–†–Њ—Б—Б–Є—П –≤–Њ—Б—Б—В–∞–љ–µ—В –Є–Ј —А–∞—Б–њ–∞–і–∞ –Є —Г–љ–Є–ґ–µ–љ–Є—П –Є –љ–∞—З–љ–µ—В —Н–њ–Њ—Е—Г –љ–Њ–≤–Њ–≥–Њ —А–∞—Б—Ж–≤–µ—В–∞ –Є –љ–Њ–≤–Њ–≥–Њ –≤–µ–ї–Є—З–Є—П. –Э–Њ –≤–Њ–Ј—А–Њ–і–Є—В—Б—П –Њ–љ–∞ –Є —А–∞—Б—Ж–≤–µ—В–µ—В –ї–Є—И—М –њ–Њ—Б–ї–µ —В–Њ–≥–Њ, –Ї–∞–Ї —А—Г—Б—Б–Ї–Є–µ –ї—О–і–Є –њ–Њ–є–Љ—Г—В, —З—В–Њ —Б–њ–∞—Б–µ–љ–Є–µ –љ–∞–і–Њ –Є—Б–Ї–∞—В—М –≤ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ! (–Ш.–Я. –Ш–ї—М–Є–љ)

«адачи внедрени€ принципов системы менеджмента качества в высшие учебные заведени€ ”збекистана

I. —истема ћенеджмента  ачества в сфере образовани€. ¬ последние годы на страницах периодической печати –еспублики ”збекистан (1) всЄ чаще по€вл€ютс€ статьи, в которых поднимаютс€ вопросы качества. ¬о всЄм мире при организации своей де€тельности тыс€чи предпри€тий внедр€ют философию ¬сеобщего управлени€ качеством (¬” ), котора€ используетс€ дл€ посто€нного улучшени€ всех процессов де€тельности той или иной компании. ‘илософи€ —истемы управлени€ качеством непосредственно св€зана и базируетс€ на серии норм обеспечени€ качества, заложенных в серии международных стандартов »—ќ серии 9000:2000, разрабатываемых ћеждународной организацией стандартов (2). ¬ дальнейшем в своем докладе мы будем называть —истема ћенеджмента  ачества, или —ћ , как это общеприн€то в литературе по проблемам качества на русском €зыке. “ребовани€ стандартов »—ќ серии 9000 направлены на создание систем управлени€ качеством де€тельности организаций. “ак как стало пон€тно, что только применением контрол€ невозможно добитьс€ качества производства, начали разработку международных стандартов, в которых отмечаетс€, что к проблемам качества необходимо подходить комплексно через системное управление производством. Ёто видно из основных принципов —ћ : 1) ориентаци€ на потребител€; 2) лидерство руководства компанией; 3) вовлечение персонала; 4) процессный подход; 5) системный подход; 6) непрерывное совершенствование; 7) подход к прин€тию решений, основанных на фактах; 8) взаимовыгодное отношение с поставщиками. “аким образом, —истема ћенеджмента  ачества - это целеоправданна€, экономически выгодна€, прагматична€ организаци€ де€тельности предпри€тий, основанна€ на активном участии всех еЄ членов. ƒе€тельность предпри€тий направлена на достижение долгосрочного успеха путЄм удовлетворени€ требований потребител€ и выгоды дл€ всех членов организации и общества. –езультатом такой де€тельности должен стать качественный продукт (3). »спользование методов управлени€ качеством впервые в ”збекистане получило распространение в конце XX века, в 90-е годы в промышленности, однако в насто€щее врем€ —ћ  находит применение в сфере предоставлени€ услуг Ц в телекоммуникации, в здравоохранении, в сервисе, а в последние годы разрабатывают методы применени€ —ћ  в сфере образовани€. ¬о всЄм мире назрела необходимость поставить задачи повышени€ эффективности де€тельности образовательных учреждений и обеспечени€ конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. ѕовышение качества образовательных услуг вузов в этой св€зи нужно рассматривать как стратегическую цель в рамках государственных задач, и как средство обеспечени€ жизнеде€тельности, развити€ и процветани€ вуза в рамках задач самого вуза. —егодн€ вуз признаЄт свое положение как "субъект рынка" и, следовательно, признаЄт, что все закономерности рыночной экономики, закономерности борьбы за выживание и "естественный отбор" действуют и на рынке образовательных услуг. — точки зрени€ индустрии образовани€, в качестве потребителей можно рассматривать государство и общество, компании и фирмы, учреждени€ и предпри€ти€, учащихс€. √осударство и общество как потребители требуют и ожидают развити€ экономики страны, роста благососто€ни€ граждан, повышени€ уровн€ культуры, образованности, правовой и социальной грамотности.  омпании и фирмы, предпри€ти€ и учреждени€ ожидают профессионально компетентных, коммуникативных специалистов, имеющих позитивное отношение к своей профессии. ”чащиес€ стрем€тс€ повысить свой уровень образованности, интеллектуальный уровень, получить профессию, быть востребованным на рынке труда, повысить свой социальный статус, тем самым улучшить свой жизненный уровень. —ледовательно, если прин€ть во внимание, что в образовательной системе потребителем €вл€етс€ студент, а учреждением, предоставл€ющим образовательные услуги, Ц вуз, то его де€тельность должна быть организована так, чтобы она удовлетвор€ла потребител€ - студента и всЄ общество. ќбщество должно быть удовлетворено работой университета, потому что нуждаетс€ в высококвалифицированных специалистах. ≈сли результатом де€тельности предпри€тий должен быть качественный продукт, то результатом де€тельности вуза, использующего —ћ , будет подготовка высококвалифицированного специалиста. —ћ  предполагает не только подготовку высококвалифицированных специалистов, но и применение такой системы в вузе заставл€ет посто€нно повышать свой уровень знаний и преподавателей, а, следовательно, —истема ћенеджмента  ачества предполагает и посто€нное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, о котором говоритс€ в Ќациональной программе по подготовке кадров –еспублики ”збекистан (4). Ќеобходимость внедрени€ —ћ  св€зана с главной задачей образовани€ на современном этапе Ц совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставлени€ образовательных услуг с целью удовлетворени€ потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требовани€м современного этапа развити€ экономики страны. ¬ современных услови€х вузы работают в среде повышенной конкурентной борьбы. ѕоэтому те вузы, которые будет использовать принципы —ћ , получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вс€ система будет ориентирована на потребител€ услуг и основные факторы, оцениваемые потребителем: 1) понимание потребностей общества; 2) высока€ квалификаци€ профессорско-преподавательского состава; 3) научный авторитет; 4) престиж вуза; 5) конкурентоспособность; 6) техническа€ оснащЄнность вуза (помещение, оборудование и т.п.). –еализаци€ всех поставленных задач по внедрению —ћ  требует в первую очередь наличи€ квалифицированного профессорско-преподавательского персонала в самом образовательном учреждении и его способности готовить специалистов дл€ предпри€тий. —ћ  предполагает создание условий дл€ организации качественной работы и всего обслуживающего персонала университета, что тоже немаловажно дл€ эффективной работы самого вуза. “аким образом, внедрение —ћ  в образовательном учреждении позволит: Х —плотить сотрудников в команду единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива. Х —пособствовать созданию условий дл€ подготовки высококвалифицированных специалистов. Х ѕосто€нно повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава. Х ѕозитивно решать экономические проблемы в образовании. Х ќбслуживающему персоналу качественно выполн€ть свои об€занности. II. «адачи внедрени€ принципов —ћ . ¬ысшее руководство университета, внедр€ющее принципы —ћ , решает следующие задачи: 1. ѕрин€ть ответственное решение о проведении работ по внедрению —ћ . 2. —оздать —овет по качеству, который должен возглавить руководитель вуза, и назначить должностных лиц, ответственных за качество в учебном заведении и каждом его подразделении. 3. –азработать стратегию —ћ , т.е. определить политику, цели и задачи учреждени€, показатели оценки качества. ј также определить преимущества, которые получит вуз, и сроки, в которые эти преимущества будут достигнуты. 4. ќпределить и документировать все процессы, происход€щие в вузе. 5. ѕри необходимости привести в соответствие права, об€занности и ответственность каждого сотрудника вуза, исход€ из разработанных нормативно-правовых документов, и информировать сотрудников об этом. 6. ¬ыработать и внедрить в вузе формы и методы контрол€ и отчЄтности. 7. –азработать –уководство по качеству, методические рекомендации по всем процессам организации, рабочие инструкции дл€ каждого работника учреждени€ вплоть до обслуживающего персонала. 8. ѕри необходимости реорганизовать структуру управлени€ вуза с целью удалени€ всех барьеров между подразделени€ми в де€тельности, относ€щейс€ к вопросам качества. 9. —формировать рабочие группы дл€ разработки необходимой документации и внедрени€ их в подразделени€х дл€ улучшени€ процессов де€тельности. 10. –абочим группам необходимо внедр€ть и контролировать выполнение рекомендаций на местах. 11. —овет по качеству должен анализировать результаты контрол€ выполнени€ сотрудниками вуза рекомендаций, выработанных группами. 12. ѕосто€нно информировать сотрудников коллектива о внедрении в вузе —ћ  и о преимуществах, которые будут получены в результате этой де€тельности. ≈сли по пунктам проанализировать каждую задачу, которую выполн€ет руководство вуза, то необходимо отметить, что перва€ задача €вл€етс€ не только самой ответственной и значимой с точки зрени€ всех последующих решений, но и самой трудной. ¬сегда трудно прин€ть решение. Ќужно пон€ть, что в университете могут возникнуть проблемы, св€занные с изменением организационной структуры, с затратами по управлению, обеспечению и улучшению качества, с подготовкой кадрового потенциала. “ак как преподаватели и сотрудники вуза, возможно, не сразу поймут философию —истемы ћенеджмента качества и цели внедрени€ —ћ  в учебный процесс, может быть, нужно будет прибегнуть к достаточно серьЄзным волевым решени€м и т. д. Ќеобходимо осознанно подходить ко всем возникающим проблемам. » здесь приходитс€ подчеркнуть значение лидирующей роли руководства организации, умеющего улавливать существующие потребности внутри и вне вуза, превраща€ их в конкретные требовани€ к учебным и производственным процессам. ќдним из ключевых моментов внедрени€ —ћ  в образовательных учреждени€х €вл€етс€ втора€ задача - задача создани€ —овета по качеству, который должен определить основные направлени€ дл€ улучшени€ учебных и производственных процессов вуза, а также разработать методы анализа внедрени€ и функционировани€ —ћ . Ќа —овет возлагаетс€ задача подбора и назначени€ рабочих групп из сотрудников, работающих над улучшением учебных и производственных процессов в вузе. Ёти сотрудники должны иметь многолетний опыт работы в вузе, быть честными, добросовестными, владеющими организаторскими способност€ми, обладающими аналитическим мышлением. Ќемаловажной задачей дл€ —овета по качеству €вл€етс€ определение долгосрочной политики, целей и задач учреждени€, показателей качества, преимуществ, которые получит учреждение, и сроков, в которые эти преимущества будут достигнуты, т.е. необходимо разработать стратегию —ћ . Ёто должен быть такой документ, в котором чЄтко и подробно изложены цели и задачи учреждени€ и реально установлены сроки выполнени€ этих задач. „етвЄрта€ задача - определение и документирование всех процессов, происход€щих в вузе Ц необходима дл€ четкого распределени€ и разграничени€ задач и функций, выполн€емых подразделени€ми и каждым сотрудником, определени€ их места в —ћ . ¬ результате определени€ процессов будет видна необходимость проведени€ изменений в структуре вуза. ¬ыполнение п€той задачи - приведени€ в соответствие прав, об€занностей и ответственности каждого сотрудника вуза Ц необходимо дл€ того, чтобы каждый член учебного заведени€ был информирован и понимал, насколько от него зависит весь процесс внедрени€ и функционировани€ —ћ , и ответственно подходил к этому, а также знал все свои права и об€занности. ќчень ответственным моментом €вл€етс€ выполнение шестой задачи Ц выработки и внедрени€ в вузе форм и методов контрол€ и отчЄтности. ‘ормы и методы контрол€ и отчЄтности могут быть совершенно разными, самое главное Ц планирование и анализ данных по проведенным проверкам, в результате которых будет вы€вл€тьс€ необходимость и целесообразность проверки де€тельности подразделений и каждого сотрудника вуза. Ћюба€ проверка действий сотрудника должна быть оправдана. » одна форма контрол€ не должна повтор€ть другую или пересекать еЄ. ”ниверситетские преподаватели по своему складу €вл€ютс€ одиночками, не привыкшими к коллективной работе. ѕоэтому дл€ внедрени€ командных форм организации труда и контрол€ потребуютс€ значительные усили€. ѕроанализировав работу каждого преподавател€ или сотрудника университета, нужно определить этапы его