Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Вовлеки меня и я пойму. (Китайская пословица)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА

Афанасьева Н.С. - главный экономист
ЗАО ТФ "Купавна"

Рахлин К.М. - главный специалист
ООО "Конфлакс", к.э.н., доцент

Применение экономических методов в системе качества, как правило, связывают с рекомендациями МС ИСО 9004-94, изложенными в разделе 6 "Финансовые аспекты системы качества", в котором рассматриваются затраты на качество.

Не отрицая важности и необходимости определения, оценки и анализа затрат на качество считаем, что экономические методы должны использоваться практически во всех элементах системы качества, что видно из таблицы.

Экономические методы в системе качества
Элемент по МС ИСО 9001-94 Наименование Применяемые экономические методы
1. 4.2.3 Планирование качества Технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий.
2. 4.4 Управление проектированием Планирование, учет и анализ затрат на разработку новой и модернизацию (совершенствование) выпускаемой продукции
3. 4.5 Управление документацией и данными  
4. 4.6 Закупки Планирование, учет и анализ затрат на закупки.
5. 4.7 Управление продукцией, поставляемой потребителем Планирование, учет и анализ затрат на контроль, хранение и техническое обслуживание продукции, поставляемой потребителем.
6. 4.8 Идентификация продукции и прослеживаемость Планирование, учет и анализ затрат на изготовление идентификационных средств (штампов, ярлыков, клейм и др.).
7. 4.9 Управление процессами Технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.
Планирование, учет и анализ затрат на техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования. Планирование, учет и анализ затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт энергооборудования, электроустановок и электрооборудования.
Планирование, учет и анализ затрат на производство.
8. 4.10 Контроль и проведение испытаний Планирование, учет и анализ затрат на проведение входного, операционного и приемочного контроля и испытаний.
9. 4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием Планирование, учет и анализ затрат на поверку и калибровку средств измерений и контроля, аттестацию испытательного оборудования; приобретение, техническое обслуживание и ремонт средств измерений и испытательного оборудования.
10. 4.13 Управление несоответствующей продукцией Учет и анализ потерь от несоответствующей продукции.
11. 4.14 Корректирующие и предупреждающие действия Экономическая оценка результатов выполнения корректирующих и предупреждающих действий.
12. 4.15 Погрузо-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка Планирование, учет и анализ затрат на погрузоразгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию, поставку и транспортирование.
13. 4.17 Внутренний аудит Планирование и учет затрат на проведение внутренних аудитов.
14. 4.18 Подготовка персонала Планирование, учет и анализ затрат на подготовку и повышение квалификации персонала.
15. 4.19 Техническое обслуживание Планирование, учет и анализ затрат на техническое обслуживание.
16. 4.20 Статистические методы Экономическая оценка применения статистических методов.

Такой подход вытекает непосредственно из положений МС ИСО 9001-94 п.4.1.2.2, который требует обеспечить деятельность в системе качества необходимыми ресурсами. В свою очередь эти ресурсы должны быть объектом планирования, учета, анализа и контроля.

Рассмотрим более подробно опыт применение экономических методов в разделе 4.9 "Управление процессами" МС ИСО 9001-94, в котором содержится требование осуществления процессов производства "в управляемых условиях".

Очевидно, что эти условия можно трактовать по разному и свести их к документированию организации технологической подготовки производства и эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования, т.е. к регламентированию технических аспектов деятельности.

По нашему мнению, для обеспечения эффективного функционирования системы качества помимо этих аспектов в этом элементе должны устанавливаться требования к организации планирования производства на основе разработки перспективных и годовых бизнес-планов.

Именно бизнес-планы призваны обеспечить взаимосвязь между потребностью в выпускаемой продукции, возможностями ее изготовления и материально-техническим обеспечением с учетом планируемых экономических результатов деятельности.

При всей очевидной необходимости такой взаимосвязи и с учетом ее влияния на качество продукции при разработке даже годового бизнес-плана приходится сталкиваться со сложными макроэкономическими проблемами: изменение курса доллара, темпов инфляции, налогового законодательства. Без учета изменения этих факторов на конец планируемого года бизнес-план превращается в формальный документ, и его разработка теряет практический смысл.

Для решения этой непростой задачи был использован зарубежный опыт бизнес-планирования, который предусматривает использование сценарного подхода, т.е. разработки трех вариантов бизнес-плана: оптимистический, нормальный и пессимистический. Каждый из вариантов учитывает возможные изменения макроэкономических показателей, соответственно наилучшие, нормальные (средние) и наихудшие из возможных.

При подготовке этих вариантов бизнес-плана были разработаны на основе методов математической статистики прогнозы изменения макроэкономических показателей. Конкретные показатели, использованные в каждом из вариантов бизнес-плана, были определены после анализа прогнозных данных.

По завершению этой работы по согласованию со службой маркетинга были определены также три варианта планируемых объемов производства и выполнены необходимые технико-экономические расчеты.

После рассмотрения и согласования с заинтересованными подразделениями проекты вариантов бизнес-плана были утверждены и стали руководящими документами, определяющими деятельность фирмы на 2000 год.

На основании разработанного и принятого к выполнению варианта бизнес-плана определены объемы и затраты на приобретение необходимых материальных ресурсов в долларовом и рублевом исчислении, что должно обеспечить своевременное финансирование закупок, сырья, материалов, запасных частей и, как следствие, нормальную ("управляемую") работу производства.

Сложившееся за долгие годы на российских предприятиях "разделение труда" именно на экономические подразделения возлагает ответственность за экономические результаты (прибыль, себестоимость, производительность и др.), в то время как на них оказывают непосредственное влияние все без исключения подразделения. Складывается парадоксальная ситуация: "деньги тратят все", а планировать и контролировать их использование должна экономическая служба. И поэтому "и пряников сладких" и денег всегда не хватает на всех.

Для решения этой проблемы, исходя из рекомендаций МС ИСО 9004 и на основании методических разработок "Конфлакса" был использован метод бюджетирования затрат, в том числе затрат на качество.

Практическое применение этого метода потребовало выполнения ряда организационно подготовительных мероприятий:

- разработки инструктивных документов по составлению бюджетов подразделений,
- организации учета затрат,
- проведения инструктивных совещаний с руководителями структурных подразделений,
- проведения экспертизы проектов бюджетов.

Именно в процессе подготовки была осознана сложность перевода подразделений предприятия на новую форму планирования затрат. Поэтому было принято решение провести экспериментальное внедрение в нескольких подразделениях, деятельность которых непосредственно связана с качеством продукции, в течение первого полугодия 2001 года.

После завершения срока экспериментального внедрения предполагается проанализировать его результаты и разработать мероприятия по переводу всех подразделений на составление бюджетов для последующего их использования при формировании бизнес-плана на 2000 год.

В заключении необходимо отметить, что использование экономических методов представляет собой достаточно сложное нововведение, которое невозможно осуществить "кавалерийским наскоком". При этом обязательным условием является последовательная позиция руководства предприятия, его решимость преодолеть все возникающие трудности и достичь желаемого результата.


Подготовлено по материалам сайта ООО "Конфлакс"
Россия, 192212, Санкт-Петербург, а/я 58
тел./факс (812) 1053003 тел. (812) 3166711
mail@conflux.spb.ru   conflux@lek.ru   http://conflux.spb.ru





Также на сайте:
Стоимость качества стимулирует процессы непрерывного совершенствования
Учет и анализ расходов на качество

Подготовлено при поддержке:

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Наш новый проект:
Все о качестве менеджмента
Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?