В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности. (Принцип Питера)

Творчество, управление, лидерство

За чуть более чем 250 лет существования капитализма человеческое общество сделало гигантский шаг в своем развитии. Капитализм стал первым в истории обществом, которое превратило чрезвычайно быстрое кумулятивное развитие экономики и техники в обычное явление. Многократный рост эффективности материального производства в ХХ веке стал источником постоянного роста благосостояния населения и стремительного роста науки и техники. Так, покупательная способность американского промышленного рабочего в ХХ столетии выросла в 20 раз, хотя численность самих рабочих уменьшилась лишь в 2 раза. Примерно то же произошло и в других высокоразвитых странах. Еще более стремительно росла покупательная способность в Японии, где она, за этот же период, увеличилась в 30 раз. Аналогичная картина с развитием науки и техники. За ХХ век численность занятых научно-исследовательским и техническим трудом и стоимость НИОКР выросли с 50 тыс.человек и 50 млн. ф. стерлингов в 1900 году до 5 млн. человек и 400 млрд. долл. в 2000 г. Научно-техническая революция и рожденные ею информационная и образовательная революции стали основой качественного преобразования общества и интеллектуализации всех сфер человеческой деятельности. Это превратило, в настоящее время, творческую деятельность творческих личностей в основной источник современного общественного развития. Поэтому в самом широком смысле "творчество рассматривается сегодня как механизм развития" или "как взаимодействие, ведущее к развитию".

Вопрос о сущности творчества по-разному решался на различных этапах эволюции общественно-экономических систем. Основной причиной, определяющей это различие, был достигнутый страной уровень благосостояния. Рост производительности труда и эффективности производства при капитализме позволил достигнуть относительно высокого уровня благосостояния, который сначала ослабил, а затем ликвидировал существовавшие с момента появления человеческого общества "гнет и давление нищеты", выражавшиеся в постоянном неполном удовлетворении экономических потребностей населения. Это привело к тому, что "во всех развитых странах доля чистого дохода, направляемого на удовлетворение экономических потребностей, неуклонно снижалась на протяжении всего ХХ столетия". Это освобождало человека для интеллектуальной, творческой деятельности и стало основой рождения интеллектуальной творческой личности. Используя цивилизационный подход, рассмотрим для определения границ развития современных форм творчества динамику роста благосостояния населения.

Пять ступеней уровня дохода и индустриального развития в 2000-м году

Прединдустриальные страны

от 50 до 200 долларов на душу населения

Частично индустриальные или промежуточные страны

от 200 до 600 долларов на душу населения

Индустриальные страны

от 600 до 1500 на душу населения

Ориентированные на массовое потребление или развитые индустриальные страны

от 1500 до 4000 долларов на душу населения

Постиндустриальные страны

выше 4000 до 20000-30000 долларов на душу населения

(Данные книги Г.Кана и А.Винера "Двухтысячный год - база для размышлений о следующих тридцати трех годах")

Как известно, активное развитие науки и техники началось на индустриальной ступени развития, т.е. с 1880 года, и бурно продолжается на последующих ступенях, особенно после 1950 года. Современная научно-техническая революция, атомная энергетика, микроэлектроника, космическая техника, компьютеры и т.д. ознаменовали наступление новой эры в развитии общества. Именно на этой стадии произошло выделение творчества из трудового, производственного процесса, который в течение многих столетий творчество только сопровождало. Итак, на основании проведенного анализа "установлена" историческая граница появления самостоятельной творческой деятельности и установлен существовавший в то время уровень благосостояния.

