Все видят тактику, благодаря которой я побеждаю, но никто не замечает стратегии, которая лежит в основе победы. (Неизвестный автор)

В чём разница между российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и международным стандартом ISO 9001:2000?



Нам часто задают такие вопросы:

●     В чём разница между российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и международным стандартом ISO 9001:2000 ?

●     По какому стандарту лучше сертифицироваться: по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 или по ISO 9001:2000 ?

По нашему мнению, эти два вопроса затрагивают две серьёзные темы:

●     Имеется ли разница в текстах российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и международного стандарта ISO 9001:2000 ?

●     Имеется ли разница в подходах к сертификации систем менеджмента качества (СМК) у международных сертификаторов, выдающих сертификаты соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000, и российских сертификаторов, выдающих сертификаты соответствия СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001?

Некоторые специалисты в области сертификации систем менеджмента качества утверждают, что российский стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 является аутентичным переводом англоязычного текста стандарта ISO 9001:2000. Однако, при внимательном изучении текстов этих стандартов легко обнаружить, что в тексте российского стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 имеется ряд фрагментов, перевод которых выполнен или ошибочно, или неудачно, что приводит к различному толкованию отдельных положений стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 различными специалистами, консультантами и аудиторами. Приведем несколько примеров.

Пример 1.

В тексте стандарта ISO 9001:2000 применяются следующие названия пунктов:

●     4.2 Documentation requirements;

●     4.2.3 Control of documents;

●     4.2.4 Controlof records.

На проводимых нами семинарах и тренингах мы объясняем слушателям, что вся существующая на предприятии  "documentation = документация" (значимая информация плюс носитель) состоит из "документов = documents" и "записей = records". То есть множество "документация" состоит из двух множеств - "документы" и "записи". Отсюда и исходит требование стандарта ISO 9001:2000 о наличии двух различных процедур (правил): "Управление документами" и "Управление записями".

В тексте стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 применяются следующие названия пунктов:

●     4.2 Требования к документации;

●     4.2.3 Управление документацией;

●     4.2.4 Управление записями.

Из названия приведенных пунктов стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 не понятно, как соотносятся понятия "документация" и "документ". В то же время, в тексте пункта 4.2.3 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 применяется понятие "документ", а не "документация".

При консультировании некоторых предприятий мы сталкиваемся с ситуацией, когда правила управления документами и записями не разделены. Часто работники предприятий, сертифицированные по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 вообще не разделяют эти два вида документации: документы и записи.

Пример 2.

В примечании 2 пункта 4.2 стандарта ISO 9001:2000 сказано:

"The extent of the quality management system documentation can differ from one organization to another due to: c) the competence of personnel".

Английское слово competence может быть переведено двумя различными по смыслу словами: "компетентность", то есть способность, знания, навыки, достаточные для осуществления какого-либо вида деятельности; "компетенция", т.е. сфера ответственности, полномочий.

По смыслу текста стандарта ISO 9001:2000 понятно, что в данном случае речь идёт о том, что степень детализации документации может зависеть, в том числе, от компетентности персонала.

В примечании 2 пункта 4.2 стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сказано:

"Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от: в) компетенции персонала".

При консультировании некоторых предприятий, особенно тех, кто готовится к сертификации по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 или уже сертифицирован по ГОСТ Р ИСО 9001-2001, мы сталкиваемся с ситуацией, когда руководство предприятия "из лучших побуждений" заставляет руководителей подразделений документировать все различные по значимости рабочие инструкции, не считаясь с тем, что персонал опытный, то есть компетентный, а также с тем, что отсутствие документирования не приводит к несоответствиям. Такое необоснованное завышение требований к степени документированности систем менеджмента, особенно на малых предприятиях, в производствах, где не велики риски получения некачественной продукции, вызывает у работников предприятий реакцию отторжения всей СМК, сводит к нулю результаты усилий консультантов и менеджеров по качеству.

Мы привели только два примера того, как текст стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 отличается от текста стандарта ISO 9001:2000. В литературе описаны десятки других, в том числе и более значимых искажений в тексте ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Это означает, что при внедрении систем менеджмента надо быть очень внимательным и, конечно, ориентироваться на англоязычный текст оригинала стандарта ISO 9001:2000.

Хотелось бы верить, что эта языковая проблема  - временная, что возобладает здравый смысл тех, от кого зависит решение этой проблемы для России. А пока: Пока на наших семинарах мы вручаем слушателям двуязычный текст стандарта - две колонки - по-английски и по-русски. В качестве русскоязычного текста мы выбрали один из существующих переводов, который нам показался наиболее удачным. И всегда предупреждаем, что в случае сомнений необходимо ориентироваться на англоязычный текст.

Выбор сертифицирующей организации очень важен, потому что это определяет степень признаваемости полученного Вами сертификата. В России в настоящее время существуют две группы сертификаторов:

Сертифицирующие организации, которые аккредитованы в зарубежных органах по аккредитации. В настоящее время в мире насчитывается 46 (по состоянию на 2004 год) органов по аккредитации, которые связаны соглашением о единых правилах работы, выработанных международной организацией IAF (International Accreditation Forum).

Таким образом, сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2000, выданные любой сертифицирующей организацией из этой группы, признаваемы во всех странах мира. Конечно, различные сертифицирующие организации имеют различную репутацию, что отражается и признаваемости сертификатов. На наших семинарах и тренингах мы рассказываем слушателям о том, какие органы по сертификации имеют больший авторитет, какие меньший. Но всех их объединят одно: эти сертификаторы признали правила, установленные IAF.

