Рычаги экономики неумолимы: что в оплате второстепенно, к тому и меньший интерес. (Из записок менеджеров)

Пять ступеней к системе управления качеством

Сложность и некачественные переводы стандартов Международной организации по стандартизации (ISO) предопределили настороженное отношение российских руководителей к системам менеджмента качества (СМК). Для неподготовленного читателя попытка понять из описания, что такое СМК, сродни попытке запомнить телефонный справочник.

Тем не менее обострение конкуренции, условия западных партнеров, грядущий тендер и т. п. заставляют руководителей думать о внедрении системы менеджмента качества и ее сертификации в соответствии со стандартом ISO.

Приняв решение о создании СМК, руководители часто пытаются пройти этот путь самостоятельно, в первую очередь из соображений финансовых: консультанты стоят дорого. На этой непростой стезе различные компании повторяют одни и те же ошибки. Их было бы намного меньше, если бы все руководители изначально понимали, как правильно организовать процесс создания СМК, какие этапы нельзя исключить из процесса.
Этап 1 - "обучение". По классической схеме подготовка к сертификации начинается с аудита действующей системы качества. Но если создание системы предполагается осуществить собственными силами, а знаний в этой области не хватает, целесообразно начать процесс именно с обучения. Руководство должно само обучиться основам менеджмента качества и подготовить несколько сотрудников к проведению внутренних аудитов СМК (это все равно придется когда-либо делать). Главный результат обучения - понимание того, что система качества - это не набор непонятных элементов и документов, а система установленных и формализованных способов осуществления деятельности.

Принимая решение об обучении, руководитель выбирает один из трех вариантов: можно подготовить собственных внутренних аудиторов с их последующей сертификацией, можно обучить значительную часть персонала непосредственно на предприятии и можно обучаться у консультантов непосредственно в процессе совместного создания системы.

Совет N 1: свяжите выбор способа обучения со способами выполнения последующих этапов создания СМК, определите, кто будет ее разрабатывать. Имеет смысл обучать будущих разработчиков системы и определенных исполнителей этапов.

Этап 2 - "анализ (аудит) существующей системы качества". После того как многое в теории менеджмента качества станет понятным, нужно определить, что нуждается в преобразовании в существующей системе производства продукции или оказания услуг. Здесь без участия специалистов не обойтись: нужны люди, которые знают стандарты, способы создания СМК и обладают соответствующим опытом.

Результатом этого этапа станет план создания системы, в котором обязательно должны быть определены сферы ответственности каждого участника процесса и разработчики каждого элемента системы.

Совет N 2: не доверяйте этот этап любителям. Плохой план - плохой фундамент, один кирпичик окажется с изъяном, а рухнет целое здание.

Этап 3 - "разработка (проектирование) СМК". Этот этап представляет собой самый трудоемкий процесс создания системы. Он предполагает определение способов деятельности, гарантирующих качество, а также разработку большого количества документов системы качества (в основном процедур) , описывающих эти способы. К ним относятся процедуры, связанные с анализом контрактов, выбором поставщиков и потребителей продукции и услуг и взаимоотношений с ними, управлением процессами, документами и данными, подготовкой и обучением персонала и др.

Руководство компании формулирует цели и задачи в области качества в документе "Политика качества".

Совет N 3: разработку СМК целесообразно выполнять с привлечением специалистов в области менеджмента качества, иначе может оказаться, что оптимизированные процессы деятельности, полученные в результате проектирования, не соответствуют стандартам ISO.

Этап 4 - "внедрение СМК". После определения и формализации способов деятельности их нужно реализовать на практике. В процессе внедрения корректируются как процессы, так и документы СМК.

Факт внедрения обязателен для сертификации. Многие органы сертификации не принимают положительного решения о статусе СМК, если она не функционирует в течение 9 - 12 месяцев.

Совет N 4: во-первых, оцените, достаточно ли у вашего предприятия собственных сил для внедрения СМК; во-вторых, решите вопрос о целесообразности привлечения внешних консультантов с учетом планируемых сроков внедрения: участие консультантов обычно значительно сокращает сроки внедрения.

Этап 5 - "подготовка к сертификации". Непосредственно перед сертификацией необходимо провести серию внутренних аудитов. Их цель - определить, насколько формализованные процедуры соответствуют реальной деятельности. Заключительным этапом подготовки может стать тестовый аудит с участием консультантов.

Совет N 5: задолго до осуществления этого этапа выберите орган сертификации, который будет определять соответствие СМК компании требованиям ISO. Каждый из них характеризуется своим особым стилем отношения к проверке документации и организации аудитов. При выборе органа сертификации исходите из потребностей целевого рынка предприятия. Универсальный способ - сертифицироваться в авторитетных организациях, признанных во всем мире.

Существует три основных подхода к созданию СМК:

создание системы собственными силами (предприятие обладает людскими и временными ресурсами и не нуждается в привлечении внешних консультантов для разработки системы) ;

создание системы с помощью внешних консультантов (предприятие не обладает возможностью отвлекать персонал от основной деятельности, но обладает финансовыми ресурсами для привлечения внешних консультантов для разработки и внедрения системы) ;

создание системы объединенными усилиями с использованием собственных ресурсов и привлечением внешних консультантов на определенные этапы создания СМК.

Заключительный и самый важный совет: заранее (на этапе планирования) определите подход к созданию системы, реально оценивая возможности вашей компании.

Автор - начальник отдела консалтинга отделения системного анализа и проектирования компании IBS, доктор технических наук

Тимофей Шаклеин





Также на сайте:
Литература
Источник:

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?