Начавшийся ХХI век практически сохранил основные черты и тенденции ХХ века. Стремительный рост новых идей и научно-технических возможностей, нестабильность, социальная изменчивость, создание мира ТНК и интегрий, единого мирового экономического пространства и т.п. Все это не ослабило, а усилило капитализм. В настоящее время ни одно государство не может жить вне этого мира. Материальной основой этого мира являются 62 тыс. ТНК, среди которых 500 крупнейших (в том числе более 200 американских). Создана мировая финансовая цивилизация во главе с 500 транснациональными банками. В настоящее время ТНК определяют климат на мировом рынке. В руках ТНК 80% всех добываемых сырьевых ресурсов, 50% объемов обрабатывающей промышленности, и, что особенно важно, они владеют 75% всех патентов и лицензий. К услугам ТНК мировая финансовая цивилизация. Все это позволяет миру капитализма создать отличные условия для творчества, что, безусловно, усложняет достижение конкурентоспособности нашими фирмами. К тому же наши конкуренты, интегрируясь в мир ТНК, объединяют свои творческие силы и ресурсы и перешли, в конце ХХ века, на новые творческие инновационные технологии разработки качественно новой продукции, которые являются технологиями творчества, создали национальные инновационные системы и коллективы, состоящие из творческих личностей, организовали прогрессивные кластеры для разработки и производства необходимой комплектации для новых изделий, внедрили системы менеджмента качества в организациях и т.п. Все это позволило им опередить нас на целое поколение.

Поэтому ХХI век, если мы хотим вернуться на достойное место в мире, должен стать для нашей страны веком творчества, так как только от эффективности творческой деятельности творческих личностей, как было показано, зависит сегодня динамизм и успех общественного и научно-технического развития. Для создания в нашей стране "общества творчества" необходимо обеспечить начальные, базовые условия его возникновения. Начальные, базовые условия создания творческого общества в нашей стране предполагают: достижение благосостояния в 7-8 тыс. долл. на душу населения в год; повышение среднего образовательного уровня населения до уровня соответствующего современной НТР, т.е. до 14-15 лет; переход отечественных НИИ, КБ и предприятий на инновационные технологии, которые являются технологиями творчества.

Кроме реализации этих необходимых условий предстоит также осуществить большой пакет мер, которые сделают возможным построение общества творчества и, что особенно важно, успешное его функционирование. Как свидетельствует зарубежный опыт, для повышения активности творческого потенциала общества, включая создание новых знаний, должно осуществляться приоритетное развитие науки и техники. Современный менеджмент на основе организационного поведения, применение более эффективных технологий функционирования творческих личностей, формальных и неформальных коллективов, групп и организаций, а также использование большого набора научно-технических, организационных, социально-экономических мер, включая системы менеджмента качества, организационного обучения, инновационные и информационные технологии и т. д. При этом одним из наиболее широко используемых и распространенных методов повышения эффективности творческой деятельности групп и коллективов является метод руководства и управления творческой деятельностью коллектива с использованием возможностей практики лидерства.

Для рассмотрения постоянно возрастающей роли человеческого фактора в управлении инновационным творческим процессом, с учетом роли лидера в повышении его эффективности, определения влияния уровня общественного благосостояния и образованности на возникновение и интенсивность творческой деятельности в корпорациях необходимо, кроме анализа внешних условий, вытекающих из господствующей современной социально-экономической и цивилизационной атмосферы общества, рассмотреть модель творческого процесса, а также проанализировать ряд внутренних факторов, определяющих обстановку и взаимодействие членов творческого коллектива. В том числе:

  • во-первых, рассмотреть развитие корпораций - этой наиболее широко используемой в настоящее время формы производственного объединения людей для достижения общих целей. (Чаще всего современные корпорации организуются в форме акционерных обществ. В США большинство корпораций (около 2 млн.) - это мелкие компании, создающие наиболее благоприятные условия для творческой деятельности. Существует также незначительное количество крупных частных фирм);

  • во-вторых, проанализировать все основные изменения, которые постоянно происходили и происходят в коллективах корпораций в результате быстрого обновления и увеличения объема необходимых и используемых новых знаний, включая инновационные технологии, а также в результате постоянного роста интенсивности конкуренции. Это привело к радикальному изменению роли знаний в производстве и в обществе. Они превратились в основной постоянно обновляемый ресурс развития;

  • в-третьих, учесть изменение менеджмента и систем управления корпораций под влиянием увеличения сложности, наукоемкости продукции и, что особенно важно, нового качества человеческого фактора. Это привело к изменению характера социально-экономических отношений в коллективе и оказало влияние на формирование социально-экономической атмосферы общества.

