Фантастическое всегда причудливо, но подлинное творчество невозможно без анализа. (Эдгар Алан По)

Сравнительный анализ требований МС ИСО 9001:2000 и ИСО/ТУ 16949:2002

Рахлин К.М. - зам. генерального директора ООО "Конфлакс", к.э.н. (Санкт-Петербург)

В последнее время существенно повысился интерес предприятий, поставляющих свою продукцию предприятиям автомобильной промышленности к применению ИСО/ТУ 16949. Это обусловлено следующими причинами. В первую очередь, это обязательное требование к поставщикам крупных зарубежных корпораций, которые уже развернули в России производство автомобилей (Форд Мотор Компани, Дженерал Моторс-Лада) или намерены наладить производство (Рено-Ниссан, Тойота). Во-вторых, это требование российских автомобильных заводов, которые не собираются отставать от своих зарубежных конкурентов. В третьих, введение в действие ГОСТ Р 51814.1-2004, российского аналога ИСО/ТУ 16949:2002.

В ответ на этот интерес происходит формирование рынка консультационных услуг по применению ИСО/ТУ 16949, в котором активное участие принимают консультационные отделения, созданные ведущими зарубежными органами по сертификации, имеющими аккредитацию Международной организации по решению задач автомобилестроения (ИАТФ) на право проведения сертификации по этому стандарту (ТЮФ-СЕРТ, Бюро Веритас, DQS и др.). Консультирование по применению ИСО/ТУ 16949 осуществляет также "Конфлакс", в частности, на предприятии, которое является поставщиком завода "Форд Мотор Компании" в г. Всеволожск, Ленинградской области.

Опираясь на имеющийся опыт, представляется интересным рассмотреть особенности применения ИСО/ТУ, которые начнем со статистических сведений. В ИСО/ТУ имеются дополнения более чем к 80% пунктов ИСО 9001. Характерная особенность этих дополнений -жесткий диктат потребителя, с которым в обязательном порядке должны согласовываться большинство возможных изменений, связанных с поставкой комплектующих. В ряде случаев это ставит поставщика в полную зависимость от потребителя и, по нашему мнению, противоречит такому принципу системы менеджмента качества как взаимовыгодные отношения с поставщиком.

Безусловно, если предприятие изготавливает только комплектующие для автомобильных заводов, которые являются единственным потребителем, такая зависимость является оправданной. Но если наряду с комплектующими для автомобилей изготавливаются изделия для других потребителей, эту зависимость нельзя рассматривать как оправданную.

В качестве примера сошлемся на дополнения к п.5.4.1 "Цели в области качества", которые требуют учитывать при формировании целей ожидания потребителей, а также обязательного достижения целей в течение определенного периода времени. Следовательно, при проведении сертификации аудиторы вправе потребовать подтверждение учета ожиданий потребителей, что делает необходимым согласование с ними целей, которые превращаются из внутреннего во внешний документ. Учитывая, что цели в области качества являются внутренним документом организации, по нашему мнению, обязательным условием такого согласования с потребителем является заключение соглашения о конфиденциальности информации.

Остановимся на дополнениях, имеющих принципиальные отличия от требований ИСО 9001, по отдельным пунктам с соответствующим комментарием.

5.1.1 "Ответственность и полномочия" - персонал, ответственный за качество продукции, должен иметь полномочия остановить производство, чтобы устранить проблемы в области качества.

Это дополнение носит принципиальный характер, являясь с нашей точки зрения, практической реализацией такого принципа менеджмента качества, как вовлеченность персонала. Следует сказать, что, осуществляя консультирование по применению ИСО 9001, специалисты "Конфлакса" рекомендуют в документы по мониторингу измерения процессов производства включать требования, наделяющие работника правом останавливать при наличии технической возможности выполнение операции при возникновении любых отклонений от требований конструкторской и технологической документации. Однако эти рекомендации не всегда принимаются во внимание. В ИСО/ТУ это требование является обязательным к применению. Для его выполнения необходимо:

  • установить критерии остановки;

  • определить категории персонала и должностных лиц, на которые наделяются полномочия останавливать производство;

  • документально закрепить в должностных и рабочих инструкциях, а также в документации СМК право остановки.

5.6 "Анализ со стороны руководства" - частью анализа должна быть регулярная отчетность и оценивание потерь из-за плохого качества.


Для выполнения этого требования необходимо реализовать комплекс работ по учету и анализу затрат на качество по всем процессам СМК. Как показывает наш опыт, создать в сжатые сроки систему учета, анализа и оптимизации затрат на качество невозможно.

