Измерение удовлетворенности потребителя есть измерение результатов процесса.

Анализ расходов и прибыли

В. Ивлев, Т. Попова

Одной из важнейших задач управленческого учета на предприятии является управление затратами. Учет и анализ затрат необходимы, чтобы контролировать использование ресурсов предприятия, делать прогнозы возникновения дополнительных ресурсов, получать максимальную отдачу от их использования.

Эффективное управление затратами позволяет предприятию увеличить конкурентоспособность продукции или услуг (за счет снижения издержек), определить их реальную себестоимость, обеспечить объективными данными разработку бюджета предприятия, оценить стоимость бизнес-процессов или деятельность структурных подразделений, обоснованно принимать управленческие решения.

В настоящее время большое значение имеет включение в сферу управленческого учета вопросов стратегического развития. Основой стратегического управления затратами как новой целостной концепции управления является использование значимой (релевантной) финансовой информации для разработки деловой стратегии. Возникает необходимость сместить акценты в системе учета и общем руководстве предприятием.

Деятельность предприятий на современном рынке характеризуется:

  • увеличением сложности продукции и предоставляемых услуг;
  • повышением требований к системе управления качеством;
  • увеличением капиталоемкости, количества и ассортимента продукции и услуг;
  • уменьшением жизненного цикла продукции и услуг, а также времени их выхода на рынок;
  • использованием передовых технологий и разнообразных каналов распространения.

Все эти факторы вызвали рост накладных издержек, которые заменили часть прямых расходов на труд и материалы. Это поколебало позиции традиционных методик учета издержек. Методы калькуляции затрат отстали от методов управления бизнесом, и о размерах реальных издержек руководители могут только гадать. Традиционные системы учета дают об этом весьма неточные данные, потому что, как правило, игнорируют структурные и функциональные факторы. В управленческом учете себестоимость является функцией только одного определяющего фактора - объема производства или предоставляемой услуги. В стратегическом управлении затратами стоимость зависит от многих взаимно влияющих друг на друга условий.

Структурные факторы:

  • горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства;
  • вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг;
  • корпоративный опыт;
  • используемые технологии;
  • сложность, определяемая широтой ассортимента изделий или услуг.

Наиболее существенные функциональные факторы:

  • концепция вовлеченности работников в постоянные усовершенствования (Kaizen, BPI - Business Process Improvement);
  • концепция комплексного управления качеством (TQM, Total Quality Management);
  • использование мощностей предприятия;
  • использование связей с поставщиками и клиентами в контексте цепочки ценности предприятия.

В настоящее время в анализе затрат все большее значение приобретают функциональные факторы, так как выводы на основе структурных факторов быстро устаревают.

Для предприятий, которые выпускают разнообразные продукты в рамках производственного ассортимента, точные реальные данные по затратам очень важны для определения цены продукции или услуги, их представления и продвижения на рынке, а также для принятия управленческих решений по ассортименту продукции и каналам распределения.

Метод, основанный на функционально-стоимостном анализе, ФСА (ABC - Activity Based Costing), дает наиболее точные результаты при распределении суммарных фактических затрат на продукты и услуги. ABC-метод разработан как <операционно-ориентированная> альтернатива традиционным финансовым подходам. Он отличается, тем, что:

  • предоставляет информацию в форме, понятной для работников предприятия, непосредственно участвующих в бизнес-процессе;
  • распределяет накладные расходы в соответствии с подробным расчетом использования ресурсов, детальным представлением о процессах и их влиянии на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.

АВС-метод помогает найти пути улучшения показателей стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по этому методу позволяет получить значительный объем информации для принятия решения.

АВС-анализ имеет большую историю, но в настоящее время достаточно редко применяется на российских предприятиях. Компания <ВИП Анатех> разработала методику использования АВС-методологии для оценки себестоимости бизнес-процессов и разработки рекомендаций по их совершенствованию. Обсуждение этой методики не является темой статьи и требует дополнительной серии публикаций.