Таким образом, существует большое количество факторов, кумулятивное действие которых способствует замещению труда в старом понимании творчеством. Ниже рассматривается часть этих факторов, но, в первую очередь, был проанализирован уровень благосостояния населения на разных цивилизационных ступенях, так как они являются также и ступенями становления творческого потенциала человечества.

Современное понятие творчества, в самом общем виде, определяется как процесс, в результате которого путем объединения творческой личностью или творческим коллективом различных компонентов (материалов, идей, единиц информации и т.п.) создаются новые, необходимые для использования человеком, оригинальные их комбинации, позволяющие обеспечить повышение эффективности создаваемых новых изделий и технологий за счет достижения максимального синергетического эффекта от объединения. Существуют и другие определения. Например, творчество - это механизм развития или творческий процесс - движущая сила прогресса.

Общеизвестно, что в настоящее время научно-техническое творчество, а не капитал и рабочая сила является основным источником общественного развития. Новые научно-технические решения, которые с постоянно ускоряющимся темпом появляются в научно-техническом потенциале, беспрерывно изменяют самого человека и его привычки, общество и окружающую природу. Поэтому современное содержание понятий "развитие общества" и "общественный прогресс" относится, в основном, к научно-техническому развитию. Кроме творческой личности в реализации творческого процесса необходимо участие руководящих работников-руководителей, которые создают условия для самореализации творческой личности и обеспечивают выполнение проекта, управляя его реализацией. При этом необходимо руководителю, организующему протекание творческого процесса, учитывать его специфику. Творческий процесс, в тот момент, когда он происходит, не может быть формализован! Поэтому творцы никогда не могут сами объяснить, как они "нашли" то или иное творческое решение (Д.И.Менделеев, И.Ньютон и др.). Эта закрытость творческого процесса для внешнего наблюдателя создает серьезные трудности для руководителя, управляющего реализацией проекта. Поэтому, исходя из наличия непознанных закономерностей творческой деятельности, на основании обобщения практики успешно выполненных разработок формируют набор отдельных стандартных процедур, которые считаются обязательными и могут быть проконтролированы. Эти процедуры, как правило, составляют основу нормативных документов. Учитывая сказанное, представим основу модели инновационного творческого процесса создания новой продукции или технологии. Модель отражает последовательность отдельных этапов творческого процесса и их исполнителей.

Первый этап - рождение или поиск новой идеи, позволяющей решить задачу, стоящую перед обществом (коллективом).

В начале творческого процесса, очевидно, находится творческая ключевая личность, в мозгу которой возникла новая идея, или идея была заимствована у кого-то или подсказана кем-то. Творческий процесс - это умственный труд, мышление, в процессе которого происходит объединение различных компонентов с целью достижения максимального синергетического эффекта. Только человеческий мозг способен творить. Поэтому требуется, чтобы творческая личность обладала определенными конкретными способностями, знаниями и умением интеллектуального моделирования идеи с целью определения результатов и путей ее реализации, а также она должна располагать психическими свойствами, которые позволят ей наиболее эффективно выполнять роль ключевой личности в коллективе при реализации проекта. Структура модели творчества представляет последовательность этапов, рассматриваемых ниже. Роль ключевой личности не ограничивается только первым этапом. Важнейшей задачей ключевой личности в процессе реализации проекта является научно-техническое руководство реализацией на всех этапах создания от идеи до готовой конкурентоспособной продукции. Это свойство творческой личности определяется ее талантом, который закладывается в творческую личность родителями и шлифуется в системе образования и жизненным опытом. Этот первый этап модели творческого процесса чрезвычайно важен и требует внимательного изучения идеи. Статистика информирует, что 60% предлагаемых идей умирает на этом первом этапе. К свойствам, необходимым и желательным для эффективной деятельности творческой личности, относятся: талант, образование, умение учиться и системно, аналитически мыслить, настойчивость, трудолюбие и работоспособность, опыт, контактность, дружелюбие, высокие душевные качества и т. д. Каждая конкретная творческая личность обладает уникальным набором и сочетанием способностей и свойств. По их сочетанию и набору определяется ее эффективность для участия в проекте.

