Главная роль высшего руководства заключается в том, чтобы управлять ценностями организации. (М. Мескон)

Почему не работают стандарты и России


Анатолий ГОРЯЧЕВ

Декабристы, не будите Герцена,
Нельзя в России никого будить:
Наум Коржавин

Налицо парадокс: страна нуждается в экстренном преодолении экономического кризиса, улучшении качества производимой продукции, наращивании доли промышленного экспорта, наведении порядка в природопользовании, а международные стандарты, которые могли бы помочь решить эти проблемы, не работают.

На удивление непохожа Россия на другие страны мира своим отношением к стандартам ИСО серий 9000 и 14000. У нас в стране сертифицированных систем менеджмента качества (СМК) предприятий государственного и частного секторов в 35 раз меньше, чем, например, в Китайской Народной Республике, а систем экологического менеджмента (СЭМ) - в 20 раз меньше, чем в Японии [1, 2].

Низкая доля сертифицированных систем менеджмента по России - явление тревожное. Особенно это относится к СЭМ, так как загрязнение природной среды в нашей стране достигло невиданных масштабов. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия относится к числу стран с наихудшей экологической обстановкой. Вред экологического характера и ущерб здоровью людей продолжают нарастать [3-5]. Это вызывает тревогу населения. Одна из причин экологического неблагополучия - противоречивая и скудная нормативно-правовая база, а также неудовлетворительная система государственного управления природопользованием. Экологическая доктрина, принятая в России в 2002 г., не воспринимается руководителями предприятий, а многие из них просто отказываются выполнять экологические требования [6].

Была надежда, что небольшой опыт по сертификации СМК и СЭМ позволят отечественному бизнесу и предприятиям государственного сектора убедиться в целесообразности освоения стандартов. Однако чуда не происходит. Бизнес утрачивает к ним интерес, считая малоэффективными, и стандарты внедряются формально, исключительно ради получения сертификатов. Число предприятий, для которых главная цель - обеспечение конкурентоспособности продукции и улучшение экологической обстановки, не превышает 10-20%.

Так почему же не работают стандарты ИСО в России? Ответить на этот вопрос поможет анализ ряда факторов.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Широкое освоение стандартов ИСО характерно для стран, не подверженных социальным потрясениям, с динамично развивающейся экономикой. Там исторически сложился устойчивый баланс сил между властью и гражданским обществом, которые заинтересованы в безопасности производимой и потребляемой продукции, защите окружающей среды. А Россия отличается слабостью власти, отсутствием сильного гражданского общества, нестабильностью экономики, мизерным по сегодняшним меркам экспортом промышленной продукции. У нас нет социально-экономической консолидации власти и общества, а нынешний государственный механизм не отвечает интересам граждан.

Реставрация капитализма сделала Россию слабее. Важнейшие системообразующие отрасли народного хозяйства оказались частными (энергетика, машиностроение, металлургия, нефть, газ, воздушный транспорт и т.п.). Развитие капитализма в России пошло не по классической схеме, а "своим путем", повторяя негативный опыт, от которого отказались капиталистические страны [7, 8]. Обзор характерных особенностей государств современного капитализма представлен в работах [9, 10]. Сравнение показывает, что российский капитализм по содержанию и форме не таков. Специалисты считают разновидность российского капитализма одной из худших в мире. Неудивительно, что карта страны густо покрылась районами хронической экономической депрессии. Отсюда напряженность отношений власти и граждан, и она неминуемо проявляется в производственной сфере, вызывая неудовлетворенность в отношениях работодателей и работников. В таких условиях не до стандартов ИСО.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА УПРАВЛЕНИЯ И РЫНОЧНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНЦЕВ

Анализ современной теории и практики управления приводит к неутешительным выводам: отсутствует взаимосвязь философии хозяйства [11], современной экономической теории [12], социологии, права, теории систем. Не учитываются концепции основоположников управления качеством (Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Г. Тагути и др.). Каждая из перечисленных наук развивается самостоятельно и рассматривает проблемы управления со своих собственных позиций.

Практический опыт управления показывает, что научиться управлять, и управлять достойно, - задача не из простых. Например, при наличии больших валютных поступлений от экспорта нефти и газа наше государство не знает, как ими распорядиться, сколько направить в стабилизационный фонд, а сколько в инвестиционный. Но главный вопрос не в этом. Не проработаны проекты, куда можно было бы вложить инвестиции [13].

