–£ –Ї–Њ–≥–Њ –љ–µ—В –Є–і–µ–є, —В–Њ—В –љ–µ –≤–Є–і–Є—В –Є —Д–∞–Ї—В–Њ–≤. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

ќ стратегии внедрени€ стандартов »—ќ серии 9000 версии 2000 г.

¬ современных рыночных отношени€х международным стандартам на системы менеджмента качества »—ќ серии 9000 принадлежит особа€ роль. «а врем€, прошедшее с момента публикации первых версий этих стандартов в 1987 г., они стали признанными эталонами организации работы по качеству на предпри€ти€х разных отраслей, средством укреплени€ довери€ со стороны партнеров и повышени€ конкурентоспособности. ¬ мире насчитываетс€ более 400 тыс. организаций, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандартам »—ќ серии 9000.

¬ нашей стране уже в 1988 г. на основе стандартов »—ќ серии 9000 были прин€ты национальные стандарты (√ќ—“ 40.9001-3), и началось формирование национальной системы сертификации систем качества. ¬ 1994 г. международные стандарты были пересмотрены, и в 1996 г. в –оссии на их основе выпущены √ќ—“ – »—ќ 9001-3.

ƒл€ организации работ по сертификации систем качества в стране был прин€т комплекс государственных стандартов, регламентирующих основные положени€, пор€док и процедуры сертификации систем качества, гармонизированный с международными нормами и правилами, в том числе –уководством »—ќ/ћЁ -62 <ќбщие требовани€ к органам, осуществл€ющим оценку и сертификацию/регистрацию систем качества>.

ќдной из важнейших задач √осстандарта –оссии всегда было содействие внедрению этих стандартов на предпри€ти€х. ¬ его системе сформирована сеть консультационных пунктов по оказанию организаци€м методической помощи по внедрению стандартов »—ќ серии 9000. јккредитовано 94 органа по сертификации систем качества, которыми на 15.02.2002 г. выданы 873 сертификата на системы качества и 564 сертификата на производства.

¬ насто€щее врем€ резко увеличилось число организаций, желающих сертифицировать системы качества. Ёто обсто€тельство - несомненный признак того, что руководство российских предпри€тий и организаций осознало, что сертификаци€ систем качества необходима в цел€х:

  • повышени€ имиджа организаций и довери€ к их работе;
  • повышени€ конкурентоспособности продукции и услуг;
  • повышени€ степени удовлетворенности потребителей;
  • расширени€ сети потребителей на отечественном и международном рынках;
  • повышени€ четкости процедур;
  • уменьшени€ ошибок и др.

¬ыход стандартов »—ќ серии 9000 версии 2000 года и соответствующих российских стандартов, построенных на современной философии ¬сеобщего управлени€ качеством (TQM) и отражающих происход€щие на мировом рынке изменени€, создает реальную возможность дл€ российских организаций внедрить в практику своей работы эффективные инструменты улучшени€ качества и повышени€ конкурентоспособности. ¬ этой св€зи дл€ подготовки предпри€тий к внедрению новой версии международными организаци€ми установлен переходный период до 15 декабр€ 2003 г., в течение которого действуют стандарты версий и 1994, и 2000 г. ѕравила перехода определены √осстандартом –оссии в начале 2001 г. ¬ сент€бре 2001 г. опубликованы российские стандарты серии √ќ—“ – »—ќ 9000 версии 2001 года.

ќдна из тенденций в развитии менеджмента качества св€зана с созданием стандартов на системы менеджмента качества дл€ различных отраслей: автомобильной, медицинской, аэрокосмической, пищевой, телекоммуникаций. ¬ –оссии ведетс€ работа по внедрению этих стандартов в промышленность. “ак, прин€т государственный стандарт √ќ—“ – »—ќ 16949 дл€ автомобильной отрасли, в стадии формировани€ находитс€ система сертификации на соответствие этому стандарту.

ѕрименительно к пищевой отрасли в –оссии прин€т государственных стандарт √ќ—“ – 51705.1-2001 на основе международной признанной системы ’ј——ѕ (јнализ рисков и критические контрольные точки). «арегистрирована система добровольной сертификации, и начата практическа€ работа по сертификации. Ёто направление вызвало большой интерес предпри€тий пищевой отрасли.

ќднако, переход на стандарты »—ќ серии 9000 версии 2000 г. требует выработки стратегии введени€ их в действие. Ёто св€зано с тем, что, во-первых, идеологи€ построени€ систем качества по стандартам новой версии существенно отличаетс€ от идеологии версии 1994 г. ¬о-вторых, практика внедрени€ систем качества и, в частности, стандартов »—ќ 9000 предыдущих версий вы€вл€ет р€д существенных проблем, которые необходимо преодолеть дл€ эффективного внедрени€ систем качества. —реди этих проблем:

  • формализм при внедрении стандартов, вытекающий зачастую из недопонимани€ руководител€ми предпри€тий роли качества в обеспечении конкурентоспособности продукции и возможностей систем качества;
  • отсутствие базовых знаний по методам менеджмента качества у работников предпри€тий;
  • недостаток квалифицированных консультантов и имеющее место предложение неквалифицированных услуг;
  • сложность применени€ этих стандартов на предпри€ти€х малого бизнеса.