На втором этапе реализации модели назначается руководитель проекта, который приступает к формированию творческого коллектива для разработки и реализации проекта. Это очень важный этап в жизни проекта. Залогом успеха является коллектив творческих личностей. Набор сотрудников, как правило, осуществляется при непосредственном участии ключевой личности. Сотрудников отбирают по признакам подтвержденной талантливости (на основе результатов предыдущей деятельности, т.е. рассматривается - что было сотворено ранее), уровню образования, свойствам характера, наличию лидерских наклонностей, способностей к учебе, трудолюбию и т.п. Роль ключевой личности при подборе коллектива решающая. На фирме Мicrosoft прием и увольнение сотрудников проводит сам Билл Гейтс. Созданный коллектив обычно начинает разработку с создания своеобразной "конституции" проекта. В ней перечисляются все необходимые для разработки нововведения, директивные документы, которыми должны пользоваться сотрудники в процессе разработки, и устанавливаются, если это необходимо, сроки их внедрения. В этом документе перечисляются все стандарты и системы, материалы и полуфабрикаты, технологии и процессы, которые должны применяться в процессе проектирования и производства, а также в процессе эксплуатации создаваемого изделия. Очевидно, что в этом документе должна быть определена выбранная технология разработки (традиционная, инновационная, робастное проектирование и методы Тагути и т.д.) и указана необходимость менеджмента качества с указанием технологии его задействования. В порядке реализации "конституции" проекта разрабатываются мероприятия, которые предусматривают обучение специалистов, их оснащение и т.д.

В конструкторском бюро осуществляется моделирование различных комбинаций компонентов с целью получения их оптимального объединения, в этом суть разработки, а также осуществляется технологическая проработка проектных решений, выбирается производственная база для организации производства. Именно на этом этапе должны быть сформулированы необходимые сроки создания системы менеджмента качества и предусмотрены меры по подготовке и задействованию системы, включая подготовку менеджеров качества. Именно на этом этапе необходимо принимать решение о создании систем менеджмента качества, а не после вывода продукции на рынок. Целесообразно отразить это требование в стандартах.

Как показывает практика выполнения масштабных творческих разработок конкурентоспособной продукции в больших конструкторских или исследовательских коллективах, в процессе выполнения работ в коллективе возникают неформальные группы для выполнения творческих, исследовательских или проектных работ, объединяемые неформальными лидерами. Особенности такой практики рассмотрены в следующих разделах.

На третьем этапе модели творческого процесса происходит, как правило, организация и реализация проекта в производстве. В его организации огромную роль играет творческая личность и коллектив разработчиков, который осуществлял технологическую проработку проекта. Все принципиальные решения принимаются при одобрении ключевой личности.

На четвертом этапе новое изделие поступает в эксплуатацию, которая, в отличие от предыдущих этапов, является не затратным, а возвратным этапом жизненного цикла. Огромное значение этого этапа очевидно. Это результат творческого процесса, это результат творчества ключевой личности.

Именно эксплуатация дает ответ о степени удовлетворения общественной потребности, которая инициировала разработку, рассматриваемую как творческий процесс. Упрощения, допущенные в процессе рассмотрения, вызваны "тактическими" соображениями. Модель должна показать последовательность этапов творческого процесса и определить участие различных исполнителей, подчеркнуть невозможность без них осуществить творческий процесс, а также необходимость для ключевой личности в начале реализации творческого процесса виртуально представить пути его осуществления по этапам творческой модели.

Рассмотрим, как было намечено, влияние ряда внутренних факторов, возникших в результате развития общества, корпораций и человека и оказывающих воздействие на творческий процесс, на функционирование творческих организаций и взаимодействие членов творческих коллективов, чтобы предусмотреть их задействование в творческом процессе. Рассмотрим эти факторы:

1) Развитие корпораций, в рамках которых осуществляется творческий процесс. В соответствии с цивилизационной теорией общественного развития, в зависимости от структуры, подходов к управлению, технологии создания качественно новой конкурентоспособной продукции и роли человеческого фактора известны три типа организации корпораций: традиционная, индустриальная и индивидуализированная.

