Горючее двигателя нашей промышленности - это добрая старая конкуренция: Если мы не можем конкурировать по ценам, мы будем конкурировать по качеству (Акио Морита)

О попытках персональной интерпретации стандартов ИСО серии 9000





Главному редактору журнала "Стандарты и качество"

г-ну Воронину Г.П.


Уважаемый Геннадий Петрович!


С большим уважением относимся к целенаправленной деятельности Вашего журнала по пропаганде современных методов менеджмента качества. Проблема своевременного и квалифицированного доведения до российских руководителей и специалистов существующих проблем в области менеджмента качества и путей их решения является весьма актуальной не только сама по себе, но и еще потому, что многое из того, что уже опробовано и широко применяется за рубежом, недоступно нашим специалистам из-за языкового барьера. Тем приятнее констатировать, что за последние 3-4 года в России опубликовано почти два десятка книг отечественных авторов, посвященных этим вопросам.

Они разные по объему и структуре, написаны, как правило, не практиками, а преподавателями вузов для студентов и тех, кто впервые соприкасается с этими проблемами. Но, не смотря на понятные упрощения излагаемых вопросов, большинство изданий демонстрирует достаточно глубокие познания авторов в описываемой области. Мы позволяем себе сделать такое заключение, опираясь на многолетний личный опыт консультирования по вопросам внедрения систем менеджмента качества и участия в многочисленных официальных аудитах таких систем при их сертификации.

Вместе с тем, одно из этих изданий обращает на себя особое внимание. Речь идет о книге доктора экономических наук, профессора из Санкт-Петербурга В.Н. Спицнаделя [1]. Представляется, что приведенные ниже аргументы являются достаточным основанием, чтобы наша рецензия была опубликована в "Стандартах и качестве" и стала известной всем тем, кто еще не успел потратить свои деньги на приобретение этого "труда". В обоснование сделанных в прилагаемой статье-рецензии заключений передаем в редакцию экземпляр указанной книги с нашими пометками.

С уважением,

М.С. Подольский,

директор "ЦНИОпроектИНВЕСТ",


В.А. Качалов,

Зам. главного директора "Интерсертифика-TÜV",


Москва, 07.09.01






Наконец свершилось! Не прошло и пятнадцати лет с тех пор, как была принята первая версия стандартов ИСО серии 9000, и пяти лет, как основные стандарты этой серии стали российскими национальными стандартами, как вышла в свет пионерная монография на эту тему. Именно так заявлено в аннотации к книге В.Н. Спицнаделя "Системы качества" [1]. Надо отдать должное: в этом "труде" специалисты по менеджменту качества действительно найдут почти на каждой странице "открытия", принадлежащие перу автора, и по этой причине указанного доктора наук и профессора вполне можно причислить к "первоткрывателям". В чем же их суть?

Сразу же оговоримся: "открытий" в книге столько, что одно их простое перечисление по объему достойно брошюры, поэтому мы поставили перед собой задачу довести до читателя только самые характерные из них и ограничились только самым началом книги.


Открыв это уникальное издание, можно буквально с первых строчек узнать очень много интересного о системах качества и не только о них. Судите сами, оказывается:

  • есть международные стандарты "МС  №1 и №5" - так автор идентифицирует стандарты ИСО серии 9000 (стр. 7);

  • "связь каждого документа с другими осуществляется "петлей качества" (стр. 7)

  • один из международных стандартов, а именно ИСО 9002, относится к "руководству и монтажу" (стр. 8);

  • с одной стороны "в СССР и в России нет аналогов системе обеспечения качества" (стр. 11), а, с другой - "в нашей стране накоплен большой опыт организации работ по улучшению качества продукции на основе системного подхода" (стр. 14);

  • "по мере развития средств труда:объективная функция управления возрастает" (стр. 13);

  • что государственные  и отраслевые стандарты - это "учетная документация по качеству" (стр. 55);

  • все документы системы качества должны быть "утверждены руководством предприятия и согласованы с руководителем представительства Заказчика на предприятии" (стр. 56);

  • особенностью системы качества является "личная заинтересованность:руководителя предприятия и обязательный сопоставительный анализ затрат на обеспечение качества и потерь от брака" (стр. 57);

  • при внедрении системы качества потребуется "в производственную структуру ввести службу маркетинга" (стр. 57);

  • система качества должна функционировать таким образом, "чтобы обеспечить уверенность в том, что она понимается правильно" (стр. 59);

  • при разработке планов внутренних аудитов в них "должны быть включены требования к квалификации персонала, производящего проверку" (стр. 61);

  • анализ эффективности системы качества сводится "к анализу установленных в договоре требований к продукции и условиям ее производства" (стр. 62);

  • лишь после проведения изменения в документе системы качества "необходимо проверить их (изменений - прим. авторов) эффективность" (стр. 63);

  • в регистрационных данных (речь идет об элементе  4.12 "Статус контроля и испытаний" по ИСО 9001-94) следует "указывать полномочный орган, ответственный за выпуск продукции, отвечающей требованиям" (стр. 67);

  • поставщик должен "выявлять причины корректирующих действий" (стр. 68);

  • в системе качества нет необходимости регламентировать процедуру консервации, предусмотренную в п. 4.15 ИСО 9001:1994 (стр. 68);

  • следует рассчитывать эффективность применения статистических методов и для этого нужно использовать методику, изданную 25 (!) лет назад (стр. 72);

  • у нас и в 2001 г. (время выхода книги из печати) все еще существуют "всесоюзные промышленные объединения" (стр. 97);

  • "процедура - это : описания процессов их выполнения" (стр. 141);

  • "Ответственность работников фирмы определяется, прежде всего, их воспитанием:" (стр. 141);

  • и т.д., и т.д., и т.д.


