Они сидели и день и ночь, и еще день, и еще ночь, и все думали, как бы сделать их убыточное предприятие прибыльным, ничего в оном не меняя. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Смерть для ИСО 9000: экономическая болезнь


Джон Седдон


В 1979 году, будучи убежденной в том, что это содержит что-то от  "Японского чуда",  и желая улучшить британский менеджмент, Маргарет Тэтчер нажала на кнопку с надписью Британский стандарт (БС) 5750. Несмотря на крикливые жалобы со стороны менеджеров относительно бюрократии, стоимости и соответствия, к 1987 году Британский институт стандартов и правительство Великобритании убедили Международную организацию по стандартам принять БС 5750 в качестве международного стандарта. Мы привели к появлению экономической болезни в мире. Нам должно быть стыдно.

Стандарт имел правдоподобное основание для этого: запишите, что вы делаете так, чтобы внешний инспектор мог видеть, делаете ли вы, как говорите, и это будет представлять собой гарантию для ваших клиентов. Это расплодило инспекторские агентства ("органы сертификации"), которые росли как грибы после дождя параллельно с потреблением стандарта. Рост был увековечен самим стандартом; он поощряет своих пользователей делать то же самое. Это была пирамидальная шкала беспрецедентных продаж.

Сегодня мы наблюдаем сокращение числа компаний, использующих ИСО 9000, во многих странах, которые были первыми среди тех, кто вскочил в фургон с оркестром. В Британии, Франции и Германии регистрация ИСО 9000 идет на спад. Но в странах с "новой" экономикой ИСО сильно распространён. Рост в Китае феноменальный; стандарт рассматривается как основное средство мировой торговли. Несмотря на то, что до членства в ЕС еще долгие годы, Румыния лидирует; официальные лица убеждены, что он является главным козырем для европейской торговли. Даже в Японии рост феноменальный из-за оказания давления на рынок: "вы выполняете или мы не покупаем" является  сплачивающим призывом. Рост привел к быстрому росту паразитических проверяющих организаций, использующих эту возможность, по всему миру.

Без принуждения рынка с помощью ИСО 9000 рынок давно бы завял, поскольку у стандарта мало присущих эму достоинств. Проблемы лежат глубже, нежели буйство, показанное в ранних отчетах (Городской совет Оксфорда настаивает на том, чтобы Моррис Дансерс зарегистрировался по ИСО 9000), стандарт содержит плохую теорию управления. Он так же далек от "японского чуда", насколько это возможно.

Компания Тойота, родина "японского чуда", попробовала ИСО 9000 на одном из своих  заводов, она вскоре перестала его использовать, потому что увидела, что он не приносит пользы. В своей стране "Тойота" стоит как маяк здравомыслия, в стране, где производители комплектующих автомобилей поставляют их на мировые рынки, где новые компании появляются с такой скоростью, что к 2006 году четыре из пяти автомобилей в мире будут построены производителями, работающими по ИСО 9000. Другим автомобилем будет "Тойота". Система "Тойоты" превосходит всех других производителей по рыночным показателям стоимости, качества и эффективности.

Система, применяемая в компании "Тойота", представляет собой совершенно иной образ мышления по вопросам проектирования и управления производством. Она остается первым противником образа мышления руководства, который можно назвать образом <команды и контроля>, он остается вне знания большинства менеджеров. Вместо того чтобы посвящать менеджеров в секреты "японского чуда", ИСО 9000 поддерживал и усиливал традиции менеджмента, которые являются причиной нашего отставания. Распространяя эту болезнь по свету, мы обеспечили то, что другие упали до нашего уровня; но это то, чем нельзя гордиться.

Кто отвечает за решение вопроса о том, работает ли ИСО 9000, то есть представляет ли он собой экономическую ценность? Ответ - никто. Органы сертификации заинтересованы в исполнении инспекторских функций - люди говорят, что ИСО 9000 трудно получить, но еще труднее потерять. Служба сертификации Соединенного королевства (СССК), предоставляющая полномочия сертифицирующим органам, инспектирует инспекторов; она не заинтересована в том, чтобы знать, представляет ли этот стандарт какую-либо ценность для предприятий или их клиентов.

Мы должны предупреждать страны, впервые принимающие этот стандарт, о том, что их надувают. Руководители СССК, сертифицирующих организаций и инспектирующее сообщество едины в том, что проблемы существуют, но никто не хочет идти против течения; они комбинируются с тем, чтобы создать базисную инфраструктуру для болезни, поскольку действовать означало бы для них подрывать собственное существование.

С 1979 года сообщество по стандартам четырежды пересматривало этот стандарт во имя его <непрерывного усовершенствования>, несмотря на это он остается дефектной концепцией в своей основе. Оставляя в стороне теоретические проблемы, связанные со стандартом, во имя того, чтобы не докучать читателю, если кто-то сможет написать отличное руководство по "хорошему управлению", будет ли полезно написать, сказать менеджерам, чтобы они это делали, и затем сказать им, что их будет проверять некий инспектор? Лучшее из того, на что вы можете рассчитывать, это угодливость.

Мы нуждаемся в том, чтобы менеджеры изменились. Для того, чтобы добиться этого, нам нужно, чтобы точка отсчёта при осуществлении функций контроля находилась в руках менеджеров - они должны быть заинтересованными, демонстрировать энтузиазм, открытыми и участвующими в деле. Мы должны заинтересовать их в том, чтобы сказать, что ИСО 9000 закончился - они знают, что сослужил им плохую службу. Мы должны сказать им, что он негодный, потому что он не более чем плохая теория контроля производительности; мы должны сказать им, что ИСО 9000 не поможет им понять, что является самой главной темой в курсе обучения менеджмента. У компании "Тойота" ушло пятьдесят лет на то, чтобы достичь выдающегося уровня эффективности. Мы должны воодушевлять наших менеджеров, говоря им, что если они не выпускают автомобили, то у них не уйдет 50 лет; если они работают на предприятии, занимающемся предоставлением услуг, то они могут добиться перемен за 50 недель. Но мы должны предупредить их, что они должны быть готовы изменить свой образ мышления.


Джон Седдон является психологом по вопросам занятости и автором книги: <Свобода от команды и контроля> ("Freedom from Command and Control"), изданной в издательстве Вангард Эдьюкейшн (Vanguard Education).





Также на сайте:
СПИСРК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Под какой стандарт равнять свой бизнес

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте



  • Проктолог Екатеринбург и проктолог www.ekamedcenter.ru
  • ekamedcenter.ru


Как сюда попасть?