Традиционная корпорация - это вертикально-интегрированная организация, управление в которой осуществляет профессиональный менеджмент. Конечной целью менеджмента является стремление максимально продуктивно использовать капитал, который был основным ресурсом индустриальной эпохи. В то время отношение к работникам - "экономическому человеку" – было, как к легко заменяемому машинами менее ценному ресурсу. Используется талант, индивидуальные качества работников- ремесленников- умельцев, их опыт и навыки (Левша, Страдивари и др.).

Индустриальные корпорации - это корпорации, работающие на принципах научного менеджмента. Такие корпорации появились в первой половине ХХ века, но их расцвет приходится на эпоху "общества массового производства". Типичный работник таких корпораций получил название "организационного человека". Для эпохи "общества массового производства" характерна организация работ на основе поточных технологий, желательно в течение длительного периода и при изготовлении значительного количества одного и того же вида продукции. При этом важен был рост количества, а не качества производимых товаров. В процессе производства не используются большие возможности творческой деятельности, т.к. основной целью корпораций является обеспечение роста массы выпускаемых благ, а основными средствами ее достижения являются тейлоризм и конвейерная система. Система управления механическая. Это высшая стадия развития индустриализма. Таким образом, в этих двух рассмотренных типах корпораций роль творческих интеллектуалов и коллективов была незначительной, т.к. творчество только сопровождало традиционный производственный процесс. Это была эпоха господства на рынке ценовой конкуренции.

Индивидуализированные (креативные) корпорации, как правило, возникают в постиндустриальном обществе по инициативе творческих личностей для реализации их идей. Создаются эти корпорации в постиндустриальном обществе и являются гибкими организациями, позволяющими использовать знания и уникальные возможности каждого отдельного работника в интересах создания новой конкурентоспособной продукции. В отличие от других типов корпораций, у которых наиболее ценным капиталом в ХХ веке было их производственное оборудование, у креативных наиболее ценным капиталом стали их работники, владеющие собственными знаниями и занимающиеся интеллектуальным трудом. Поэтому в этих корпорациях для достижения успеха, в отличие от предыдущих, обеспечивается свобода индивидуального творчества и инициатива каждого, а с учетом коллективного труда для повышения его эффективности используется лидерство и создается атмосфера "доверия", дух "семейственности", а также система "организационного обучения", которая поддерживает передовой научно-технический уровень работников и является звеном в системе общественного непрерывного обучения. Именно появление креативных корпораций, которым принадлежит будущее, заставил ученых заняться проблемами организационного, группового и индивидуального поведения, поиском путей управления поведением, включая проблемы творчества, лидерства и т.д. Повышение эффективности творчества, которое замещает труд в его прежнем понимании, как нового типа деятельности, возникающего как комплексное явление, определяющее активность человека в рамках производственного процесса и за его пределами. Возникают и внедряются системы менеджмента качества, организационного поведения и обучения.

2) Трансформация и развитие общества и его производительных сил в эпоху капитализма, в отличие от феодализма, происходит под постоянно усиливающимся и ускоряющимся воздействием знаний, т. е. науки и научно-технического прогресса, на все сферы человеческой деятельности, а также при постоянном усилении интенсивности конкуренции.

На первом этапе становления капитализма (1750-1880 гг.) знания использовались для разработки новых орудий труда и усовершенствования существующих, создания производственных технологий и новой продукции. Усилиями и знаниями Джеймса Уатта, Роберта Фултона и Джорджа Стивенсона капиталистическое производство вырвалось из слабеющих рук феодального общества. Это стало началом промышленной революции.

На втором этапе (1880-1950 гг.) знания стали применяться к трудовой деятельности, что привело к революции в производительности труда. Успехи этого этапа связаны с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915 гг.), который впервые применил знание для анализа продуктивной деятельности и проектирования трудовых процессов. Свою главную задачу он видел в повышении производительности труда за счет внедрения научных методов управления и передачи управления в руки профессиональных управляющих. В годы 2-ой Мировой войны тейлоризм позволил применить знания к организации труда и обучению рабочих. Производительность стала повышаться на 3,5-4% в год, т. е. удваиваться примерно за восемнадцать лет. С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы в промышленности, производительность труда в развитых странах увеличилась раз в пятьдесят. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран в ХХ веке.