Из-за ограниченности печатной площади журнала мы просто вынуждены остановиться, говоря о смысловых "открытиях" В.Н. Спицнаделя, оставив место для другой особенности его книги. Она связана с явным неуважением автора к своим будущим читателям, выраженное в необоснованном жаргонизме, "запанибратском" стиле повествования, невообразимом количестве неточностей, стилистических, орфографических, синтаксических "ляпов" и простых опечаток, щедро разбросанных усилиями автора (и издательства!) по всему тексту. Например, оказывается, что

  • "перед управлением стоит колоссальной сложности задача совместить эти подсистемы воедино: но их неоднородность (?! - прим. авторов) делает такую задачу трудной" (стр. 19);

  • ":если мы хотим выжить в этом сложном мире:с чувством:славы, мы должны научиться науке:" (стр. 20);

  • "когда японский менеджер становится профессионалом в горизонтальной плоскости, его непременно перемещают вверх" (стр. 33);

  • ":за что платить - проблема не только отечественная" (стр. 33);

  • "с организационной точки зрения стандарт предприятия - это экономичный документ:" (стр. 41);

  • "конкретная разработка вопросов КСУКП для конкретного предприятия представлена на рис. 6" (стр. 41), а рис. 6 говорит совсем о другом и называется "Схема стандартов предприятия:" (стр. 42);

  • "поставщик должен проводить обширную программу плановых и документированных внутренних проверок качества:" (стр. 69);

  • "стимулирование должно начинаться с осознания важности задач:" (стр. 71);

  • автор считает, что 2+1+3+2+2+2+1 = 10 (стр. 158), а мы, грешным делом, думали, что в сумме эти числа дают 13;

  • и т.д., и т.д., и т.д.

Автор без всякой расшифровки использует по тексту многочисленные сокращения, совсем не очевидные профессионалам, не говоря уже о студентах, для которых написано это "учебное пособие": ЕОКК (стр. 74), ЯСУК (стр. 75),  ИО (стр. 78), ТТЗ (стр. 82), ПЖЦ (стр. 102), СА, ЛФС, ППР, ОУ (стр. 104-105), ОИ (стр. 120) и т.д., и т.д., и т.д.  

Невозможно даже точно идентифицировать издание, поскольку на обложке, на титульном листе и на первой странице книга называется по-разному.


Все это, как говорят, было бы чрезвычайно весело, если бы не было столь грустно. Особое неприятие вызывает то, что автор в рекламе этого издания, размещенного на страницах Internet, обещает тем, кто будет следовать его советам, ну просто-таки златые горы:

И все это издательством ":" размножено немалым тиражом - 10000 экз. и освящено уважаемыми рецензентами - :.

Думается, что если бы в России учредили и ко всемирному Дню качества проводили бы конкурс на звание "самая некачественная книга о качестве года", то среди изданий 2001 г. у обсуждаемого издания конкурентов просто не было бы!*) А если говорить серьезно, то данное издание никак не может служить учебным пособием, ибо учит совсем не тому, что заложено в стандартах ИСО и подкреплено мировой практикой, а личным взглядам профессора В.Н. Спицнаделя и его личной интерпретации этих документов, которая не выдерживает никакой критики.


Толчком к написанию данной статьи послужил очень актуальная статья в 5-6 номерах "Стандартов и качества" за этот год о некорректном подходе к изложению проблем менеджмента качества некоторыми журналистами [2]. Но там-то есть хоть какие-то оправдывающие обстоятельства: журналист сегодня пишет на одну тему, завтра - на другую, ему просто некогда доходить до тонкостей проблем. Зато они и не претендуют на то, чтобы их статьи воспринимали как истину в последней инстанции.

Другое дело авторы монографий по проблемам качества. Их ведь никто не гонит! Они готовят не беллетристическую статью, часто лишь поднимающую проблему, а выстроенный логически и обоснованный теорией и практикой материал, очень часто воспринимаемый читателями на местах ДОСЛОВНО, ибо сегодня в России испытывается неутоленный спрос на такую литературу и сверить прочитанное с другим источником не всегда возможно. Уже одно это требует от авторов предельной четкости, точности и грамотности изложения.

Конечно, персональный взгляд на проблемы менеджмента качества могут и даже должны быть. Но это должен быть взгляд профессионала, соотнесенный с общепризнанной позицией. Особенно, когда это мнение тиражируется тысячами экземпляров и изложено в виде учебного пособия.

Представляется, что никакой другой подход к литературе о качестве морального права на жизнь иметь не должен. Хотя, как видно, и здесь не бывает без досадных исключений.

*                               *

*


Литература:

1. В.Н. Спицнадель.

2. Александр Шестаков. Стандарт в России - больше чем стандарт.// Стандарты и качество, 2001, №№ 5-6.



*) Оказывается, данным автором в том же издательстве выпущены еще две книги - по вопросам : и: Мы не являемся специалистами в указанных вопросах, но очень не хотелось бы, чтобы те, кто в них разбирается, пришли при ознакомлении с этими изданиями к выводам, аналогичным нашим. Ибо если это произойдет, то авторитет ученых степеней и ученых званий, присуждаемых в России, будет очень подорван - прим. авторов.




Опубликовано в журнале "Стандарты и качество", 2001, № 10







Также на сайте:
Процессный подход в соответствии с МС ISO 9001:2000
Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?