План - ничто, планирование - все. (Эйзенхауэр)

Три варианта мнений о стандарте ISO 9000

Источник:Журнал TopManager #14/2002
Автор:Зорина Мыскова*


Идеальное состояние управления качеством - когда управление уже не требует проверки. (Каору Исикава)

Зорина МысковаВсе чаще говорится не об абстрактном качестве, а о стабильности избранного потребителем стандарта в каждом конкретном производстве, что, собственно, формирует реальное мощное конкурентное преимущество товара или услуги - доверие рынка.

Для обеспечения стабильного качества любой компании-производителю необходима стратегия управления качеством. Концентрация на бизнес-процессах, что обеспечивает управляемость производственной деятельности, и непрерывные улучшения на основе постоянного контроля и анализа производства и потребительских потребностей - универсальный подход, закрепленный пакетом международных стандартов ISO 9000.

Стандарты ISO 9000 предлагают методику (отмечу, наряду с другими действующими методиками - зарубежными, в том числе японскими) построения системы контроля качества, которая в нашем случае может быть официально сертифицирована. При этом наличие у системы качества, действующей в условиях конкретного производства, сертификата ISO 9000 отнюдь не означает одновременного повышения качества. Он лишь демонстрирует потребителю, что система качества предприятия организована в соответствии со стандартами и признана эффективной. По-видимому, наличие сертификата ISO 9000 можно рекомендовать в качестве лишь одного из факторов, которые необходимо учесть, принимая решение о заключении сделки с поставщиком. Наличие такого сертификата говорит о том, что компания предприняла ряд мер по обеспечению гарантий качества. В удачных случаях внедрения ISO 9000 такие компании также сэкономили деньги в результате повышения эффективности производства, улучшили систему управления и условия работы своих служащих.

Кто в первую очередь заинтересован в сертификации по стандартам ISO 9000? Во-первых, компании, работающие с солидными заказчиками за рубежом и в России и желающие позиционироваться на рынке как качественные производители; во-вторых, желающие навести порядок в управлении или наладить систему качества выпуска продукции; в третьих, получившие прямые указания сертифицироваться по ИСО 9000 от своих собственников (чаще - из-за рубежа).

ISO 9000 содержит пять подгрупп: 9000, 9001, 9002, 9003 и 9004, издан Международной организацией по стандартизации со штаб-квартирой в Женеве. В основном текст ISO 9000 разработан Британским институтом стандартов, который и взял на себя большую часть нагрузки по продвижению стандартов на деловые процессы в Европейском сообществе. По данным из открытых источников, около 100 тыс. компаний во всем мире были сертифицированы по ISO 9000, около половины из них - в Англии, около 10 тыс. - в Америке. Несмотря на то, что стандарты создавались в расчете на все отрасли промышленности, в мире в основном сертифицируются традиционные производства.

Чтобы пройти сертификацию по ISO 9000 (решение принимается компанией добровольно), предварительно разрабатываются и вводятся в действие предписанные стандартом процессы. Далее, после проведения проверки компании специальной фирмой-регистратором, ISO 9000 требует, чтобы независимые аудиторы посещали предприятие каждые шесть месяцев в течение всего времени его существования и удостоверялись в верности компании принципам стандарта. В противном случае регистрация может быть признана недействительной. Множество сертифицированных производителей, так же, как и сами консультанты, не отрицают, что обязанности, налагаемые ISO 9000, еще один повод для одних - заплатить, для других - заработать деньги, особенно в свете требования о подтверждении соответствия компании стандарту два раза в год.

Известны три варианта мнений о стандарте ISO 9000 - "либо это отличная система контроля качества бизнес-процессов, либо неприятная необходимость, либо пустая трата времени и денег". Последняя версия в свое время была явлена в американском журнале комиксов Скотта Aдамса Dilbert. Говорят, что компания Дилберта внедряла у себя ISO 9000 путем приклеивания нелепых ярлыков на каждый предмет в офисе, будто бы предписанных стандартом. Очевидно, что существует как положительный, так и отрицательный опыт внедрения стандарта. К отрицательным можно отнести и примеры компаний, излишне подробно и абстрактно подошедших к разработке систем контроля качества.

При подобном противоречивом опыте использования стандарта неудивительно, что даже признанные консультанты по ISO 9000 не могут уверенно утверждать, что система контроля над качеством действительно улучшает качество. "После восьми лет работы с ISO 9000 я крайне затрудняюсь сказать, гарантирует ли вам повышенное качество приобретение товара у сертифицированной по стандарту компании. Многие люди жалуются, что после того, как компания, у которой они приобретали продукцию, получила сертификат, качество ее товара вовсе не улучшилось" - эти известные слова Джима Лампрехта, автора четырех книг об ISO 9000, без сомнения, заслуживают внимания.

* Автор - генеральный директор аудиторской фирмы "БДО Руфаудит-Петербург", Член совета Аудиторской палаты Санкт-Петербурга, Член правления СЗРО Российской коллегии аудиторов.






Также на сайте:
Три версии ИСО 9000: двадцать лет спустя
Восемь принципов менеджмента качества - реализация на практике

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?