На последнем этапе, начиная примерно с 1950 года, который считается годом начала современной научно-технической революции, знание превратилось в определяющий и направляющий фактор развития производства и общества, а также конкурентоспособности. Появился в национальном хозяйстве, наряду с существовавшим производственным потенциалом, научно-технический потенциал. Знание отодвинуло на задний план и капитал, и рабочую силу, которые на предыдущих этапах были основой развития. Появились менеджеры - профессиональные управляющие, которые создали новый менеджмент индустриальных корпораций, и неформальные руководители творческого процесса - лидеры. Знаниями, которые нужны для создания новой конкурентоспособной продукции, владеет, как правило, большое количество специалистов разных отраслей науки и техники. В процессе реализации технического проекта или при проведении исследования, как и в любой творческой деятельности, преследуется цель объединения знаний, необходимых нововведений и других компонентов с целью получения максимального синергетического эффекта от объединения. Поэтому специалисты организационно должны быть объединены, может быть виртуально, в команду или группу интеллектуалов для коллективного выполнения проекта или руководства предприятием. Так как современное предприятие и современный менеджмент не могут в настоящее время успешно существовать без знаний, которыми владеет человечество, организационное непрерывное обучение превращается в неотъемлемую функцию креативной корпорации. В систему управления по мере роста сложности производства и появления новых технологий, включая менеджмент качества, добавлялись новые подсистемы управления, улучшающие качество продукции. Таким образом, креативной корпорации необходимо сделать многих людей способными к ведению совместной деятельности путем установления для них общих целей, ценностей, создания структур по координации их отдельных усилий, проведению обучения и подготовки, с тем чтобы люди могли решать поставленные задачи создания конкурентоспособной продукции и реализовать намеченные цели. Перечисленный набор функций реализуется системами управления.

Конец 80-х начало 90-х годов ХХ века стали годами возникновения постиндустриальной цивилизации и ознаменовались переходом на мировом рынке от ценовой конкуренции к инновационной.

3) Качественное изменение функций управления в последнюю четверть ХХ века было вызвано в первую очередь тем, что произошла революция в образовании. Если в начале ХХ века основную массу рабочей силы составляли малообразованные и неквалифицированные рабочие, то в конце века управлять приходилось коллективами, которые состояли из высококвалифицированных и образованных работников, обладающих достаточно высоким уровнем благосостояния. Аналогичное изменение произошло и в коллективах корпораций. В США даже была поставлена задача, чтобы все работающие к 2000 году имели высшее образование. Изменение образовательного уровня работающих потребовало осуществить переход от механической модели организации управления и производства, возникшей на рубеже XVIII-XIX вв., к новой органической системе управления для производства, основанного на высокой науко- и информационной емкости и высокообразованном персонале. С целью повышения эффективности и конкурентоспособности креативные корпорации переходят в 90-е годы ХХ столетия от ценовой к инновационной конкурентоспособности и поэтому делают ставку на творчество, творческие личности, создают условия для их самореализации Для этого необходимо осуществить значительный комплекс изменений, включая укомплектование фирм творческими личностями, внедрение в практику инновационных и информационных технологий, создание человеко-машинных систем, систем организационного обучения, систем менеджмента качества и т. п. Кроме этого существуют другие факторы, с помощью которых можно интенсифицировать коллективный творческий процесс в обществе и производстве. Например: использование практики лидерства, создание в организации атмосферы "доверия", духа "семейственности", поддерживаемого всеми членами группы, что инициирует индивидуальную и групповую творческую деятельность в коллективе.

Превращение знаний в основу развития общества соответственно изменило взаимосвязи в коллективе, группах и организациях и повысило роль человеческого фактора. Главным источником творчества, как известно, являются творческие интеллектуальные личности, которым необходимо в корпорациях создать условия для их самореализации и интенсификации их творчества с целью успешного создания и производства конкурентоспособной продукции. Это основная задача креативных организаций.

