Способность менять и совершенствовать процессы фактически сходит на нет, если участникам не известны основные стандарты операций. (Майкл Коленсо)

Структура многоуровневой комплексной системы непрерывного образования в области качества

Организационные меры, обеспечивающие получение основ знаний о качестве в школьном образовании:

  • определение базовых вузов, осуществляющих подготовку и переподготовку учителей по проблемам качества, их аккредитацию; организация на их основе образовательного процесса;
  • подготовка и сертификация преподавателей вузов по проблемам качества;
  • разработка учебных планов и программ для подготовки и переподготовки учителей средней школы в области качества, создание соответствующего методического обеспечения (учебно-методические пособия, справочные материалы, методические указания и др.);
  • установление перечня дисциплин среднего образования для включения в них соответствующих разделов по проблемам качества; разработка для них типовых учебных программ;
  • издание учебно-методических и наглядных пособий для школьников;
  • создание авторских коллективов по разработке научно-методических и учебных материалов в области качества;
  • изготовление обучающих и контролирующих систем с использованием компьютерных программ и современных электронных носителей информации;
  • внедрение системы дистанционного образования для учителей и школьников по проблемам качества;
  • разработка типового положения о специальных классах по проблемам качества;
  • развертывание системы внеклассной работы со школьниками, в том числе создание рабочей группы и авторского коллектива по подготовке учебных и учебно-развлекательных программ для детей и школьников на телевидении и радио, организация публикаций по основам качества жизни, разработка электронных игр по качеству и т.п.;
  • создание ассоциации учителей по проблемам качества.

Обучение и подготовка учащихся специальных средних и профессиональных учебных заведений для последующей работы в области управления качеством:

  • определение и аккредитация базовых вузов, осуществляющих подготовку и переподготовку преподавателей ПТУ, колледжей и техникумов по проблемам качества; сертификация преподавателей вузов, ведущих обучение по проблемам качества; организация учебного процесса по этому профилю;
  • разработка учебных планов и программ для подготовки и переподготовки преподавателей техникумов, колледжей и ПТУ в области качества;
  • создание учебно-методического совета по проблемам обучения учащихся средних специальных и профессиональных учебных заведений в области качества;
  • установление перечня дисциплин среднего специального образования (с учетом специальностей и рабочих профессий), предназначенных для изучения вопросов качества и способов его обеспечения;
  • разработка типовых учебных программ и содержания специальных дисциплин по изучению систем качества для различных специальностей и профессий;
  • разработка и издание учебников, учебно-методических и наглядных пособий для средних специальных и профессиональных учебных заведений по проблемам достижения и обеспечения качества изделий, товаров и услуг;
  • создание обучающих и контролирующих систем с использованием компьютерных программ и современной информационной технологии;
  • разработка и внедрение системы дистанционного образования для преподавателей и учащихся средних специальных и профессиональных учебных заведений по проблемам достижения и обеспечения качества товаров и услуг;
  • разработка типового положения о специальных кабинетах по проблемам качества;
  • разработка тематических планов публикации научно-популярных материалов о качестве по видам профессий и специальностей ПТУ, колледжей и техникумов для преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • создание ассоциации преподавателей по качеству средних специальных учебных заведений.

Подготовка специалистов по управлению качеством и постановка обучения качеству для всех специальностей в системе высшего образования:

  • разработка образовательных стандартов новых специальностей по качеству, типовых учебных планов, учебно-методических пособий по специальным дисциплинам, посвященным вопросам качества;
  • выбор базовых вузов, региональных и отраслевых центров по подготовке и переподготовке преподавателей для чтения новых учебных курсов в области управления качеством; организация в них образовательного процесса соответствующего профиля;
  • разработка и использование системы дистанционного образования для преподавателей и студентов вузов по специальности "Управление качеством";
  • разработка типовых учебных программ по новой общеинженерной дисциплине "Управление качеством" для всех специальностей высшего образования и введение соответствующих требований в государственные образовательные стандарты федерального статуса;
  • издание учебников и учебно-методических пособий для различных специальностей высшего образования по специальности "Управление качеством";
  • разработка рекомендаций для разделов учебных курсов "Обеспечение качества";
  • создание учебно-методических комплексов по дисциплине "Управление качеством" для всех специальностей высшего образования;
  • координация образовательной подготовки по специальностям "Управление качеством", "Метрология и метрологическое обеспечение", "Стандартизация и сертификация".

Повышение квалификации, переподготовка и цикловая подготовка специалистов в области качества:

  • определение, сертификация и аккредитация учебных заведений и региональных центров повышения квалификации, переподготовки и цикловой подготовки специалистов в области качества;
  • установление перечня соответствующих курсов и специальностей;
  • разработка программ и учебно-методического обеспечения этих курсов;
  • разработка коммерческой схемы для проведения работы по повышению квалификации, переподготовке и цикловой подготовке специалистов в области качества;
  • издание рекламно-информационных материалов о курсах, учебных заведениях и центрах, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку специалистов;
  • подготовка, переподготовка и сертификация преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки с учетом требований ЕОК;
  • создание и внедрение дистанционного образования для повышения квалификации и переподготовки специалистов в области качества.

Подготовка научных кадров высшей квалификации в области качества:

  • разработка паспорта и другой необходимой документации для создания новой научной специальности "Управление качеством";
  • разработка учебных планов, программ и подготовка научных кадров в аспирантуре и докторантуре по специальности "Управление качеством";
  • определение базовых вузов и создание в них ученых советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по указанному научному направлению;
  • организация регулярных тематических школ, семинаров, конференций и симпозиумов для специалистов в области качества;
  • создание экспертного совета и организация тематических сборников научных работ аспирантов, докторантов и специалистов в области качества;
  • формирование научных школ по проблемам управления качеством;
  • организация испытательных и сертификационных лабораторий в вузах и региональных центрах по качеству.

Для проведения научных исследований в области качества необходимо:

  • создать целевую программу научных исследований и разработок по проблемам управления качеством;
  • учредить систему грантов для финансирования наиболее актуальных научных исследований по проблемам управления качеством.

Чтобы обеспечить высокий уровень организации и эффективность функционирования этой системы, необходимо создать национальную систему сертификации и Реестр специалистов в области проблем качества. При этом принципиально важно учесть требования Единой согласованной системы ЕОК для регистрации/сертификации специалистов в области качества, менеджеров систем качества и аудиторов качества.

Последовательное осуществление федеральной программы и создание многоуровневой комплексной системы непрерывного образования в области качества способно радикально изменить отношение людей к труду, социально-экономическому устройству жизни, судьбе своей страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Введение идеи качества в образовательные и просветительские программы всех уровней поможет российским гражданам глубоко проникнуться пониманием истины, что с качеством связаны подъем и процветание страны.

Борис Васильевич БОЙЦОВ - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Московского государственного авиационного института (технического университета) - МАИ, заслуженный деятель науки России;
Юрий Викторович ШЛЕНОВ - доктор экономических наук, профессор, заместитель министра Минобразования России;
Владимир Николаевич АЗАРОВ - доктор технических наук, профессор, проректор Московского института электроники и математики (МИЭМ);
Юрий Витальевич КРЯНЕВ - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой МАИ, заслуженный деятель науки России;
Владимир Витальевич КАПЫРИН - кандидат технических наук, профессор, проректор Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства

Подготовлено по материалам РИА СТАНДАРТЫ и КАЧЕСТВО





Также на сайте:
Функционально-стоимостной анализ. Экскурс в историю
Функционально-стоимостной анализ. Концепции и перспективы

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?