де€тельности и где необходимо установить контроль и отчЄтность. ј потом приступить к решению седьмой задачи - разработке –уководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам Ц учебным и производственным - вуза, рабочие инструкции дл€ каждого работника учреждени€ вплоть до обслуживающего персонала, в которых будут изложены права и об€занности всех членов вуза, а также исход€ из таких инструкций, формы контрол€ и отчЄтности. Ёто не менее ответственна€ работа. ≈сли внедрение —ћ  в учебный и производственный процесс вуза приводит в его структуре к каким-то осложнени€м, то нужно реорганизовать всю структуру управлени€ с целью удалени€ всех барьеров между подразделени€ми в де€тельности, относ€щейс€ к вопросам качества. Ёто восьма€ задача —овета по качеству. ќна необходима дл€ того, чтобы установить, не противоречит ли работа одних подразделений другим. «атем необходимо сформировать рабочие группы дл€ разработки необходимой документации и внедрени€ их в подразделени€х дл€ улучшени€ процессов де€тельности (дев€та€ задача), с которыми —овет по качеству будет вести работу с целью внедрени€ и функционировани€ —ћ  дл€ улучшени€ качества учебной и производственной де€тельности вуза. Ёти группы разрабатывают и внедр€ют рекомендации, инструкции, формы контрол€ и т.д., о которых было сказано выше. ¬се члены университета об€заны выполн€ть рекомендации, выработанные этими группами. ј группы должны вести жЄсткий контроль по выполнению этих рекомендаций. √руппы по внедрению и функционированию —ћ  могут разрабатывать нормативные и процедурные документы дл€ таких областей, как: методы преподавани€ и оценки преподавателей, формы повышени€ квалификации, критерии оценки студентов, формы контактов с абитуриентами, студентами и родител€ми, улучшение условий проживани€ в общежити€х, помощь отстающим студентам и т.д. Ёто дес€та€ задача. —овет по качеству должен анализировать результаты контрол€ выполнени€ сотрудниками вуза рекомендаций, выработанных группами (одиннадцата€ задача). Ќаблюдать, насколько грамотно и эффективно происходит процесс внедрени€ —ћ  в их учреждении, посто€нно регулировать этот процесс исход€ из результатов анализа, и информировать сотрудников коллектива о результатах внедрени€ и функционировани€ —ћ  в вузе, а также тех преимуществах, которые будут получены (двенадцата€ задача). “аким образом, —ћ  в де€тельности вуза Ц это объединение, во-первых, упор€доченной организационной структуры, во-вторых, св€занных между собой учебного и производственного процессов, в-третьих, людских ресурсов, в-четвЄртых, методик и документов, необходимых дл€ осуществлени€ политики в области качества. ѕолитика качества €вл€етс€ основным компонентом в системе менеджмента качества. ќна определ€ет цель построени€ и функционировани€ системы качества, а также об€зательства ¬ысшего руководства по достижению поставленной цели. —ћ  охватывает следующие сферы де€тельности вуза: педагогическую, научную, воспитательскую, административную, хоз€йственную. ”казанные сферы де€тельности взаимосв€заны между собой и в большинстве случаев пересекаютс€. ‘ункционирование —ћ  вуза осуществл€етс€ за счЄт вовлечени€ всего персонала, при этом высшее руководство в лице –ектора принимает на себ€ полную ответственность за достижение целей политики в области качества. ”правление в сфере педагогической де€тельности вуза в рамках —ћ  базируетс€ на управлении профессорско-преподавательским составом, его де€тельностью, созданием новых учебных, методических направлений, образовательных программ, учебно-методической литературы, необходимой дл€ учебного процесса, дидактического материала и т.