Для справки: В Англии органом по аккредитации является UKAS, во Франции - COFRAC, в Дании - DANAK и т.д. Всего по состоянию на сентябрь 2004 года в мире существует 46 органов по аккредитации (AccreditationBody), включая вьетнамский орган по аккредитации VILAS (VietnamLaboratoryAccreditationScheme).

2. Сертифицирующие организации, которые аккредитованы в российском органе по аккредитации "Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии" (бывший ГОССТАНДАРТ). Наш российский орган по аккредитации (ГОССТАНДАРТ) не принял правила, установленные IAF, поэтому деятельность этих сертифицирующих организаций по сертификации предприятий на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, признается только на территории России и, всё реже, на территории стран СНГ.

Таким образом, предприятия выбирают не между двумя стандартами ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ISO 9001:2000, а между двумя разделенными и различными по признаваемости системами сертификации: международной и "ГОСТ Р-овской".

Процедуры сертификации по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и по ISO 9001:2000 также отличаются.

Сертификация по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 регламентируется документом  "Р 50.3.005-2003 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Временный порядок. сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)". В приложении "Г" этого документа приведен "Перечень документов и сведений для анализа документации системы менеджмента качества". Мы приводим этот список: 

1. Политика в области качества (если она выполнена как отдельный документ и не включена в Руководство по качеству).

2. Руководство по качеству.

3. Структурная схема проверяемой организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок).

4. Структурная схема службы качества проверяемой организации (если она не включена в общую структурную схему организации).

5. Перечень документов системы менеджмента качества.

6. Документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001:

●     управление документацией;

●     управление записями;

●     внутренние аудиты;

●     управление несоответствующей продукцией;

●     корректирующие действия;

●     предупреждающие действия.

7. Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими в соответствии с действующим перечнем документов системы менеджмента качества (выборочно, по запросу органа по сертификации).

8. Записи по результатам внутренних аудитов СМК.

9. Перечень основных потребителей продукции (отечественных и зарубежных).

10. Перечень выпускаемой продукции, применительно к которой сертифицируется система менеджмента качества с указанием нормативных документов (ГОСТ, ТУ и др.).

11. Копии справок (отчетов) о качестве выпускаемой продукции (за 1 - 3 года), в том числе:

●     обобщенные сведения о качестве изготовления продукции по результатам приемочного контроля за год (по показателям, принятым в организации);

●     обобщенные сведения о дефектах продукции, выявленных у потребителей (по данным контрольно-надзорных органов, рекламаций и жалоб потребителей).

12. Сведения о проверках продукции государственными контрольно-надзорными органами (за 1 - 3 года).

13. Сведения о подразделении (организации), проводящем приемосдаточные и периодические испытания продукции, в том числе сведения о его аккредитации в Системе сертификации ГОСТ Р.

14. Сведения об основных поставщиках сырья, материалов, комплектующих.

15. Перечень валидируемых (специальных) процессов производства и обслуживания.

Примечания:

1. Все документы передают в орган по сертификации в двух экземплярах (один - на бумажном носителе и один - на электронном носителе информации).

2. Состав необходимых документов, включая записи, представляемых организацией в орган по сертификации, уточняется в каждом конкретном случае и определяется органом по сертификации.

3. Орган по сертификации вправе затребовать от проверяемой организации дополнительные документы, включая записи, необходимые для анализа.

Кроме того, часто мы сталкивались с ситуацией, когда российский орган по сертификации, естественно, не имеющий международной аккредитации, предлагает услуги по сертификации по международному стандарту ISO 9001:2000. Иногда в сертификатах пишут:

Естественно, такие сертификаты не являются легитимными по отношению к сертификации по международному стандарту  ISO 9001:2000.

На сайте одного из российских органов по сертификации, который осуществляет сертификацию по ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ISO 9001:2000 под видом сертификации по ISO 9001:2000, приведен перечень документов, которые необходимо представить для прохождения сертификации.

Необходимый пакет документов для сертификации ISO 9001:

●     копия Устава (нотариально заверенная);

●     копия Учредительный договор - если есть (нотариально заверенная);

●     копия Свидетельства о регистрации юридического лица (нотариально заверенная);

●     копия Свидетельства о постановке на налоговый учет (нотариально заверенная);

●     копия Информационного письма Госкомстата (нотариально заверенная);

●     выписка из ЕГРЮЛ (оригинал или нотариально заверенная копия);

●     копии Дипломов об образовании на специалистов (нотариально заверенные).

Мы считаем, что эти требования значительно превышают разумные границы. Например, как можно требовать от коммерческого предприятия предоставить список поставщиков или потребителей (п. 14 Списка), если эти сведения входят в состав коммерческой тайны?!

Процедура сертификации в серьёзных органах по сертификации значительно проще - но только для тех, у кого система менеджмента качества внедрена реально и действует. Перед сертификацией по ISO 9001:2000 предприятие заполняет анкету, в которой описывает своё предприятие и созданную систему менеджмента, соглашается с ценой аудита, назначенной сертифицирующей организацией (оплата, как правило, выполняется после завершения сертификационного аудита), посылает по запросу аудитора по электронной почте "Руководство по качеству" и некоторые документы СМК по выбору аудитора. Сертификационный аудит может быть разделен на две части: предсертификационный аудит и собственно сертификационный. Часто эти два аудита разделяют во времени на несколько недель или месяцев, чтобы после предсертификационного аудита можно было устранить выявленные в ходе аудита несоответствия.


Опубликовано в Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса






Также на сайте:
Система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов ХАССП
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВАпо требованиям международного стандарта ISO 9000:2000 - FAQ

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?