Российские предприятия, фирмы, компании не защищены от промахов и ошибок в принятии управленческих решений и пребывают в хаосе современной экономической действительности. К тому же им насильно навязывается зарубежный опыт хозяйствования [14], в чем немалую роль играют зарубежные консалтинговые компании, которые как грибы расплодились на территории России [15, 16]. Практика показала, что трансформация теоретических концепций Запада к российской действительности не дает результата [9]. Мы уже заимствовали зарубежные теории, теперь вновь "наступаем на грабли".

Отечественная практика умелого хозяйственного управления пока не сложилась [17, 18]. Невелик и личный опыт отечественных управленцев, среди них нет ярких министров и успешных предпринимателей, подобных С.Ю. Витте, П.А. Столыпину, С.Т. Морозову, П.М. Рябушинскому, которыми когда-то гордилась Россия. Наоборот, современная Россия прославилась министрами и предпринимателями криминальной направленности (Адамов, Березовский, Ходорковский), отстрелом глав администраций, директоров предприятий, взяточничеством и коррупцией чиновничества.

Но не все так безнадежно. Деловые способности руководителей российских фирм, компаний, корпораций, предприятий государственного сектора экономики (далее - хозяйство) не хуже, чем у зарубежных. Нужно лишь время, чтобы они себя проявили. Но пока каждый из них пребывает под грузом предшествующего опыта и на все нововведения смотрит с субъективной точки зрения. Кроме того, нашим управленцам свойственны скептическая оценка опыта других, в том числе сконцентрированного в стандартах ИСО серии 9000, неприятие ни их идеологии, ни терминологии.

НАУЧНАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ СТАНДАРТОВ ИСО

Принято считать стандарты ИСО верхом совершенства, средоточием мирового опыта. Это обосновывается тем, что они разработаны с учетом достижений современной теории эффективного управления. Однако если проследить историю создания и развития стандартов от версии к версии, то окажется, что это далеко не так.

В основу первой версии стандартов ИСО (1987 г.) был положен британский стандарт BSI 5750. В этой версии не было и намека на использование научных подходов, разработанных основоположниками менеджмента качества. Вторая версия (1994 г.) не претерпела существенных изменений, преследуя цель только расширить границы применения первой версии стандартов и провести необходимый "косметический ремонт".

Наконец, в 2000 г. ИСО пришла к выводу, что элементный подход, лежащий в основе первых двух версий, себя не оправдывает, и решила существенным образом изменить идеологию стандартов. Так появилась третья версия - ИСО 9000:2000. В ней впервые получили отражение процессный подход, ориентация на потребителя и другие принципы менеджмента качества, на которые в свое время указывали Э. Деминг и Дж. Джуран.

В 2004 г. ИСО опубликовала новую версию стандартов ИСО 14000, которая сблизила их с новой идеологией ИСО 9000 и сделала эти стандарты адекватными задачам охраны окружающей среды.

В ближайшем будущем, по сведениям руководителя российской делегации в ИСО/ТК 176 И.И. Чайки [19], стандарты будут совершенствоваться. Например, в 2008 г. будет пересмотрен стандарт ИСО 9004 с учетом современных новаций в области устойчивого роста предприятий и анализа деловой среды. Новшества коснулись и стандарта ИСО 10014 "Менеджмент качества. Руководящие указания по реализации финансовых и экономических преимуществ".

Таким образом, складывается впечатление, что ИСО обречена до бесконечности преобразовывать свой предмет, испытывая трагические метания между запросами практики и теоретическими изысками. Сами стандарты ИСО прекрасны, но коварны, ибо предлагают пользователям, на первый взгляд, легкую и универсальную отмычку для управления любыми процессами, заменив решение насущных проблем управления на "требования", которые необходимо исполнять. Беда в том, что такой подход ведет к рождению стереотипов, а значит, воспитывает в умах пользователей инерционность в принятии решений и недоверие к собственным умозаключениям и практическим выводам.

СЛОЖНОСТИ В ПОНИМАНИИ СУТИ СТАНДАРТОВ ИСО

Из названия "Система менеджмента качества. Требования" невозможно понять назначение и роль системы. Не прибавляют ясности определения терминов, данные в стандарте ИСО 9000 (система, система менеджмента, система менеджмента качества). И только с помощью Дж. Джурана начинаешь осознавать, что СМК следует понимать не в том смысле, как она названа, а совсем иначе. Дж. Джуран называет ее системой управления для достижения качества результатов деятельности, а это уже совсем иное представление о системе, и с этих позиций совсем иной смысл приобретает практическое использование стандартов.

Система управления хозяйством одна и является неотъемлемой составной частью последнего. Она появляется с возникновением хозяйства и исчезает, когда оно прекращает свою деятельность. Любые системы менеджмента невозможно внедрить отдельно от целостной системы управления хозяйством. Систему управления хозяйством можно только привести в соответствие с теми или иными требованиями ИСО.