п. ”правление в сфере научной де€тельности в рамках —ћ  базируетс€ на определении ведущих научных направлений, по которым будет вестись научна€ де€тельность в вузе, регулированием научных работ, необходимых дл€ дальнейшего совершенствовани€ де€тельности самого вуза. ”правление в сфере воспитательной де€тельности в рамках —ћ  базируетс€ на управлении студенческим коллективом, его учебной де€тельностью, а также развитием высоконравственных качеств, присущих современному человеку. ¬уз должен создавать, оценивать и улучшать не только услови€ обучени€, но и услови€ дл€ гармоничного воспитани€ студента, специалиста-выпускника, услови€, в которых он не только может учитьс€, но и воспитывать гражданскую позицию, развивать свои творческие возможности. —ледовательно, государство через вуз должно следить за тем, какие воспитательные средства и насколько эффективно они используютс€ в процессе обучени€. ”правление в сфере административной де€тельности в рамках —ћ  базируетс€ на анализе процессов де€тельности профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала, прин€тии соответствующих решений по результатам показателей дл€ повышени€ эффективности учебного и производственного процессов. ѕри этом под эффективностью процесса понимаетс€ его вклад в целевую функцию политики в области качества с учЄтом затрат всех видов ресурсов. ”правление в сфере хоз€йственной де€тельности в рамках —ћ  базируетс€ на управлении хоз€йственными процессами: своевременным обеспечением необходимыми материалами и оборудованием, качественным выполнением хоз€йственных работ, которые предназначены дл€ улучшени€ научного, учебного, административного и производственного процессов в вузе. III. –оль преподавател€ в системе менеджмента качества. ќсмыслива€ де€тельность по оказанию образовательных услуг в вузе с точки зрени€ требований международных стандартов »—ќ серии 9000:2000, мы хотим рассмотреть роль преподавател€ в образовательном процессе с позиций —истемы ћенеджмента  ачества, ведь не секрет, что не только от руководства вуза, но и от преподавател€ зависит последовательное и динамичное совершенствование вуза. «ачастую руководство вузов, не до конца понимают роли преподавател€ на рынке образовательных услуг, и пока по старинке считают, что качество и престиж университета зависит только от его руководства. ј на работу преподавател€ смотр€т только с точки зрени€ контрол€ его де€тельности. ћежду тем, если смотреть на преподавател€ с точки зрени€ индустрии образовани€, то он €вл€етс€ производителем образовательных услуг. „то это за образовательные услуги? Ћекции, семинары, практические зан€ти€, лабораторные работы, учебники, учебные и учебно-методические пособи€ и т.п., одним словом, всЄ, что необходимо дл€ реализации образовательных программ, которые, кстати говор€, создаЄт тоже преподаватель. «начит, от преподавател€ зависит качество образовательных программ, созданных им, поскольку преподаватели высших учебных учреждений имеют определЄнную свободу при разработке и реализации образовательных программ и учебных планов. ѕоэтому качество образовательных программ зависит от персональной компетентности преподавател€. —ледовательно, качество и компетентность имеют важное значение дл€ получени€ требуемых результатов.  ак определить компетентность преподавател€, качество созданной образовательной программы? ќпределить поможет ориентаци€ на внешний рынок (государство и общество) и внешнего потребител€ (студента). ¬ вузах, занимающихс€ предоставлением образовательных услуг, больша€ часть персонала непосредственно контактирует с внешним потребителем. ¬ процессе оказани€ услуги, потребитель-студент воспринимает и оценивает академический уровень, профессиональные знани€, социальные навыки преподавателей образовательной организации. –уководство вуза должно оценивать де€тельность преподавател€ и качество вновь созданной им программы по предыдущим программам, их качеству и положительной оценке внешних потребителей. ќриентаци€ на внешний рынок и внешнего потребител€ подразумевает не только покупател€ (студента), конечного пользовател€. ∆изненно важна дл€ образовательного учреждени€ работа на внутренний рынок и внутреннего потребител€.  аждый преподаватель вуза €вл€етс€ не только производителем образовательных услуг, но и сам может €вл€тьс€ потребителем. ƒл€ того, чтобы иметь возможность удовлетворить внешнего потребител€ (общество, компании, предпри€ти€, учреждени€), необходимо удовлетворить потребности внутреннего потребител€, т.