–Ґ–Њ–≥–Њ, –Ї–Њ–Љ—Г –і–Њ–≤–µ—А—П—О—В, –Ј–∞ —А—Г–Ї—Г –љ–µ –і–µ—А–ґ–∞—В. (–Ш–Ј –Ј–∞–њ–Є—Б–Њ–Ї –Љ–µ–љ–µ–і–ґ–µ—А–Њ–≤)

ћетодологи€ оценивани€ затрат на качество


Ћ.≈.—крипко

¬ современных услови€х жесткой конкуренции любое решение в области качества должно иметь экономическое обоснование
 онцепци€ экономической оценки затрат на качество, прин€та€ в ћ— »—ќ серии 9000, может рассматриватьс€ как инструмент, который позвол€ет определить экономические последстви€ решений, принимаемых в рамках системы менеджмента качества, оценить убытки от возникновени€ дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество, организаци€ учета, анализа и оценки затрат на качество необходима дл€ управлени€:
- инвестици€ми в улучшение качества;
- обеспечением качества изготовлени€ продукции и совершенствованием технологии производства;
- развитием производства;
- разработкой и выпуском новой продукции;
- обеспечением интересов поставщика и потребител€.

јнализ и оцениваете (оценка) затрат на качество _ неотъемлема€ часть финансовой стратегии предпри€ти€ в области качества. ќднако далеко не всегда существует адекватное понимание как самих терминов "анализ затрат на качество" и "оценка затрат на качество", так и де€тельности, котора€ при этом подразумеваетс€, 
јнализ затрат на качество можно рассматривать как метод исследовани€ затрат на качество или как де€тельность в системе менеджмента качества, в дальнейшем под анализом затрат на качество будет подразумевать де€тельность по изучению затрат на качество, признанна€ обосновать с научных позиций решени€ и действи€ организации в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий.

ќцениванием затрат на качество следует считать де€тельность, св€занную с определением взаимосв€зи и вли€ни€ затрат на качество на экономические показатели де€тельности организации.

ќценивание затрат на качество - непосредственное продолжение анализа и проводитьс€ в организации дл€ получени€ экономической информации при прин€тии высшим руководством решений в области качества, ќна может проводитьс€ по различным критери€м в зависимости от целей организации в области качества или от характера информации, котора€ необходима дл€ прин€ти€ экономически обоснованных решений в области качества.

ќпыт работы в этом направлении отечественных и зарубежных предпри€тий и организаций позвол€ет выделить несколько основных подходов к оценке и анализу затрат на качество. ¬ыбор того или иного подхода зависит от целей, сто€щих перед руководством предпри€ти€ : необходимо четко представл€ть, кака€ информаци€ должна быть получена в результате анализа, и оценить возможность ее получени€ при применении выбранного подхода.

ѕри проведении анализа и оценивани€ затрат на качество основными цел€ми €вл€ютс€:
- вы€вление и оценка размеров необходимых инвестиций в обеспечение(гарантирование) и улучшение качества;
- обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;
- вы€вление взаимосв€зей затрат на качество и результатов хоз€йственной де€тельности предпри€ти€;
- определение критических областей производственной де€тельности, требующих прин€ти€ мер по совершенствованию организации производства.

«атраты на качество можно анализировать по п€ти направлени€м.

¬ таблице показано. в каких случа€х примен€етс€ тот или иной вид анализа затрат на качество.

єп.п. ¬ид анализа ÷ели проведени€ анализа
1 јнализ потерь вследствие неудовлетворенного качества продукции ќпределение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции
2 јнализ потенциальных источников потерь ќпределение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества
3 јнализ по видам затрат на качество в соответствии с квалификацией ј.‘ейгенбаума ѕосто€нна€ идентификаци€, определение, анализ и оценка затрат на обеспечение качества; снижение и оптимизаци€ затрат на качество; мониторинг изменени€ различных видов затрат на качество
4 јнализ затрат на качество по видам де€тельности ћониторинг и посто€нна€ оценка затрат на качество; снижение и оптимизаци€ затрат на качество; вы€вление неэффективных видов де€тельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области менеджмента качества; анализ и оценка инвестиций в улучшение качества продукции и совершенствование системы менеджмента качества
5 јнализ затрат на качество, св€занных с процессами ћониторинг и посто€нна€ оценка затрат на качество; вы€вление неэффективных видов де€тельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества

–ассмотрим в качестве примера третий и четвертый методы. “ретий метод используетс€, когда необходимы посто€нна€ идентификаци€ и контроль за затратами, св€занными с качеством. »нформаци€ о затратах при использовании этого метода может быть получена из данных бухгалтерского или специально организованного учета затрат на качество на основе вспомогательных субсчетов. ѕри этом анализу могут подвергатьс€ не только конкретные величины затрат, но и их процентное соотношение и изменение во времени (рис.1).

