Идеальное управление - это такое управление, при котором все работники хорошо подготовлены, всем можно доверять и никого не нужно излишне контролировать. (К. Исикава)

Что рекомендуем знать о Международных стандартах ИСО.

А.А. Кулибаев, академик МИА и ИА Республики Казахстан

В.И.Соловьев, доктор техн. наук, профессор, менеджер по качеству

Р.Б. Ергешев, канд. техн. наук, доцент, президент ЗАО "НИИстромпроект"

Развитие мировой рыночной экономики диктует предприятиям Казахстана свои условия внедрения в различных сферах деятельности идей современного менеджмента качества и экологии, в основе которых лежат интегрированные системы управления качеством и экологией, сертифицированные на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001 и 14001.

Рассмотрим необходимость и предпосылки внедрения моделей ИСО, а также некоторые решения проблем, возникающих на предприятиях в связи с новыми, кардинальными изменениями в их управлении.

Международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO,International Organization for Standardization), которая является федерацией национальных организаций по стандартизации. Она расположена в Женеве (Швейцария). Пepвaя серия статей международных стандартов ISO 9000 была разработана в 1986 г.

По сложившейся международной практике, МС ИСО серии 9000 вводятся в национальную систему стандартизации методом "смены обложки" - международный стандарт в этой стране переводится и затем ему даётся собственное национальное название.

В России МС ИСО серии 9000 называются серией стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-96. Следует отметить, что Казахстан ещё не провел до конца в Международной организации по стандартизации соответствующих процедур, способствующих внедрению в национальную систему стандартизации метода "смены обложки".

Шагом вперед в развитии теории и практики семейства международных стандартов явилось создание новой версии МС ИСО серии 9000:2000, вступившей в силу с 15 декабря 2000 г. МС ИСО 9001:2000 - "Системы менеджмента качества. Требования" определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность представлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей. Он применим и к обязательным требованиям. Отличительной особенностью МС ИСО 9001:2000 является то, что он ориентирует поставщиков не только на "обеспечение качества", как это регламентируются версией МС ИСО 9001:1996, но и на повышение удовлетворенности потребителей. Коллектив (персонал) фирмы должен понимать текущие и будущие потребности потребителя с тем, чтобы не только выполнить эти требования, но и превзойти их ожидания.

В МС ИСО серии 9000:2000 система менеджмента качества, быстро

реагируя на меняющиеся потребности и ожидания потребителей, а также на

давление на организации, обусловленное конкуренцией и техническим

прогрессом, выдвигает требования постоянно совершенствовать свою

продукцию и свои процессы с целью увеличения вероятности повышения

удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных

сторон.

МС ИСО 14001:1996 "Системы экологического управления. Требования и руководство по использованию" является основным документом системы экологического менеджмента. В нём отсутствуют количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и др.) характеризующие степень воздействия организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своём стремлении соответствовать национальным стандартам.

По своей сути международные стандарты ИСО серии 14000, не вторгаясь в сферу действий национальных стандартов, обеспечивают уменьшение неблагоприятных воздействий предприятий на окружающую среду путем создания существенного дополнения, главным образом, системы экологического менеджмента к национальной нормативной базе и государственной экологической политике. Данное положение организационно должно существенно улучшить экологическое "поведение" организаций в условиях международной торговли.

При внедрении международных стандартов целесообразно в первую очередь внедрять МС ИСО серии 9000:2000, а затем МС ИСО серии 14000, т.к. около 60 % требований МС ИСО серии 9000:2000 является основой системы экологического менеджмента. Предлагаемая рекомендация вытекает из подхода принятого при разработке МС ИСО 9001 версии 2000 года, который был разработан так, чтобы он мог быть сопоставим с другими стандартами на системы менеджмента, в том числе и с системой экологического менеджмента. Такой подход "сопоставимости" продиктован интересами пользователей. Кстати, какую версию МС ИСО серии 9000 в настоящее время следует внедрять на предприятии, 2000 года или 1994 года?

Несмотря на большое количество публикаций, в которых говорится даже о некоем преимуществе, если предприятие вначале внедрит "старую" версию МС ИСО серии 9000:1994, а затем "новую", МС ИСО серии 9800.2000, мы однозначно рекомендуем внедрять новую версию международных стандартов по системе менеджмента качества МС ИСО серии 9000:2000, даже если консалтинговая фирма будет вескими аргументами склонять к выгодности внедрения версии МС ИСО серии 9000:1994. Если организация сразу начинает внедрять новую версию МС ИСО серии 9000:2000, она имеет шанс сэкономить деньги/и немалые)и время.