Далее мы приведем пример расчета себестоимости с использованием двух подходов: традиционного и функционально-стоимостного. Покажем их различия и преимущества последнего.

Чтобы облегчить расчеты, упростим исходные данные по деятельности предприятия.

Предприятие производит два вида продукции: А и В. Данные о ценах реализации и объемах продаж представлены в Таб. 1. На предприятии только один производственный отдел. Затраты на рабочую силу - 30 руб. в час, включая дополнительные выплаты. Затраты по использованию оборудования - 90 руб. в час. Планируемая прибыль - 30%.

Таблица 1. Данные о производстве продуктов

  A В Итого
Производство 15 000 шт. в 1 производственной партии 10 000 шт. в 10 производственных партиях 25 000 шт.
Отгрузка 15 000 шт. за 1 отгрузку 10 000 шт. за 20 отгрузок 25 000 шт.
Цены реализации:

Плановые

206,4 руб 103,21 руб.  
Фактические 206,4 руб. 144,5 руб.  
Производственные издержки
Материалы 4 компонента

по 5 руб. каждый

= 20 руб.

10 компонентов

по 1 руб. каждый

= 10 руб.

 
Использование рабочей силы      
Подготовительные операции 10 ч. На 1 производственную партию 11 ч. на 1 производственную партию 120 ч.
Производственный цикл ? ч.

На 1 деталь

? ч.

на 1 деталь

10 000 ч.
Использование оборудования ? ч.

На 1 деталь

? ч.

на 1 деталь

8 750 ч.
Прочие накладные расходы
Отдел приемки     400 000 руб.
Конструкторский отдел     600 000 руб.
Отдел упаковки     400 000 руб.

Расчеты суммарных накладных расходов, относимых на продукцию производственного отдела, представлены в Таб. 2.

Таблица 2. Суммарные издержки производства, отнесенные на основное производство

Распределяемые (косвенные) накладные расходы:
Подготовительные операции (120ч*30руб) 3 600 руб.  
Отдел приемки 400 000 руб.  
Конструкторский отдел 600 000 руб.  
Отдел упаковки 400 000 руб. 1 403 600 руб.
Прямые накладные расходы:
Издержки по эксплуатации оборудования
(8750 ч. х 90руб./ч.)
  787 500 руб.
Итого накладных расходов:   2 191 100 руб.

В традиционных системах исчисления себестоимости накладные расходы относятся на продукт исходя из прямых затрат на оплату труда. В Таб. 3 приведен расчет себестоимости единицы продукции для А и В.

Ставка накладных расходов равна: (2 191 100 руб. / (10000 ч * 30 руб)) * 100%=730%.

Таблица 3. Традиционный подход к исчислению себестоимости единицы продукции

    Продукт А Продукт В
Материалы   20,00 руб. 10,00 руб.
Прямые затраты труда   15,00 руб. 7,50 руб.
Накладные расходы (исходя из затрат на рабочую силу)   109,5 руб. 54,75 руб.
Подготовительные операции 3600 руб.    
Основное производство 787 500 руб.    
Отдел приемки 400 000 руб.    
Конструкторский отдел 600 000 руб.    
Отдел упаковки 400 000 руб.    
Итого 2 191 100 руб. 144,5 руб. 72,25 руб.

Данные о рентабельности каждого вида продукции даны в Таб. 4.

Таблица 4. Данные о рентабельности продукции

  Продукт A Продукт В
Нормативные затраты 144,5 руб. 72,25 руб.
Планируемая цена 206,4 руб. 103,21 руб.
Планируемая валовая прибыль 30% 30%
Фактическая цена 206,4 руб. 144,5 руб.
Фактическая валовая прибыль 30% 50%

Анализ данных Таб. 4 показывает, что:

  • прибыль от реализации продукта А равняется запланированным 30%;
  • прибыль от реализации продукта В достигает 50%.

 

Обзор подготовлен по материалам CONSULTING.RU



Также на сайте:
Проекты, команды, люди в системе экономики качества
Издержки, которыми часто пренебрегают

О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте