). То же касается и рынка услуг. Например, известный производитель программного обеспечения фирма 1С разрабатывает программу обязательной сертификации своих партнеров-франчайзи, оказывающих услуги по внедрению своих систем. 

То есть, как и во всем мире, на успешности предприятий, занимающихся как производством, так и обслуживанием, начинает сказываться их способность добиваться удовлетворенности потребителя. Хотя многие наши менеджеры считают главным для продажи цену и сроки поставки, уделяя недостаточно внимание потребительской ценности продукции, уже сейчас эту ценность можно рассматривать как один из важнейших факторов конкурентоспособности. Многие потребители при принятии решения рассматривают ее как нечто более важное, чем уменьшение цены. Искусный продавец может получить заказ в условиях конкуренции, однако только качество товара или услуги определяет в большей степени - повторит ли потребитель свой заказ у этого продавца еще раз.

Кроме того, как это ни кажется парадоксальным, помимо увеличения объемов реализации, внедряя систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприятие может получить и существенную экономию издержек. Доказано, что за счет перераспределения затрат на предупредительные мероприятия резко сокращается доля затрат, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, а также внешние и внутренние потери, вызванные дефектами и несоответствиями. В результате чего общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль. 

Успешная экономическая деятельность предприятий и компаний, их конкурентоспособность на рынке в значительной мере начинает зависеть от наличия у них высокоэффективного организационно-технического механизма управления и обеспечения качества продукции (услуг), то есть результативной системы качества, ориентированной на требования потребителя (заказчика).

В большинстве промышленно развитых стран считается нормой, что предприятие-поставщик должно приложить серьезные усилия для признания рынком своих продуктов и созданию отношений доверия между ним и потребителем, которое возникает в результате поставок качественных изделий. Такие усилия предпринимают и наиболее продвинутые российские компании, к чему их, как мы говорили, подталкивают требования современного рынка.

 Но отношения доверия возникает, как правило, в результате достаточно длительных партнерских отношений. В тоже время при вступлении в контрактные отношения впервые или при участии в различных тендерах для предприятий исключительно остро встает необходимость аргументированного доказательства потребителю своей способности выпускать продукцию и выполнять услуги с заданным уровнем качества, не меняющимся в течение всего периода поставок или, вообще, всего периода существования компании на рынке.

 Именно таким доказательством, и как следствие, реальным конкурентным преимуществом, является внедренный на предприятии комплекс стандартов ISO, а если быть точнее, одна из трех его моделей для внешней демонстрации адекватности системы качества: ISO 9001, ISO 9002 или ISO 9003.





Также на сайте:
Терминология и семантика IDEF1
МС ИСО серии 9000 версии 2000 г.: сущность и содержание процессного подхода

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?