¬недрение стандартов новой версии требует развити€ методической базы. Ќеобходимо устранить недостатки в организации сертификации систем качества и адаптации этой де€тельности к новым стандартам. ¬ажными вопросами станов€тс€ обеспечение признани€ отечественной сертификации за рубежом, активизаци€ внедрени€ в –оссии отраслевых стандартов по менеджменту качества.

–ешение указанных и других вопросов не только зависит от предпри€тий, но и требует координации усилий различных министерств, ведомств, общественных организаций, администраций регионов, что возможно осуществить лишь в рамках общенациональной политики –оссии в области качества.

ѕрежде всего, следует разработать комплекс методических материалов по менеджменту качества на основе стандартов »—ќ серии 9000 версии 2000 г., подготовить и актуализировать пакет документов по сертификации систем качества и производств. ƒл€ повышени€ авторитета российских сертификатов целесообразно аккредитовать отечественные органы по сертификации в авторитетных зарубежных аккредитующих органах. ‘инансирование таких работ может быть осуществлено за счет федеральной целевой программы <Ќациональна€ технологическа€ база>.

Ќеобходимо активизировать пропаганду систем менеджмента качества как эффективного инструмента управлени€ предпри€тием, сделав акцент на приоритетном применении √ќ—“ – »—ќ 9004-2001. „тобы повысить уровень методической помощи организаци€м во внедрении эффективных систем менеджмента качества, следует создать систему подготовки, оценки и регистрации консультантов в соответствии с международными требовани€ми. ќсобые меры поддержки, предусмотренные дл€ малых и средних организаций, должны быть отражены в специальном постановлении ѕравительства –‘.

–еализаци€ комплекса названных мер будет способствовать широкомасштабному внедрению стандартов »—ќ серии 9000 на российских предпри€ти€х и повышению их конкурентоспособности.

√лобализаци€ российского рынка, намерени€ –оссии вступить в ¬“ќ предъ€вл€ют более жесткие требовани€ к качеству продукции, предлагаемой потребител€м.

”читыва€ важность дл€ народного хоз€йства страны применени€ стандартов »—ќ серии 9000 и рассмотрев стратегию перехода на версию 2000 г. в свете формируемой  онцепции национальной политики –оссии в области качества, коллеги€ √осстандарта –оссии постановила прин€ть меры, направленные на:

  • оказание помощи предпри€ти€м малого бизнеса во внедрении систем менеджмента качества (подготовка методических материалов и их апробаци€ на пилотных предпри€ти€х, содействие распространению опыта пилотных предпри€тий, государственна€ поддержка предпри€тий малого бизнеса, внедр€ющих системы менеджмента качества);
  • организацию пилотных проектов по применению на предпри€ти€х систем управлени€ качеством на основе »—ќ/“” 16949 <—истемы менеджмента качества. ѕоставщики изделий дл€ автомобильной промышленности. ќтраслевые требовани€ по применению стандарта »—ќ 9001:2000> и принципов ’ј——ѕ (јнализ рисков и критические контрольные точки);
  • создание системы подготовки, оценки и регистрации консультантов в соответствии с критери€ми »—ќ/“” 21095 <–уководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использовани€ их услуг>;
  • регул€рное участие –оссии в »—ќ/“  176 <ћенеджмент качества и обеспечение качества>;
  • аккредитацию российских органов по сертификации систем качества по »—ќ серии 9000 в авторитетных зарубежных аккредитующих органах;
  • разработку и актуализацию комплекса документов по сертификации систем качества и сертификации производств в системе √ќ—“ – в св€зи с переходом на стандарты »—ќ серии 9000 версии 2000 г. и »—ќ 19011:2002;
  • разработку методических рекомендаций по организации метрологического обеспечени€ в рамках системы менеджмента качества;
  • формирование системы сертификации систем менеджмента качества в автомобильной отрасли на соответствие »—ќ/“” 16949 и вхождение в международную систему сертификации »ј“‘ (ћеждународной автомобильной целевой группы).

 роме того, √осстандартом –оссии было предложено обратитьс€:

  • в –оссийский союз промышленников и предпринимателей с предложением провести совместно серию семинаров дл€ первых руководителей предпри€тий с целью ознакомлени€ их с системами менеджмента качества как эффективным инструментом управлени€ предпри€тием;
  • к консалтинговым фирмам и руководител€м предпри€тий, индивидуальным консультантам, специализирующимс€ на вопросах менеджмента качества и рекомендовать им приоритетное применение √ќ—“ – »—ќ 9004-2001 дл€ повышени€ эффективности де€тельности предпри€ти€ и получени€ сертификата по »—ќ 9001:2000.

ќпубликовано в http://www.farial.ru/





“акже на сайте:
ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»я ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ√ќ —“јЌƒј–“ј »—ќ 9001:2000 √. Ќј ќ“≈„≈—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–≈ƒѕ–»я“»я’
ќ попытках персональной интерпретации стандартов »—ќ серии 9000

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?