Нельзя признать удовлетворительными определения: "продукция - результат процесса", а "процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы". Хотя эти определения подкупают своей оригинальностью, они не отвечают требованиям формальной логики. Запутывают дело и определения терминов "верификация" и "валидация", скрывающих за собой довольно простые и ясные действия по испытаниям продукции - приемо-сдаточные и периодические испытания.

Никак не укладывается в голове определение понятия "процесс" с помощью родового понятия "деятельность" и т.д.

Однако предоставим критику терминологии людям, специализирующимся в области терминосистем [20].

Таким образом, анализируя стандарты ИСО серии 9000, невольно приходишь к выводу, что пользователям придется самим разбираться в сути управления, чтобы не ошибиться и не пуститься по ложному пути.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВОМ

Попробуем разобраться в особенностях управления хозяйством. Но сначала одно существенное замечание.

По нашему мнению, следует признать ошибочным рассмотрение управления только с функциональных позиций, как это сделано в стандартах ИСО. Функциональный подход не раскрывает главного, а именно: особенностей субъекта и объекта управления, и не позволяет понять, кем, как и почему формируются управленческие решения, как и с помощью кого они воплощаются в жизнь.

Под управлением нужно понимать вырабатываемые и контролируемые субъектом управления целенаправленные воздействия, необходимые для согласования деятельности людей и направленные на объект управления с целью достижения хозяйством заданных результатов. Отсюда следует, что важная характерная особенность управления - отношения между субъектом и объектом.

Субъект управления хозяйством - результат интеграции, складывающейся в процессе взаимодействия и координации многих людей, осуществляющих хозяйственную деятельность. Он проявляет себя в многочисленных хозяйственных актах, связанных с управлением объектом хозяйственной деятельности. В структурном плане субъект управления можно представить в виде властной вертикали с уровнями распределения полномочий и ответственности, где каждому хозяйствующему индивидууму предоставлена определенная сфера влияния, определены полномочия, установлены его связи и взаимодействия с другими индивидуумами, определена ответственность за управление вверенными ему процессами хозяйствования (рис. 1).

img1

В стандартах ИСО субъект управления не фигурирует. ИСО решает проблему субъекта с завидной легкостью: двумя словами "организация должна".

Хозяйственные индивидуумы каждого уровня управления взаимодействуют между собой, подчинены и контролируются индивидуумами верхних уровней управления. Они образуют функциональные звенья (цепочки) по направлениям хозяйственной деятельности и управлению процессами, где действующие лица расставлены вдоль цепочек вверенных им процессов. Субъект управления будет успешно работать, если деятельность всех звеньев и каждого индивидуума гармонизирована и осуществляется по единому сценарию. Кто и как гармонизирует работу довольно сложной иерархии, которую представляет субъект управления (кто дирижер оркестра)? Ответа на этот вопрос в стандартах ИСО нет. Мы знаем, что опыт управления, например, зарубежных фирм, компаний, корпораций складывался десятилетиями, и этот организационный ресурс тщательно скрывается от посторонних глаз как ноу-хау.

Теперь обратим внимание на объект управления. Это понятие будет определено нами для частного случая, когда хозяйственная деятельность связана только с изготовлением продукции. Такой объект управления наиболее прост и представляет собой целостную сис тему производственных процессов, осуществляемых персоналом с помощью оснастки, машин, устройств, силового и энергетического оборудования, контрольно-измерительных и технологических систем, сырья и материалов и пр. (далее - технических средств), необходимых и достаточных для получения заданного результата. Сами по себе технические средства мертвы, но они оживляются, приводятся в действие и контролируются людьми (индивидуумами).

Объект управления характеризуется:

  1. совокупностью процессов (целостная система процессов);

  2. связями и взаимодействием процессов;

  3. режимом (параметрами) проведения каждого процесса, а также контролем показателей и характеристик продукции на каждой стадии изготовления;

  4. алгоритмом течения процессов и регулированием их хода.

Благодаря связям и взаимодействию, процессы образуют целостную систему, из которой невозможно вычленить какой-либо процесс. Эта система не даст требуемого результата, если какие-либо процессы не будут осуществлены или будут функционировать с отклонениями от заданных параметров.

Процесс - отдельно взятый элемент совокупности процессов, являющийся ее неотъемлемой частью и представляющий собой установленные производственной документацией операции на конкретном участке, оснащенном техническими средствами, выполняемые персоналом с целью преобразования предметов труда в продукт процесса. Контроль параметров процесса, показателей и характеристик продукта - неотъемлемая составная часть каждого процесса.