Версия МС ИСО серии 9000:1994 в новых условиях переходит, в соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации, в статус брошюр, выполняющих роль вспомогательных методик при разработке системы менеджмента качества в новой версии МС ИСО серии 9000:2000.

Следует отметить, что МС ИСО 9004:2000 содержит руководящие указания по широкому кругу целей, преследуемых системой менеджмента качества. Стандарт ИСО 9004:2000 является руководством по улучшению характеристик деятельности предприятия при внедрении ИСО 9001:2000 и не предназначен для применения его в целях сертификации и при рассмотрении вопросов о заключении контракта.

Результатом перехода на новую версию международных стандартов

ИСО 9000:2000 явилась сокращение огромного комплекта документов 1994

года до трех стандартов:

ИСО 9000:2000 "Системы менеджмента качества. Фундаментальные

принципы и словарь";

ИСО 9001:2000 "Системы менеджмента качества. Требования";

ИСО 9004:2000 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания

по улучшению характеристик деятельности".

Исходя из того, что сертификация системы менеджмента качества на соответствия международным стандартам ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 является добровольной, а не обязательной, что согласуется с принципом Деминга "Выживание - дело добровольное", руководитель предприятия должен оценить свои материальные и людские ресурсы и решить, насколько необходимы ему сертификаты соответствия МС ИСО 9001:2000 и ИСО 14001. Именно соответствие систем качества экологического менеджмента этим стандартам и является предметом формальной сертификации. Следует также иметь в виду, что процедура получения сертификатов трудоемкая и дорогостоящая.

Практика показывает, что сертификаты соответствия МС ИСО 9001:2000 и МС ИСО 14001 особенно нужны предприятиям, которые ставят своей целью надежно закрепиться на международных рынках или привлечь к работе международных партнеров. Известно, что только из-за отсутствия сертифицированных систем качества многие предприятия, работающие на экспорт, несут значительные убытки. Одной из основных причин нежелания зарубежных партнеров работать с предприятиями, не имеющих, в частности, сертификата соответствия МС ИСО 9001, является отсутствие уверенности в том, что предприятие действительно может обеспечить декларируемое качество поставляемой продукции или услуги.

Сложившаяся у нас еще в советское время практика выявления брака на заключительной стадии не отвечает современному положению. Необходимо исключить зависимость от контроля, а стремиться к тому, чтобы качество закладывалось в продукцию, начиная с разработки и проектирования, внедрять систему предупреждения брака и этого же следует требовать от субподрядчиков. То есть, на предприятии должна работать система превентивного обнаружения причин сбоя качества и оперативного их устранения.

Система менеджмента качества, ориентированная на потребителя, в условиях, когда качество является важнейшим фактором успеха на рынке в продвижении продукции и услуг предприятий и организаций, требует от персонала мобилизации всех ресурсов для реализации стремлений превзойти ожидания потребителя. Для эффективного функционирования новой системы менеджмента качества МС ИСО 9001:2000 принят процессный подход, который обеспечивает связь и управление между отдельными процессами внутри организации и в общей системе процессов с целью постоянного улучшения общего функционирования организации, включая эффективность, а также ее результативность.

При таком подходе к созданию системы менеджмента качества, Международный стандарт ИСО 9001:2000 предлагает концептуальную модель процессного подхода, который показывает жесткую связь постоянного улучшения системы менеджмента качества, от входных данных, установленных "требований потребителя" и выходных - "степени удовлетворения потребителя", производимой предприятием продукции или оказываемой услуги.

Следует отметить, что все процессы методически базируются на известном цикле Деминга PDCA" - "Планируй - Выполняй - Сравнивай (контролируй исполнение) - Корректируй (улучшай, действуй)". Обязательным условием действия PDCA - модели развития бизнеса должно стать соответствующее дополнение не только необходимыми ресурсами (люди, материалы, машины, методы и др.) и информацией, но и средой с новой культурой качества и управления производством в целом.

Большой опыт внедрения и сертификации систем качества накоплен как в зарубежных компаниях, например RANK XEROX (Великобритания), Exxon Research and Engineering (США), ICI Advanced Materials и др. так и у казахстанских фирм, например ТОО "МашСертико", ОАО СП "Белкамит" и других.

