Самая большая трата, какую только можно сделать, - это трата времени. (Теофраст)

Процессный подход в соответствии с МС ISO 9001:2000

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 <Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь> дает следующее определений понятий, относящихся к процессному подходу:

Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. При этом входами к процессу обычно являются выходы других процессов.

Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Продукция - результат процесса.

Проектирование и разработка - совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативную и техническую документацию на продукцию, процесс или систему.

Применение в организации системы процессов, наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться <процессным подходом>.

Включение процессного подхода в новую версию стандартов ISO серии 9000 стало значительным шагом вперед, сделанным с учетом общемировой тенденции развития менеджмента. Версия 2000г. имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает подход к проектированию системы менеджмента качества как совокупности взаимосвязанных процессов.

Принципиальное отличие процессного подхода от других подходов заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется не на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленные на конечные результаты деятельности организации. При этом главное внимание обращается не на вертикальные связи в организационной структуре, которые традиционно хорошо отложены, а на горизонтальные, являющиеся наиболее слабыми. Определяющее достоинство процессного подхода заключается, прежде всего, в управлении на стыках деятельности подразделений и должностных лиц.

Переход к процессному подходу позволяет рассматривать деятельность, проводимую в рамках системы менеджмента качества не в статике, а в динамике. В предыдущих версиях стандартов ISO серии 9000 главный акцент делался на выполнение деятельности по однажды жестко определенным рутинным процедурам системы. В соответствии с новой версией стандартов деятельность в рамках системы должна постоянно развиваться и совершенствоваться с учетом результатов соответствующих изменений и анализов.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимание требований и соответствия им;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Приведенная в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 известная модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8 стандарта.

Это модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации, касающейся восприятия потребителями выполнения организацией их требований. Модель охватывает все требования стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне. Эта модель графически иллюстрирует взаимодействие четырех основных компонентов системы менеджмента качества, представленных в 5,6,7 и 8 разделах стандарта. Вертикальная петля определяет взаимосвязь процессов обеспечения эффективности менеджмента (раздел 5 <Ответственность руководства>), процессов обеспечения необходимыми ресурсами (раздел 6 <Менеджмент ресурсов>), процессов определения и реализации процессов (раздел 7 <Процессы жизненного цикла продукции>), процессов измерения, анализа результатов и улучшения деятельности организации (раздел 8 <Измерение, анализ и улучшение>). Петля завершается анализом эффективности менеджмента и возвратом к исходному компоненту <Ответственность руководства> для принятия решений по необходимым корректировкам и улучшениям процессов.

Наличие горизонтальной петли является признанием важной роли информации о нуждах и требованиях потребителей для определения исходных требований к процессам, связанным с производством и обращением продукции. Эффективность реализации этих требований оценивается по выходным параметрам процессов. Корректировка исходных требований к процессам по результатам оценки их эффективности завершает горизонтальный цикл.

Организация должна определить, организовать и управлять процессами, необходимыми для обеспечения уверенности в том, что продукция соответствует требованиям потребителя.

Такова сама модель, предъявляемая к системе менеджмента качества организаций. Как эту модель построить в организации?

Предварительно необходимо понять какие процессы вносят ценность (ценность это экономическая категория, которая соотносит стоимость издержек, необходимых для получения прибыли и величину этой прибыли).

Например, финансово - экономический процесс организации ценности не добавляет, хотя и является одним из важнейших процессов организации, в то время как технологический процесс изготовления какого - либо изделия такую ценность добавляет.

Затем необходимо проанализировать структуру организации и его основные виды деятельности (проектирование, разработка, производство и др.).

После чего необходимо определить все основные (самые крупные) процессы организации (например, финансовый, анализа и эффективности со стороны руководителя, управления ресурсами, управления персоналом, управления производством, управления разработками, управления проектированием, управлением ремонтом и др., а также процессом улучшения СМК).

Каждый выделенный процесс должен быть подробно описан по отдельности (здесь же можно указать и его основные подпроцессы и наиболее важные процедуры).

У каждого процесса необходимо подробно описать его входы (материалы, персонал, информация и др.), а также входы (документация, изделия, информация и др.).

Кроме того, в каждом процессе должны быть указаны механизмы его деятельности процедуры управления.

Рекомендуется нанести все основные процессы на лист бумаги и постараться определить взаимозависимость между ними. При этом необходимо определить входы и выходы уже взаимосвязанных процессов. После чего установить ответственных для процессов в виде матрицы ответственности, а также описать виды информации, которой будут обмениваться процессы, обеспечивая их взаимодействие.

Продолжая эту тему, необходимо отметить, что с современных рыночных позиций все процессы, необходимые для получения конечных результатов деятельности организации и приносящие ей доход, относятся к бизнес-процессам. Бизнес-процессы - это все существующие процессы в организации или организационном подразделении. Все бизнес-процессы по степени их влияния на получение добавленной ценности могут быть подразделены на: § основные (базовые) процессы, непосредственным результатом которых является выпуск продукции или оказание услуг; § обеспечивающие процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов; § процессы менеджмента, результатом которых является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов. Основные процессы создают выходные (как конечные, так и промежуточные) результаты деятельности организации, непосредственно добавляющие стоимость (ценность продукции). Эти процессы стратегически важны для успешного бизнеса организации и влияют на удовлетворение потребителей. Основные процессы связаны с созданием продукции, и её реализацией, а также с послепродажным сервисом. Через основные бизнес-процессы реализуется миссия организации, на их базе формируется организационная структура, определяется набор обеспечивающих процессов и процессов менеджмента. По отношению к ним основные бизнес-процессы выполняют задающую роль, поскольку без них остальные бизнес-процессы просто теряют смысл. Но между основными процессами, с одной стороны, а также обеспечивающими процессами и процессами менеджмента, с другой, имеется не только прямая, но и обратная связь. Задающая роль основных процессов не может быть эффективно реализована (т.е. обеспечен максимум добавленной ценности), если не будет определен адекватный ей комплекс обеспечивающих процессов и процессов менеджмента, настроенный в каждый момент времени на решение конкретных задач организации в бизнесе. Среди всей совокупности процессов основные являются наиболее консервативными, ибо их перестройка сопряжена с наибольшими стоимостными и временными затратами (например, переход на выпуск новых видов продукции требует значительных капитальных вложений в основные фонды, их монтаж и доведение до проектной мощности). Обратная связь основных процессов с обеспечивающими и процессами менеджмента реализуется путем формирования необходимой организационной структуры, которая с учетом фактора внешней кооперации в полной мере обеспечивает их текущее функционирование, а при необходимости - их реинжиниринг.

По своему характеру основные процессы являются горизонтальными, так как пронизывают всю производственную деятельность организации по горизонтали и объединяют весь бизнес. В отличие от основных обеспечивающие процессы и процессы менеджмента являются по своему характеру вертикальными, так как отражают деятельность организации по вертикали в соответствии с её структурой и формой взаимодействия руководителей функциональных подразделений. Хотя эти процессы лишь опосредованно добавляют ценность продукции, некоторые из них могут быть также значимы, как и основные процессы. В современной рыночной практике организацией обычно реализуется от 6 до 20 таких значимых бизнес-процессов. Наиболее типичными из них являются: изучение спроса и ожиданий потребителей; закупки; обслуживание продукции; менеджмент персонала, менеджмента финансов и др.


Опубликовано в http://www.novotest.ru/





Также на сайте:
Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000
Е. А, Адонин, А. А. Ляшко

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?