Поэтому реализация этого требования представит достаточно серьезную трудность для любой организации. Вместе с тем, "Конфлакс", как следует из опубликованных работ, более 10 лет ведет исследование по проблемам экономики качества и имеет практический опыт создания системы учета и анализа затрат на качество.

6.2.2 "Компетентность, осведомленность, подготовка" - персонал, работа которого может влиять на качество, должен быть проинформирован о последствиях для потребителя при несоответствии требований по качеству.

Казалось бы, очевидное требование касается не только и не столько внешнего потребителя, сколько внутреннего. Это требование тесно смыкается с внутренним обменом информацией (5.5.3). В свою очередь реализация этого требования связана также с процессом идентификации и прослеживаемости и созданием действенных мотивационных механизмов, обеспечивающих взаимную ответственность исполнителей.

В этом же пункте появляется требование создания и документального закрепления процесса мотивации персонала, целью которого являются обеспечение достижения целей в области качества, осуществление постоянных улучшений и создание условий для содействия инновациям.

Таким образом, речь идет не только об использовании разнообразных форм стимулирования (материальное, моральное и социальное), но и развитие рационализаторской деятельности и активизации творческого потенциала персонала на основе методологии компании "Форд" - G8D, более известной как японские "кружки качества".

"Конфлаксом" в рамках концепции TQM разработано практическое пособие по организации и обеспечению функционирования инициативных творческих групп.

6.3    "Инфраструктура" - требование рациональности расположения производства и
оптимизации перемещения материалов и синхронизации материальных потоков.

Фактически речь идет о внутрипроизводственной логистике с целью снижения производственных затрат. В этом же пункте содержится требование о документировании планов действий в чрезвычайных ситуациях для предупреждения возможных срывов поставки продукции потребителю.

6.4    "Производственная среда" - по сравнению с ИСО 9001 требования существенно
расширены и включают обеспечение безопасности персонала, а также культуры производства.


Для выполнения этих требований следует документировать процессы определения физических факторов производственной среды, инструктажа персонала по охране труда, обеспечения спецодеждой и СИЗ, аттестации рабочих мест, а также оценивание культуры производства.

Таким образом, для выполнения установленных требований необходимо дополнительно разработать ряд документов.

7.1 "Критерии приемки" - должны быть определены и одобрены потребителем.

Традиционно критерии приемки продукции устанавливаются в стандартах, что для выполнения этого требования недостаточно. Необходимо либо разработать и согласовать с потребителем специальную процедуру, либо включать соответствующий раздел в договор поставки.

В этом же пункте определены также требования к конфиденциальности и управлению изменениями. Если изменения касаются продукции, то согласование с потребителем обязательно.

Встает вопрос: "Если все действия, связанные с изготовлением и поставкой продукции согласовываются с потребителем, то, что должны подтверждать органы, проводящие сертификацию по ИСО/ТУ!"

7.3 "Проектирование и разработка" - здесь основные требования определяют необходимость использования специальных методов (например, FMEA, расчета и анализа надежности и др.) для уменьшения или исключения риска отказа в эксплуатации.

Этот раздел дополнен требованием согласования с потребителем программы опытного образца.

7.4.3 "Верификация закупленной продукции" - содержит требования статистической обработки и оценки результатов входного контроля, а также обязательный мониторинг поставщика, который предусматривает документирование процесса аудита поставщика.

Нельзя не сказать, что, несмотря на солидную теоретическую и методическую базу, практическое применение статистических методов анализа на российских предприятиях оставляет желать лучшего. По нашему мнению, это обусловлено тем, что применение этих методов требует большой подготовительной работы, в первую очередь, тотального обучения персонала, разработки детальных программ внедрения и постоянного контроля со стороны руководства организации.

7.5.1 "План управления" - содержание этого документа фактически дублирует процессы проектирования продукции, управления конструкторской и технологической документацией, заставляя создавать документ, который не нужен производителю, но крайне важен для потребителя с точки зрения выполнения функций контроля. Если к тому же учесть, что план управления игнорирует применение ЕСКД и ЕСТД, то этот документ представляется образчиком махрового бюрократизма.

Вероятно, в отдельных случаях при изготовлении особо сложных или ответственных с точки зрения эксплуатации изделий и материалов подобный документ необходим, но его тотальное применение для всех компонентов современного автомобиля весьма сомнительно.

7.5.1.2 "Рабочие инструкции" - необходимость четкого описания технологических операций и требований к выполнению работы не вызывает возражений. Однако необходимо принять во внимание время, которое нужно затратить на разработку, согласование и утверждение этих документов при отсутствии конкретных требований к их содержанию.

