Цель - это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку. (Г.Флобер)

Система качества по ИСО серии 9000. Немного об истории и для чего это нужно.

   "Вечно ново лишь то, что вечно старо"
   / Ш. Рамо /
   "Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет"
   / В.Г. Белинский /

   Возникновение в середине 50-х годов ХХ века международной организацией по стандартизации (начальные буквы в английском языке ISO) было вызвано экономическими причинами. Крупным предприятиям (фирмам, компаниям) стало тесно в рамках национальных границ. Они распространяли в зарубежье товары, размещали свои производства и столкнулись с техническими преградами, стоящими на пути развития бизнеса.

   Эти преграды содержались в законодательных актах, технических правилах, в требованиях к качеству продукции, в методах испытания и оценки качества продукции, в квалификации инженерного и рабочего персонала, в организации работ на предприятиях, которые были разными в различных странах. Все это наталкивало на мысль о разработке и применении единых международных стандартов, которые ликвидировали бы эти различия. Эта работа была поручена ISO. Надо сказать, что около 200 стран мира поддержали эту идею и стандарты ISO получили быстрое распространение. Сначала появились стандарты в области метрологии, оценки технической компетентности лабораторий, затем стандарты на методы испытаний, на продукцию, а в 1987 году были введены в действие стандарты ISO серии 9000, устанавливающие, по сути, требования к управлению предприятием на основе принципов и целей в области качества продукции и услуг. Почему качества? - Да потому что в рыночных условиях, при установившемся равновесии "спрос - предложение" качество является главным фактором, влияющим на решение потребителя "купить или не купить" Каждое предприятие стремиться к тому, чтобы его продукция была покупаема. Тогда оно будет иметь средства для дальнейшего развития и стимулирования персонала. Но качество не делается только в цехах. Оно начинает формироваться уже на стадии анализа запросов потребителей, разработки технологии и планирования производства, закупки, складирования и подготовки сырья и материалов. Когда эта стадия выполнена, тогда в формирование качества включается инженерный и рабочий персонал цехов. Он производит подготовку основного и вспомогательного оборудования, изучает требования технологических инструкций и в процессе изготовления строго придерживается требований технологии. Упаковка, маркирование, оформление товаросопроводительных и финансовых документов, складирование, погрузка и транспортировка являются финишными операциями, определяющими качество продукции и сопутствующих услуг. На всех стадиях процесс формирования качества продукции должен поддерживаться управленческими решениями и действиями администрации предприятия, направленными на финансовое, материальное, энергетическое и бытовое обеспечение производственных процессов и персонала. Отсюда видно, что качество продукции, это, в конечном итоге, качество работы всех подразделений и всех работников предприятия, а не только и не столько ОТК и руководителей. На предприятии должна функционировать система управления качеством, которая охватывает все виды деятельности и все подразделения предприятия. Стандарты ISO серии 9000 устанавливают основные принципы построения такой системы качества и критерии оценки её эффективности. Стандарты быстро прижились на предприятиях различных отраслей промышленности и стран. Возникла необходимость объективной и независимой оценки работы системы качества на предприятиях, документального подтверждения их соответствия требованиям ISO. Ведь каждое предприятие является заинтересованной стороной и каждый "кулик своё болото хвалит". Поэтому в течение 3-5 лет после выхода в свет стандартов были разработаны процедуры проверки (аудита) третьей стороной, независимой от изготовителя и потребителя продукции, а также требования к организациям, которые могут проводить проверку и оценку соответствия(сертификацию) систем качества, а также процедуры допуска (аттестации) этих организаций к проведению работ по сертификации.

   Первые сертификаты на системы качества, были выданы в 1990-92 гг, а к 1999 г. число сертифицированных предприятий достигло 350 тысяч в более чем 150 странах мира. Если в начале 90-х годов иметь сертификат на систему качества считалось делом престижа, то сейчас отсутствие сертификата является признаком дурного тона. Сертификат на систему качества стал визитной карточкой предприятия. Он признан Всемирной торговой организацией, о нем спрашивают потенциальные заказчики прежде чем вступить в деловые отношения с изготовителем продукции. Но самое главное, сертификат является свидетельством того, что предприятие - не однодневка, что его руководство разрабатывает стратегию развития как на основе модернизации и реконструкции предприятия, так и на основе вовлеченности всего персонала в совершенствование всех видов деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. Крупные капиталовложения делаются периодически, а мелкие улучшения - ежедневно и не требуют больших денег. Метод "мелких шагов" вывел предприятия Японии на передовые позиции в мире и стал примером того, к каким результатам приводит повседневная целенаправленная работа над улучшением качества.

   С учетом накопленного в мире опыта построения и применения систем качества на предприятиях стандарты уже дважды перерабатывались. И каждый раз в них усиливался акцент на роль и ответственность руководителей в деле совершенствования системы управления предприятием и на ориентированность предприятия на максимальное удовлетворение требований потребителей. Последнее является тем рычагом, который заставляет предприятие непрерывно совершенствоваться, т.к. требования заказчиков постоянно обновляются. И тот, кто своевременно, т.е. первым, уловит направление этих обновлений, тот первым сможет предложить на рынке свою обновленную продукцию и заработать хорошие деньги.

   Процесс совершенствования можно сравнить с плаванием против течения. - Пока ты гребешь, движешься вперед. Как перестал грести, то не просто стоишь на месте, а течение относит тебя назад. Эта простая и наглядная философия успеха была воспринята предпринимателями многих стран. Она говорит о том, что улучшение качества приносит деньги. А это главное, что необходимо любому предприятию.

Разработано и опубликовано в ТЮФ Норд Украина





Также на сайте:
МС ИСО серии 9000 версии 2000 года: сущность и содержание процессного подхода
Стандарт ИСО 9000

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?