е. преподавател€. √овор€ о преподавателе как о потребителе, мы имеем ввиду то, что преподаватель строит свою де€тельность на основании информированности о политике, цел€х и задачах, разрабатываемых руководством, поэтому руководство об€зано доводить информацию до преподавател€, это, во-первых, во-вторых, на организации руководством возможности повышени€ квалификации, создани€ необходимых условий дл€ организации: 1) преподавательской де€тельности; 2) научной де€тельности; 3) достойного материального вознаграждени€ за его труд; 4) условий дл€ его отдыха; 5) создани€ мотивации дл€ раскрыти€ его творческих возможностей и т.д.  орректное руководство преподавател€ми внутри учебного заведени€ представл€ет собой одно из основных условий дл€ достижени€ качественных результатов. „то может €вл€тьс€ показателем низкой качественной работы руководства вуза? Ёто посто€нные оправданные и неоправданные, повтор€ющие друг друга проверки де€тельности преподавател€, требовани€ многочисленных форм отчЄтности. Ќеумение создать определЄнную свободу дл€ развити€ творческого потенциала преподавател€, его самосовершенствовани€, наконец, творческих решений.  ак сказал ян –айзбек, один из ведущих европейских разработчиков —истемы менеджмента качества в сфере образовани€, важно соблюдать необходимый баланс между свободой и необходимостью, чтобы каждый преподаватель обладал достаточной свободой в рамках своих об€занностей, но, тем не менее, его де€тельность должна регламентироватьс€ определЄнными правилами (5). Ќе только жизненный уровень, (хот€ это тоже немаловажно), но даже самое простое недоверие к преподавателю, рон€ет его достоинство, лишает его мотивации к творческой де€тельности. Ёто показатель несогласованной де€тельности административного персонала. ¬недрение —истемы ћенеджмента  ачества поможет решить все эти проблемы, так как точно определит все действи€ административного персонала. ≈сли в какой-то мере учитываетс€, что могут потребовать студенты, остаетс€ спорным вопрос о том, как следует измер€ть потребности преподавателей. ¬узы должны чаще проводить опросы своих преподавателей, но не в форме собраний. —обрани€, доставшиес€ нам от советской эпохи, €вно устарели. ¬ мире существуют более прогрессивные формы вы€влени€ проблем преподавателей Ц социологические опросы, разные виды анкетировани€, интервью, по результатам которых можно узнать не только требовани€ и проблемы преподавателей, но и с какими недостатками они сталкивались во врем€ учебного процесса, чтобы лучше готовить специалистов к профессиональной де€тельности. ќдним из ключевых процессов управлени€ €вл€етс€ выстраивание в соответствии с потребност€ми преподавателей стратегии развити€ вуза. ѕоэтому руководители вузов об€заны чувствовать потребности собственных сотрудников. ¬ этой области вузами проводитс€ слишком мало исследований, направленных на совершенствование работы преподавателей, предоставл€ющих образовательные услуги. ¬узы должны определить, какие показатели, характеризующие потребности преподавателей, им следует измер€ть, и сделать такие измерени€ посто€нными и систематическими. ≈сли вз€ть, например, такую составл€ющую комплексного подхода —ћ , как работа с кадрами, то во многих вузах считаетс€ вполне допустимым практически не заниматьс€ проблемой развити€ и совершенствовани€ кадрового состава, особенно преподавательского. ¬ вузах отсутствует широкий, комплексный подход к развитию внутренних коммуникаций, обеспечивающий свободный обмен информации между разными уровн€ми преподавательского и административного персонала.  