Алгоритм течения процессов - это точное предписание хода всей совокупности системы процессов. Он обеспечивается субъектом управления посредством контроля, мониторинга и диагностирования. Алгоритм обеспечивает жизнь системе процессов, т.е. четкую, подчиняющуюся определенному порядку смену событий. Поддержание и сохранение алгоритма обеспечивается субъектом управления благодаря системе управления хозяйством.

Внутренний обмен информацией между структурами субъекта и управление звеньями происходят на основе анализа информационных потоков, циркулирующих в субъекте управления, включая диагностирование, контроль и мониторинг хода процессов, контроль характеристик и показателей продукции на всех стадиях ее изготовления. По результатам функционирования объекта управления принимаются решения по повышению эффективности системы управления хозяйством, корректирующим и предупреждающим действиям.

Главной особенностью системы управления нужно назвать наличие смысла хозяйственной деятельности и цели управления.

Смысл - это предназначение хозяйства и основное содержание его деятельности, вытекающие из общественной потребности, на удовлетворение которой эта деятельность направлена, включая ценностные ориентиры. Ими руководствуется субъект управления для достижения смысла. Смысл хозяйства выражен в политике хозяйственной деятельности, либо в ее отдельных направлениях (например, политике в области качества, охраны окружающей среды, финансового менеджмента, трудовых ресурсов и охраны труда и пр.). Смысл хозяйства присутствует постоянно, пока существует хозяйство, и утрачивается с прекращением хозяйственной деятельности.

Генеральная цель управления хозяйством, которая должна устраивать все заинтересованные стороны, выражает конкретный, реально достижимый результат хозяйственной деятельности. При ее формулировании должны быть предложены пути ее достижения. Согласно стандартам ИСО, генеральную цель необходимо трансформировать в иерархию целей, поставленных на всех уровнях управления. При этом необходимо осознавать, что цели нижнего уровня не должны противоречить целям верхнего уровня, а показатели (количественные измерители целей различных уровней управления) должны быть связаны между собой четкой иерархической зависимостью. Успеха в хозяйственной деятельности можно добиться только при сочетании реальных целей и эффективных методов их достижения. Более подробно о разработке целей и их реализации рассказано в работе [21].

Следующая особенность управления - наличие системы управления хозяйством, которую ИСО именует системой менеджмента. В некоторых работах ее называют механизмом управления. Механизм управления обеспечивает срастание и объединение в единое целое субъекта и объекта управления в рамках триады "субъект, объект и механизм". С помощью рычагов механизма управления (системы менеджмента хозяйства) обеспечиваются различные направления хозяйственной деятельности: качество продукции, охрана окружающей среды, финансовая деятельность и т.д., а главное - достижение генеральной цели.

Механизм управления должен быть отрегулирован с учетом возмущений, привносимых внешней средой, и неблагоприятных изменений внутреннего состояния хозяйства (объекта управления). С помощью механизма обеспечивается постоянное совершенствование хозяйственной деятельности и достижение делового совершенства.

Оперативное реагирование на внешние и внутренние факторы - важная характеристика системы управления хозяйством, которую, к сожалению, не учитывают стандарты ИСО. Внешняя среда характеризуется неопределенностью и изменчивостью, вследствие, например, поставки на рынок нового конкурентоспособного товара, колебаний спроса и предложения, появления конкурентов новых, перемен в стратегии старых. Противостояние внешней среде заключается в нахождении и своевременной реализации приемлемого варианта решения проблемы.

Важная составляющая хозяйства - организационный ресурс: организационные способности и деловые компетенции [22]. В соответствии с ресурсной теорией стратегического управления нельзя понять причину силы конкурентов, если изучать только их конечные продукты. Необходимо учитывать организационные способности хозяйств, которые включают управление интеллектуальным потенциалом, человеческими ресурсами, организационно-управленческими и продуктово-технологическими активами, репутацией, качеством, охраной окружающей среды и пр. Успех зависит от того, насколько сильно эти способности укоренились в управленческих системах и процессах хозяйствования. В этом отношении особенно важна роль индивидуумов (менеджеров) в создании отличительных организационных способностей как уникальной комбинации ресурсов хозяйства. Обладая такими способностями, хозяйство получает конкурентное преимущество благодаря собственным, трудно копируемым другими хозяйствами организационным компетенциям.

Следующая особенность управления хозяйством - необходимость обеспечения совпадения интересов участников процесса создания продукции на пути к общей цели. Вопросу консолидации интересов сторон посвящено много публикаций. Здесь мы сошлемся на глубокое, с нашей точки зрения, исследование этого вопроса [23].

