Основная идея цикла PDCA настолько проста, что, когда я впервые ее услышал, я понял ее сразу же. Теперь, спустя более чем десятилетие, я также мог бы понять ее в любой момент. (Брайен Л. Джойнер)

Е. А, Адонин, А. А. Ляшко



Многие ученые, занимающиеся проблемами в области качества, видят в последней версии стандартов серии ИСО 9000 возможность реализации всеобщего управления качеством (TQM). Однако, так ли идеальны эти нормативные документы?

Не претендуя на глубочайший анализ структуры стандартов, мы хотели бы рассмотреть целесообразность включения в документы требования "постоянного улучшения".

Одним из нововведений стандартов ИСО серии 9000 стало понятие "постоянное улучшение". Но в его трактовке и области применения есть что-то такое, что заставляет обратить на него более пристальное внимание.

В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 постоянное улучшение определено как "повторяющаяся деятельность по увеличению способности удовлетворять требования" [1, п. 3.2.13]. В то же время в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в п. 8.5.1 "Постоянное улучшение" читаем: "Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства". Между тем в стандарте [1] есть следующее определение: "Управление качеством: часть менеджмента качества направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству". Получается очень интересная вещь. С одной стороны, определение "постоянное улучшение" относится ко всему, к чему можно предъявить требования (видимо, и к качеству тоже). С другой стороны, это деятельность отнесена только к системе менеджмента качества (СМК). Но разве СМК не может обладать определенными качественными показателями? Видимо, может. Иначе было бы просто нельзя определить соответствие таковой требованиям стандартов, регламентирующих ее организацию. А если это так, то зачем использовать определение "улучшение качества"? И если уж есть такая необходимость (в чем лично мы сомневаемся), логично было бы ограничить сферу его применения до конкретных объектов, процессов или явлений.

На наш взгляд, объектом мог бы быть только конечный продукт деятельности организации, т. е. продукция. Иначе определение должно быть исключено совсем, как противоречащее логике.

Однако не только в этом суть проблемы. Пусть постоянное улучшение применимо только к СМК. Но как в таком случае можно будет добиваться реализации требований, перечисленных в Пункте 1.1 "Общие положения" ГОСТ Р ИСО 9001-2001? Напомним, что они относятся к области применения стандарта и, по сути, определяют цель создания СМК. Дабы не искажать информацию и донести ее смысл без потерь, процитируем этот пункт целиком: "Настоящий стандарт устанавливает требования к СМК в тех случаях, когда организация:

а)   нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

б)   ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечения соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям".

А теперь обратимся к понятию системы. Система (с греч., Systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность [2]. Представьте себе, что управление организацией или предприятием (а они являются системой) осуществляется с помощью СМК, т. е. образуется как бы система в системе. Что же произойдет, если будет улучшен хотя бы один из элементов, составляющих систему, - в данном случае СМК? Возникнет ситуация, когда в отлаженном механизме будет накапливаться неопределенность, хаос. Это приведет к тому что система потребует иных действий, чтобы прийти в состояние равновесия или выйти на качественно новую ступень своего развития [3]. И абсолютно нет разницы, где было произведено вмешательство - на высоком или же на самом нижнем уровне элементарной организации системы. В любом случае до того момента, когда система вновь будет стабильно функционировать не может быть выполнено ни одно из двух требовании п. 1.1 в ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а следовательно, не будет необходимости в организации СМК.


Резюмируя сказанное, можно сделать два вывода:

1. ГОСТ Р ИСО 9001:2001, рекомендуя применение постоянного улучшения, исключает его применение в отношении качества.

2. В случае использования постоянного улучшения применительно к СМК может быть создана ситуация, когда последняя не будет отвечать цели своей организации, т. е. не будет повышать удовлетворенность потребителей и демонстрировать возможности организации в поставке продукции, отвечающей требованиям.

С последним утверждением согласны и некоторые специалисты в области качества, например А. В. Глазунов [5], но в его работе затрагиваются только те трудности, которые связаны с человеческим ресурсом. Вероятно, есть и другие публикации, посвященные данной тематике, однако авторам данной статьи они не известны, и это позволяет им сделать предположение, что проблематика стандартизации постоянного улучшения нова и требует дальнейшей разработки.


Литература:

1.   ГОСТ Р ИСО 9000-2001.  Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2.   Философский словарь / Под ред. И.  Т.  Фролова. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980.- 444 с.

3.   Хачатуров А. Е., Куликов Ю.А.  Основы менеджмента качества. - М.: "Дело и Сервис", 2003. - 304 с.

4.   ГОСТ Р 9001-2001.  Система менеджмента качества.  Требования.

5.   Глазунов А. В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приемы // Методы менеджмента качества.  - 2003, № 2.  - с. 30-36.





Также на сайте:
Необычная альтернатива
Применение стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?