Вам не нужно бояться изменений. Вам не нужно беспокоиться по поводу того, что ушло. Просто посмотрите, что вы теперь получили. (Джеки Гри)

Система качества по ИСО серии 9000. Немного об истории и для чего это нужно.

   "Вечно ново лишь то, что вечно старо"
   / Ш. Рамо /
   "Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет"
   / В.Г. Белинский /

   Возникновение в середине 50-х годов ХХ века международной организацией по стандартизации (начальные буквы в английском языке ISO) было вызвано экономическими причинами. Крупным предприятиям (фирмам, компаниям) стало тесно в рамках национальных границ. Они распространяли в зарубежье товары, размещали свои производства и столкнулись с техническими преградами, стоящими на пути развития бизнеса.

   Эти преграды содержались в законодательных актах, технических правилах, в требованиях к качеству продукции, в методах испытания и оценки качества продукции, в квалификации инженерного и рабочего персонала, в организации работ на предприятиях, которые были разными в различных странах. Все это наталкивало на мысль о разработке и применении единых международных стандартов, которые ликвидировали бы эти различия. Эта работа была поручена ISO. Надо сказать, что около 200 стран мира поддержали эту идею и стандарты ISO получили быстрое распространение. Сначала появились стандарты в области метрологии, оценки технической компетентности лабораторий, затем стандарты на методы испытаний, на продукцию, а в 1987 году были введены в действие стандарты ISO серии 9000, устанавливающие, по сути, требования к управлению предприятием на основе принципов и целей в области качества продукции и услуг. Почему качества? - Да потому что в рыночных условиях, при установившемся равновесии "спрос - предложение" качество является главным фактором, влияющим на решение потребителя "купить или не купить" Каждое предприятие стремиться к тому, чтобы его продукция была покупаема. Тогда оно будет иметь средства для дальнейшего развития и стимулирования персонала. Но качество не делается только в цехах. Оно начинает формироваться уже на стадии анализа запросов потребителей, разработки технологии и планирования производства, закупки, складирования и подготовки сырья и материалов. Когда эта стадия выполнена, тогда в формирование качества включается инженерный и рабочий персонал цехов. Он производит подготовку основного и вспомогательного оборудования, изучает требования технологических инструкций и в процессе изготовления строго придерживается требований технологии. Упаковка, маркирование, оформление товаросопроводительных и финансовых документов, складирование, погрузка и транспортировка являются финишными операциями, определяющими качество продукции и сопутствующих услуг. На всех стадиях процесс формирования качества продукции должен поддерживаться управленческими решениями и действиями администрации предприятия, направленными на финансовое, материальное, энергетическое и бытовое обеспечение производственных процессов и персонала. Отсюда видно, что качество продукции, это, в конечном итоге, качество работы всех подразделений и всех работников предприятия, а не только и не столько ОТК и руководителей. На предприятии должна функционировать система управления качеством, которая охватывает все виды деятельности и все подразделения предприятия. Стандарты ISO серии 9000 устанавливают основные принципы построения такой системы качества и критерии оценки её эффективности. Стандарты быстро прижились на предприятиях различных отраслей промышленности и стран. Возникла необходимость объективной и независимой оценки работы системы качества на предприятиях, документального подтверждения их соответствия требованиям ISO. Ведь каждое предприятие является заинтересованной стороной и каждый "кулик своё болото хвалит". Поэтому в течение 3-5 лет после выхода в свет стандартов были разработаны процедуры проверки (аудита) третьей стороной, независимой от изготовителя и потребителя продукции, а также требования к организациям, которые могут проводить проверку и оценку соответствия(сертификацию) систем качества, а также процедуры допуска (аттестации) этих организаций к проведению работ по сертификации.

   Первые сертификаты на системы качества, были выданы в 1990-92 гг, а к 1999 г. число сертифицированных предприятий достигло 350 тысяч в более чем 150 странах мира. Если в начале 90-х годов иметь сертификат на систему качества считалось делом престижа, то сейчас отсутствие сертификата является признаком дурного тона. Сертификат на систему качества стал визитной карточкой предприятия. Он признан Всемирной торговой организацией, о нем спрашивают потенциальные заказчики прежде чем вступить в деловые отношения с изготовителем продукции. Но самое главное, сертификат является свидетельством того, что предприятие - не однодневка, что его руководство разрабатывает стратегию развития как на основе модернизации и реконструкции предприятия, так и на основе вовлеченности всего персонала в совершенствование всех видов деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия. Крупные капиталовложения делаются периодически, а мелкие улучшения - ежедневно и не требуют больших денег. Метод "мелких шагов" вывел предприятия Японии на передовые позиции в мире и стал примером того, к каким результатам приводит повседневная целенаправленная работа над улучшением качества.

   С учетом накопленного в мире опыта построения и применения систем качества на предприятиях стандарты уже дважды перерабатывались. И каждый раз в них усиливался акцент на роль и ответственность руководителей в деле совершенствования системы управления предприятием и на ориентированность предприятия на максимальное удовлетворение требований потребителей. Последнее является тем рычагом, который заставляет предприятие непрерывно совершенствоваться, т.к. требования заказчиков постоянно обновляются. И тот, кто своевременно, т.е. первым, уловит направление этих обновлений, тот первым сможет предложить на рынке свою обновленную продукцию и заработать хорошие деньги.

   Процесс совершенствования можно сравнить с плаванием против течения. - Пока ты гребешь, движешься вперед. Как перестал грести, то не просто стоишь на месте, а течение относит тебя назад. Эта простая и наглядная философия успеха была воспринята предпринимателями многих стран. Она говорит о том, что улучшение качества приносит деньги. А это главное, что необходимо любому предприятию.

Разработано и опубликовано в ТЮФ Норд Украина





Также на сайте:
МС ИСО серии 9000 версии 2000 года: сущность и содержание процессного подхода
Стандарт ИСО 9000

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?