И последнее. Для непрерывного контроля соответствия результатов деятельности поставленной цели необходима обратная связь между субъектом и объектом управления, а также наличие процесса, корректирующего управление согласно выбранной цели.

Перечисленные особенности и условия управления хозяйством (рис. 2) важны с точки зрения выбора направлений, по которым может идти процесс совершенствования управления и создания действенной системы менеджмента хозяйства.

img2

Думается, проведенный анализ поможет понять причины недостаточной активности российских предпринимателей в освоении стандартов ИСО серии 9000. Главное, он показывает, что смысловые сферы управления хозяйством достаточно сложны и выходят за рамки формализованных требований стандартов. Видимо, ИСО будет углублять свои исследования связей человеческого сознания и мировой цивилизации [23], чтобы установить закономерности хозяйственной жизни и использовать их во благо человечеству.

Вместе с тем путь, пройденный стандартами ИСО серии 9000, при всех его недостатках нельзя сбрасывать со счетов. Залог успеха - в разумном сочетании индивидуальных особенностей каждого хозяйства и общих универсальных, стандартных подходов, когда они выработаны на серьезной научной основе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Показатели интеграции стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001 в мировую экономику // Вестник технического регулирования. - 2005. - № 9 (22). - С. 40.

  2. Белобрагин В.Я. Стандарты ИСО серии 9000 и 14000 в мировой экономике // Стандарты и качество. - 2005. - № 11.- С. 88-93.

  3. Бирюков В.Л. Правовые аспекты экологической безопасности, борьбы с экотерроризмом и экоцидом. - М.: Издательство ВИНИТИ, 2005. - С. 3-36.

  4. Битюкова В.Р. Экологическая цена промышленного роста в России (1988- 2003 гг.) // Экология и промышленность России. - 2005. - № 2. - С. 8-11.

  5. Грачев В. Россия - крупнейший экологический донор планеты // Бюллетень по атомной энергии. - 2006. - январь. - С. 54-55.

  6. Экологическая безопасность и качество жизни / Интервью Председателя Совета Федерации С.М. Миронова // Экология и жизнь - 2005. - № 6 (47). - С. 16-19.

  7. Федорович В.А. Американский капитализм и государственное хозяйствование. - М.: Наука, 1979. - С. 487.

  8. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. - М.: Международные отношения, 2004. - С. 428.

  9. Волконский В.А. Драма духовной истории: внеэкономические основания экономического кризиса. - М.: Наука, 2002. - С. 262.

  10. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. - 2005. - № 5. - С. 54-60.

  11. Тутов Л. Проблема управления в философии хозяйства // Вопросы экономики. - 2003. - № 8. - С. 117-131.

  12. Катькало В.С. Взаимодействие теории фирмы и теории стратегического управления: на пути к "стратегической теории фирмы" // Экономическая наука современной России. - 2004. - № 4. - С. 83-94.

  13. Трушин А. Принесенные ветром // Прямые инвестиции. - 2005.- № 10 - С. 32- 34.

  14. Платонов В.В. Электроэнергетика России и проблемы ее реформирования и развития // Бюллетень по атомной энергии. - 2006. - январь. - С. 16-25.

  15. Хохлова Т. Становление и развитие управленческого консультирования в России // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5. - С. 113-118.

  16. Хайниш С. 20 лет российскому управленческому консалтингу: некоторые уроки, размышления, парадоксы, иллюзии // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5. - С. 106-112.

  17. Швец В.Е. Реальные антитезы современного менеджмента качества и их разумное сосуществование // Стандарты и качество. - 2002. - № 7. - С. 87-91.

  18. Львов Д.С. Роль государства в управлении научно-техническим развитием // Маркетинг. - 2005. - № 3 (82). - С. 3-16.

  19. Чайка И.И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году? // Стандарты и качество. - 2006. - № 3. - С. 64-69.

  20. Гугелев А.В. Система терминов для системы менеджмента качества // Стандарты и качество. - 2005. - № 8 - С. 70-73.

  21. Никифорова Е., Резник Н. Система сбалансированных показателей: интегрированный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 3. - С. 46-53.

  22. Бочарова И.Ю. Внутрифирменные интересы в условиях формирования национальной модели корпоративного управления // Экономическая наука современной России. - 2005. - № 3. - С. 116-123.

  23. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Экология и жизнь. - 2005. - № 6 (47). - С. 8-15.

Опубликовано в Стандарты и качество





Также на сайте:
Некоторые особенности международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года
Новый стандарт ИСО 19011 по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте



  • Создание сайтов в Новосибирск p-gp.ru
  • p-gp.ru


Как сюда попасть?