аждый член образовательной организации, независимо от той роли, которую он в ней играет, об€зан понимать прин€тую в ней систему взгл€дов и ценностей, методы и правила еЄ работы. Ёто его законное право, и если оно не соблюдаетс€, если работник не имеет должной информации в этой части, то он чувствует себ€ в изол€ции и не получает удовлетворени€ от работы. ≈сли работник понимает, в какую сторону движетс€ организаци€, ему пон€тны рабочие процессы, в которых он участвует, то он имеет представление о том, какую роль он играет в де€тельности учебного заведени€. ќн должен иметь возможность вли€ть по каналам обратной св€зи на де€тельность вуза, получать от неЄ необходимое обучение и возможности дл€ развити€ своих потребностей. Ќемаловажным станет дл€ вуза повышение уровн€ технологической дисциплины сотрудников, создани€ системы регул€рных внутренних аудитов качества и повышение на их основе уровн€ исполнительской дисциплины, повышение инвестиционной привлекательности и создание нового имиджа вуза. ¬о всЄм сказанном играет огромную роль - роль лидеров. ¬ообще XXI век Ц век лидеров. “ема нововведений и преобразований привлекает внимание многих учЄных мира, особенно в сфере образовани€, в течение многих лет. Ѕез наличи€ определЄнных факторов, обеспечивающих успех и жизнеспособность проводимых преобразований, любые намерени€ изменить государственные образовательные стандарты и учебные программы на пути развити€ останутс€ лишь намерени€ми и не смогут перерасти в целенаправленные и эффективные практические действи€. "Ќа сегодн€шний день, - как пишет  рис  еннеди, ƒиректор центра английского €зыковедени€ ”ниверситета Ѕирменгем, в прошлом Ц ѕрезидент ћеждународной ассоциации преподавателей английского €зыка как иностранного, - мы достигли той отметки, когда осознаЄм, что наиболее значительной предпосылкой успешной реализации преобразований €вл€етс€ человеческий фактор, поскольку без изменени€ менталитета людей, работающих в организаци€х и учреждени€х, без их энтузиазма и приверженности делу не будет реализована ни одна реформа, какой бы актуальной она не была. ѕридание важности человеческому фактору, а не €влени€м, окружающим его, привело к повышению интереса к пон€ти€м "лидерство" и "компетентность", пон€ти€м, которые до недавнего времени, по крайней мере, в ¬еликобритании, воспринималось достаточно негативно" (6). »меет огромное значение видение стратегии, представлени€ о миссии, системе взгл€дов и ценностей учебного учреждени€, которому мало придают внимани€ на современном этапе. “акой элемент —ћ  как "ћисси€, взгл€ды и ценности высшего учебного заведени€", нацелен не только на установление перспективных целей и задач организации на несколько лет вперЄд в части повышени€ основных показателей его де€тельности, но и на подн€тие престижа вуза, престижа преподавателей. ¬ообще создание руководством атмосферы де€тельности вуза как миссии, заставл€ет преподавателей и персонал высоко нести марку университета. Ёто серьЄзна€ проблема, над которой стоит задуматьс€. IY. —тудент Ц потребитель образовательных услуг в системе менеджмента качества. ¬ индустрии образовани€ —истема ћенеджмента  ачества подразумевает ориентацию на потребител€-студента и должна быть соотнесена с его ожидани€ми.   сожалению, в наших вузах пока нет должного внимани€ к студентам как потребител€м образовательных услуг, к ним пока только относ€тс€ как к клиентам, оплачиваемым эти услуги. ƒл€ удовлетворени€ требований студентов руководители вузов должны посто€нно проводить мониторинг с целью определени€ потребностей студентов и выстраивать в соответствии с ними стратегию развити€ своей организации. ¬ этой области образовательными учреждени€ми проводитс€ слишком мало исследований. —ерьЄзнейшими проблемами остаютс€ проблемы культуры поведени€ студента в вузе, знаний его своих прав и об€занностей. »сследовани€ психологии студента, его менталитета помогли бы определить те инструменты, с помощью которых можно было бы воздействовать на его воспитание, на его отношение к учебе.   сожалению, и на такие компоненты как внешний вид студента, его поведение, манера изложени€ недостаточно обращает внимание руководство вузов, не придает этому серьЄзного значени€. —тудент сам ещЄ не осознаЄт того, что его потребности €вл€ютс€ рычагом улучшени€ образовательного процесса. ≈сли ему предостав€т права и четко определ€т его об€занности, то он, зна€ свои права и об€занности, будет требовать от вуза предоставлени€ ему качественных образовательных услуг и начнет серьезнее относитьс€ к своим об€занност€м. “огда и вуз будет серьЄзнее относитьс€ к предоставлению образовательных услуг. ќбразовательные организации должны