Следует предостеречь о необходимости критически относиться к информации различных масс-медиа об МС ИСО. В газетных статьях, по телевидению даются разъяснения и рекомендации по внедрению МС ИСО на предприятиях, которые ни коим образом не согласуются с идеями и положениями этих документов. Какие комментарии могут быть уместны в случае, если автор одной из таких статей "сертифицирует продукцию на соответствие МС ИСО серии 9000"...

Резюмируя изложенное, с учетом опыта проделанной работы по внедрению МС ИСО серии 9000, можно прийти к следующим выводам:

- успех деятельности предприятия во многом определяется его способностью воспринимать требования глобального рынка;

- происшедшие за десять лет глобальные политические, социальные и экономические перемены суверенного развития Казахстана показывают, что не финансы или богатство, а "люди должны стать предметом экономики", к такому выводу давно пришел экономист Эдвин Дж. Долан (США). Персонал всех этих предприятий будет работать как одна единая команда, а "не скопище ярких личностей" (по Ли Якокки);

- руководителям предприятия, внедряющим систему менеджмента качества, особо следует обратить внимание на решение проблемы безболезненного вовлечения всего персонала в работу по преобразованию предприятия. Цели бизнеса должны быть понятны и увязаны с целями работы отдельного работника, что позволит обеспечить проявление синергического эффекта, при котором совокупный результат работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей;

- внедрение МС ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000, можно рассматривать и как выход в нормализации партнерских отношений с зарубежными фирмами. В этом случае эти международные стандарты будут играть роль языка общения и взаимопонимания деловых персон;

- для успешного внедрения современных систем менеджмента качества, следует продолжать реформировать экономику, с тем, чтобы она была восприимчива к требованиям международного рынка. Позволить себе роскошь (по В. Нестерову и Д.Баблико) работать плохо можно только при больной экономике.

- решить эту проблему в полной мере в Казахстане можно при условии, что идеи современного менеджмента качества и экологии, в основе которого лежат МС ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000, будут проводиться в жизнь в рамках национальной политики Казахстана.

Если смотреть глубже, то можно взять за основу опыт передовых стран, например Японии, Швейцарии, у которых эти идеи возведены в ранг "национальной". С детского сада люди этих государств постигают мудрость таких понятий как открытость, равноправный партнерский бизнес, партнерские отношения, качество, экология, умение работать в команде, потребность к обучению, самообразованию и т. д.

Действительно, заманчиво жить в таких новых условиях. Президент страны становится "главным аудитором", а все организации, начиная от Правительства, акимов, до промышленных предприятий, предприятий торговли, общепита, быта, обслуги и т.д. будут жить, и работать в поведенческой сфере определенной требованиями МС ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000.

 

Литература.

1. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.(15.12.2000). 2001.

2. Международный стандарт ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества.Требования (15.12.2000). 2001 г.

3. Международный стандарт ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества . Руководство по улучшению деятельности (15.12.2000). 2001 г.

4. Международный стандарт ИСО 10011-1:1990. Руководящие указания по проверке систем качества.

5. Герасимова Г.Е. Международные стандарты ИСО серии 9000:2000. Принципы и терминология. /Система менеджмента качества. М.: 2001 г.

6. Методические материалы для слушателей семинара "Системы

управления качеством и внутренний аудит на базе международных

стандартов ИСО серии 9000" 26.03.01-30.03.01. Российский морской

регистр и институт ПК в области стандартизации, метрологии и

сертификации ОАО "НЦА", Алматы, 2001 г.

7. Герасимова Г.Е. Организация работ по качеству. Серия "Все о качестве.

Зарубежный опыт" - Выпуск 4, 2000.- 21p.// Guran's Quality Control

Handbook. Chapter 7. Organizing for Quality/ сокр.пер. с англ.

8. Герасимова Г.Е. Философия качества по Тагути. Серия "Все о качестве.

"Зарубежный опыт" - Выпуск 6,1999/ Пер.с англ.-М. : НТК "Трек", 1999 -

17 с.

9. Герасимова Г.Е. Революция менеджмента. Опыт работы компании "Рэнк

Ксерокс". Серия "Все о качестве. Зарубежный опыт"- Выпуск 7, 2000/

Пер.с англ.-М. : НТК "Трек", 1998 - 24 с..





Также на сайте:
Что такое Бизнес-процессы, процессное управление и эффективностьответственность" в стандартах ISO серии 9000?
Стандарты ИСО 9000 будут пересматриваться. Концепция версии 2008 года

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?