Те немногие, кто считает обучение процессом длинною в жизнь, имеют стратегическое преимущество. (Джеффри Гитомер)

О бедном стандарте замолвите слово...


Стандарт ISO 9001 часто ругают за то, что его внедрение слабо отражается на качестве выпускаемой продукции. Единственная цель его освоения - это получение сертификата, а единственный результат - это бесполезная кипа бумаг, дожидающаяся очередного внешнего аудита. Если допустить, что подобные суждения верны, то возникает вопрос, почему стандарт ISO 9001 так популярен во всем мире вот уже более 20 лет? Видимо, дело тут не в его недочетах, и, возможно, проблемы кроются в чем-то другом. В поисках ответа на данный вопрос редакция нашего журнала провела блицопрос среди специалистов, которые ежедневно занимаются проверкой системы менеджмента качества на предприятиях и принятием решений о выдаче сертификатов соответствия.

1. Какую пользу организациям дает освоение стандарта ISO 9001:2008?
2. С какими основными проблемами приходится сталкиваться компаниям при внедрении данного стандарта?
3. Не кажется ли вам, что для компаний, которые внедряют СМК, это зачастую самоцель, а не способ улучшения качества продукции и услуг?


Роман Никишов,
ведущий аудитор Det Norske Veritas

1. Польза от внедрения СМК проявляется двояко. С одной стороны - это польза для внутренних процессов, менеджмент компании (не только в отношении качества) становится более гибким, уменьшаются расходы на претензионную работу.

С другой стороны - это внешние, маркетинговые преимущества владения сертификатом: повышение репутации, рост капитализации, возможность участвовать в тендерах и конкурсах.

2. Основная проблема - непонимание идеологии и неадекватная интерпретация требований стандарта ISO 9001:2008. Из-за этого процедуры реализуются громоздко и нелогично.

3. Компании редко делают это осознанно и преднамеренно. Однако часто это происходит от непонимания сути требований.

====================

Юрий Козлов,
эксперт по сертификации СМК органа по сертификации SERCONS

1. К сожалению, в России стандарт ISO 9001:2008 внедряют в основном для получения внешних преимуществ, это может быть: получение госзаказа, инвестиций, победы в тендере, вступления в СРО и т. д. После достижения заветной цели, содержание СМК становится "балластом" на предприятии. Что касается внутренних преимуществ, то это зависит от стратегических целей внедрения СМК высшим руководством, направленных на повышение эффективности бизнеса, таких как: повышение производственных и финансовых показателей, улучшение удовлетворенности потребителей и т. д.

2. Основная проблема организаций при внедрении СМК - это слабая вовлеченность высшего руководства в данный процесс, а также низкая мотивация персонала. Сотрудники боятся перемен и дополнительной ответственности.

3. Успешная сертификация - это главный критерий функционирования СМК для большинства отечественных предприятий, где внедрение стандарта ISO 9001:2008 происходило только для получения внешних преимуществ, никак не связанных с улучшением деятельности внутри организации.

====================

Леонид Дворкин,
руководитель и аудитор AFNOR Rus

1. Преимущества, которые дает стандарт компании, следующие:

  • механизм для повышения удовлетворенности потребителя;

  • возможность выстроить свой бизнес с ориентацией на реальные интересы потребителя;

  • еще один повод провести системный анализ, выстроить процессную модель, структурировать бизнес, упорядочить документооборот.

2. Основная и самая труднопреодолимая проблема - нежелание высшего руководства вникнуть в суть стандарта, отказаться от репрессивного стиля менеджмента, содействовать вовлечению сотрудников. Это нежелание способствует профанации деятельности по улучшению, все остальное решить легче.

3. Да, бывает, но и такая мотивация может стать первым шагом на пути к улучшению деятельности, к осознанию пользы от созданной СМК. В начале 90-х гг. прошлого столетия, когда сертификат ISO 9001 оказался необходим для выхода на мировые биржи, некоторые известные компании стремились к его получению "не приходя в сознание", но за эти годы они очень много сделали для своего устойчивого совершенствования.

Публикацию подготовила Н.Н. Юркив


Опубликовано в "Методы менеджмента качества"





Также на сайте:
Подборка цитат об истории мотивации, об истоках TQM
Методы внедрения систем, или скупой платит дважды

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?