По нашему мнению, по аналогии с должностной рабочая инструкция должна устанавливать взаимоотношения работника и работодателя, определяя обязанности, права и ответственность. Обязанности, установленные в рабочей инструкции, должны дополняться инструкцией по выполнению работы и по охране труда.

Именно в рабочей инструкции определяется право работника остановить работу при появлении несоответствующей продукции, которое детализируется в инструкции по выполнению работы.

7.5.5 "Сохранение соответствия продукции" - этот пункт требует разработки документированной процедуры, обеспечивающей сохранность продукции на складах, регламентирования сроков хранения и обеспечения их соблюдения, что представляется вполне обоснованным.

7.6.3 "Требования к лабораториям" - фактически речь идет о необходимости аккредитации лаборатории для подтверждения ее компетентности в определенной области испытаний. Тот, кто сталкивался с действующей процедурой аккредитации лаборатории, знает насколько это трудоемкое и непростое дело.

8.2.2 "Аудит системы менеджмента качества" - наряду с аудитом процессов СМК, этот пункт требует организации и проведения аудита процессов производства (в основном, технологического процесса) и аудита продукции. Это специальные виды технического аудита, требующие для своего проведения разработки специальных методик и обучения специалистов.

В наиболее простом варианте аудиторы процесса производства и продукции должны уметь практически использовать статистические методы обработки данных, а также так называемые 7 простейших японских методов.

На выполнение требований этого пункта необходим значительный период времени.


8.2.3.1   "Мониторинг и измерение процессов производства" - ставит задачу исследования процессов с целью оценки их возможности обеспечивать стабильность качества изготовления продукции.

Этот пункт предъявляет принципиально иные требования к методам работы специалистов технологической службы, которым необходимо от устранения причин несоответствий перейти к их предупреждению на основе использования статистических методов регулирования.

8.2.4.2   "Внешний вид изделия" - для выполнения установленных требований необходимо разработать документированную процедуру по управлению образцами-эталонами внешнего вида.

8.3.4 "Разрешение потребителя на отклонение" - содержит требования одобрения процесса производства и обязательного согласования с потребителем любых отклонений. Правда, стандарт не оговаривает конкретные требования к процессу одобрения производства потребителем.

При поставке продукции нескольким автомобильным заводам поставщик обязан получить от каждого из них одобрение производства. Это приведет к значительным дополнительным затратам поставщика.

8.5.1.2 "Улучшение процессов производства" - этот пункт фактически определяет необходимость использования концепции 6G для "снижения вариации в характеристиках продукции и параметрах процесса производства". Это в свою очередь требует от организации значительных усилий по обучению персонала и обеспечению управления изменчивостью процесса. При этом достижение определенного уровня G должно включаться в состав целей в области качества.

Обобщая сказанное, представляется возможным сделать следующие выводы:

1.     Требования  ИСО   9001   распространяется  на  систему   организационного  типа.
ИСО/ТУ наряду с организационными требованиями содержат ряд положений технического
характера (например, связанные с вариабельностью процессов изготовления продукции).

  1. Применение ИСО/ТУ требует значительного времени. По нашему мнению, попытка
    в течение даже одного года реализовать все положения ИСО/ТУ, обречена на неудачу. По
    этому необходимо разрабатывать поэтапную программу, рассчитанную на 2-3 года, согласовывать ее с потребителем и органом по сертификации в части полноты реализации установленных требований.

  2. ИСО/ТУ 16949 существенно расширил объем требований по сравнению с ИСО
    9001, детализировав их, исходя из специфики производителей автомобилей.

  3. ИСО/ТУ 16949 подтвердил целесообразность разработки отраслевых модификаций
    ИСО 9001.

  4. Особую ценность составляет приложение к ИСО/ТУ 16949 - методики, использование которых должно способствовать повышению качества менеджмента и за пределами автомобильной отрасли.

  5. Применение ИСО/ТУ 16949 является более сложным и длительным по времени по
    сравнению с ИСО 9001, т.к. требования обязательного документирования всех процессов и
    действий создают дополнительные трудности. При этом, по-нашему мнению, в ряде случаев
    имеет место избыточность документированности при подтверждении выполнения требований.

  6. Существенную помощь при применении ИСО/ТУ 16949 может оказать специальное
    Руководство, разработанное ИАТФ, которое предназначено для использования в организациях, производящих компоненты и/или запасные части для автомобилей.


"От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса"

Санкт-Петербург, 4-6 октября 2005г.





Также на сайте:
Модель ISO 9001:1994
Преимущества внедрения стандарта ИСО 9000

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?