ѕри проведении анализа затрат на качество на основе классификации ј.‘ейгенбаума надо об€зательно учитывать следующее:
- спрос на продукцию зависит не только от качества продукции, но и от целого р€да внешних факторов, зачастую не поддающихс€ контролю;
- на раннем этапе внедрени€ системы качества и при проведении меропри€тий по улучшению качества неизбежны капитальные вложени€, а значит отдельные группы затрат могут измен€тьс€ скачкообразно, независимо от изменени€ качества продукции;
- на раннем этапе внедрени€ системы менеджмента качества неизбежно возрастут внутренние потери из-за дефектов и несоответствий не потому. что снижаетс€ качество продукции, а потому что возрастет эффективность контрол€.

„етвертый метод используетс€, когда необходимо идентифицировать критические области производственной де€тельности, оптимизировать затраты на качество, вы€вить неэффективные виды де€тельности и снизить затраты на качество без ущерба самому качеству.

ќсновным источником информации о затратах на качество в этом случае будут данные специального (управленческого) учета на основе ведени€ субсчетов.

ѕланирование и учет затрат на качество осуществл€етс€ на основе бюджетов подразделений предпри€ти€. »спользование бюджетного метода планировани€ в зависимости от целей позвол€ет проводить анализ затрат на качество сразу несколькими способами.

ѕервый способ - мониторинг отклонений фактических затрат на качество от запланированных в соответствии со сметами по каждому виду де€тельности. ƒанный способ примен€етс€, когда необходима оперативна€ корректировка расходовани€ средств.

¬торой аналогичен анализу затрат на обеспечение качества по видам затрат на качество на основе классификации затрат ј ‘ейгенбаума и позвол€ет вы€вить тенденции изменени€ во времени как затрат на качество в целом, так и отдельных групп затрат.

“ретий - анализ эффективности использовани€ финансовых ресурсов.

„етвертый - анализ инвестиций в улучшение качества.

 аждый из приведенных способов можно использовать как самосто€тельный вид анализа затрат. ќднако только их совокупное использование позволит достичь наилучшего результата по снижению и оптимизации затрат на качество.

 ак уже было сказано. оценивание затрат на качество €вл€етс€ непосредственным продолжением анализа и может производитьс€ по различным критери€м.

ƒл€ оценки вли€ни€ и взаимосв€зи затрат на качество с экономическими показател€ми де€тельности организации могут быть использованы общие и частные критерии.   общим относ€тс€ отношение величины затрат на качество к объему продаж, величине прибыли, себестоимости и к величине затрат на качество за предыдущий период. ѕеречень частных критериев определ€етс€ экономической службой организации.

  ним могут быть отнесены: 
- соотношение видов затрат на качество между собой (в соответствии с классификацией);
- отношение затрат на улучшение качества к величине предполагаемой прибыли;
- отношение потерь от несоответстви€ к затратам на их устранение и др.

ќбычно критерии оценки затрат на качество измер€ютс€ в процентах. –езультат оценки можно представить в виде диаграммы.

¬ заключение хотелось бы подчеркнуть, что анализ и оценивание затрат на качество (в соответствии с требовани€ми ћ— »—ќ 9000:2000) должны представл€ть средство вы€влени€ неэффективных или нерезультативных действий в организации, инициировать действи€ по улучшению и €вл€тьс€ основой дл€ разработки финансовых подходов к инноваци€м.  роме того, информаци€. полученна€ руководством при анализе и оценке затрат на качество, об€зательно должна быть использована при анализе системы менеджмента качества.



“акже на сайте:
Ћитература
»потека Ц новые возможности или проблемы?

ѕодготовлено при поддержке:

ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

Ќаш новый проект:
¬се о качестве менеджмента
»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?