определить, какие показатели характеризуют потребности студентов. ѕо нашему мнению, объектом оценки должен стать весь опыт студенческой жизни: с момента, когда он прин€л решение и стал абитуриентом, подготовкой его поступлени€, сдачи вступительного экзамена, с первых контактов, будучи студентом, с вузом, весь срок обучени€ в учебном заведении и судьба студента после окончани€. ¬узы должны чаще проводить опросы с абитуриентами, со студентами, со своими выпускникам, не только последнего выпуска, но и предыдущих лет, чтобы вы€вл€ть, с какими недостатками они сталкивались во врем€ поступлени€, обучени€, чтобы лучше готовить их к жизни и работе после получени€ диплома.   сожалению, такие инструменты вы€влени€ потребностей студентов как разные виды анкетировани€, опросов, интервью мало примен€ютс€ в наших вузах. ѕоэтому необходимо выработать эти инструменты. » затем путЄм анализа требований потребител€-студента, изучени€ рынка образовательных услуг, рыночных требований следует попытатьс€ воплотить ожидани€ рынка в проекте и в работе вузов. ѕромышленные и торговые компании, государственные учреждени€ часто упрекают в том, что выпускники вузов оказываютс€ плохо подготовлены к реальной жизни, не обладают нужными навыками. умением контактировать с людьми,. ѕоэтому, возможно, первым шагом к совершенствованию работы вуза должно стать вы€вление тех недочетов, которые были допущены при подготовке выпускников предыдущих лет, а также определение того, в чем конкретно они заключаютс€, и что можно сделать дл€ их устранени€. —истема менеджмента качества вуза определ€ет основные и вспомогательные процессы его де€тельности. ќсновной процесс начинаетс€ с оценки абитуриента де€тельности вуза, продолжаетс€ в течение всего образовательного процесса (процесса оказани€ услуги) и заканчиваетс€ оценкой результата полученных знаний (государственные экзамены, защита дипломной работы). ¬спомогательными процессами €вл€ютс€: мониторинг потребительского рынка и требований заинтересованных сторон, разработка и внедрение методик и учебных пособий, необходимых дл€ обеспечени€ основного процесса, воспитательный процесс и т.п. в зависимости от направленности вуза. »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј 1. ≈женедельник "ƒеловой партнер ”збекистана". –убрика "—тандарты и качество"; —уванов ј. ќсобенности внедрени€ системы менеджмента качества на основе международного стандарта »—ќ серии 9000 версии 2000 года (—ћ  на основе ћ— »—ќ 9000:2000) в сфере телекоммуникаций. ≈женедельник "Ќовости ”збекистана", 19 сент€бр€, 2003 г., є 37, с. 5. и др. 2. International Organization for Standardizations Ц ISO 9001. Total Quality Management. Order. Geneva, 2000. 3. Ѕолее подробно об этом см. статью —уванова Ё. ѕринципы ISO 9001:2000 в системе образовани€ Ц ≈женедельник "ƒеловой партнер ”збекистана", 2004, 29 €нвар€, є 5 , с.3. 4. Ќациональна€ программа по подготовке кадров. –еспублика ”збекистан. Ц ¬ кн.: √армонично-развитое поколение Ц основа прогресса ”збекистана. “ашкент, 1998, с.33 Ц 61. 5. ян –айзбек.  омплексное управление эффективностью высшего образовани€ в будущем. Ц ж. "≈вропейское качество", 2003, є 1-2, с. 94. 6.  рис  еннеди. «ависит ли успешна€ реализаци€ преобразований и нововведений от лидеров. - Ўеста€ международна€ конференци€ по вопросам €зыка и развити€. Ћингвистические задачи национального развити€ и международное сотрудничество. 15-17 окт€бр€ 2003 г. “ашкент, ”збекистан, с. 13. Ё. —уванова, ”збекистан


“акже на сайте:
 онсультант по системам управлени€. ’орошее - не может быть дешевым, или как дважды не наступить на одни и те же грабли
 омпьютерные системы менеджмента качества


ќ проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посв€щенных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Ќам более 7 лет, и все это врем€ ресурс пополн€етс€ новыми и новыми материалами, почти ежедневно. ≈сли вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

 роме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

ƒобавить в "»збранное"

–екомендуем

»збранные книги

–еклама на сайте





 ак сюда попасть?