4) Увеличение значения эффективности творческой деятельности в креативной корпорации и тесная связь ее успеха и эффективности с функционированием коллектива превратились начиная с середины 80-х годов ХХ века в одну из популярных тем исследований ученых разных направлений-психологов, экономистов, управленцев, кибернетиков и т. д. Появились новые учебные дисциплины: "Организационное поведение", "Управление персоналом" и другие. Одновременно продолжились исследования творческого процесса, характеристик творческой личности, методов повышения уровня творческого потенциала личности и коллектива. В соответствии с этими современными научными направлениями и излагаются существующие взгляды на проблему лидерства.

При реализации любого творческого проекта четко прослеживается наличие двух необходимых, но различных, дополняющих друг друга сфер деятельности и соответствующих личностей ответственных за успешную их реализацию:

  • первая - творческая, выполняемая творческой личностью (творческим работником, ключевой личностью, творческим коллективом). Творческая деятельность, как говорилось выше, всегда начинается с идей, продолжается в процессе реализации творческой идеи и успешный процесс всегда заканчивается созданием необходимых видов конкурентоспособной продукции или услуг. Это неформализуемая сфера деятельности;

  • вторая выполняется руководителем или иерархической системой руководителей, в задачу которых входит координация деятельности всех участников проекта, обеспечение и распределение необходимых для работы средств и соответствующего оборудования, составление графиков работ, обеспечение взаимодействия с фирмами-поставщиками и заказчиком, решение всех хозяйственных вопросов с целью способствовать своевременной и успешной реализации проекта. Как правило, в помощь руководителю, для руководства коллективом, нанимается профессиональный управляющий - менеджер.

Возможны различные варианты сочетаний выполнения двух указанных функций. Это зависит от масштабов проекта, его новизны, авторитета творца и руководителя, характеристик и специфики творческой личности и творческого коллектива, организационных особенностей выполнения конкурентоспособного проекта, внешних условий выполнения и т.п. Эти работы составляют формальную сферу деятельности. Необходимо отметить, что в первых, ранних корпорациях соединение в одном лице функций руководителя и творческой личности было почти правилом. Аналогичная схема наблюдается в современных наукоемких корпорациях. Однако увеличение сложности продукции (технической, организационной, финансовой) и повышение интенсивности конкуренции привели на определенном этапе развития к специализации функций управления и их разделению, появлению менеджмента и менеджеров. Одновременно развитие электронных средств автоматизации управления позволяет проводить объединение разных руководителей и резко сократить штат управленцев.

5) Поведение каждого человека в трудовом процессе определяется влиянием на него окружающих людей, групп, коллективов, в которых он работает. Группы, в общем случае, делятся на формальные и неформальные. Формальные группы, как правило, являются государственными или частными организациями, которые были или будут созданы извне для решения определенной задачи. Руководитель формальной группы назначается вышестоящей организацией. Новые организации создаются или как самостоятельные, или в составе других обычно по формальным признакам, в приказном порядке. В формальных организациях существует определенная иерархия подчинения. Неформальные же образования создаются самими членами коллективов формальных организаций или групп. Создание неформальных групп происходит при наличии лидера, который выделяется в коллективе по признакам авторитетности, профессионализма, по признакам личных симпатий или для достижения каких-либо общих интересов и т.п. Эффект вдохновляющего и окрыляющего воздействия лидера на членов группы во многом аналогичен влиянию вождей на массы. Под группой понимают сложный социальный организм, имеющий две сферы, объединяющие деятельность группы: материальную и духовную. Духовная сфера формируется под воздействием различных структур: политической, социальной, психологической, религиозной и, особенно, господствующего социально-психологического климата страны. В 60-ые годы была предложена пятистадийная модель развития группы (формирование, информирование, штурм, нормализация, активные действия). Материальной основой создания групп, как правило, являются задания, решаемые в интересах тематики или заданий формальной группы.

Размер группы влияет на эффективность ее функционирования. Для творческой деятельности, без учета масштабов задания и сроков, считается оптимальной группа численностью 7-10 человек. При выполнении крупных заданий целесообразно весь проект технологически разделить на последовательную цепочку взаимосвязанных заданий, которые можно выполнять оптимальным составом. При комплектовании группы целесообразно учитывать возраст, пол, национальность, уровень образования, стаж работы и т.д. При комплектовании группы целесообразно включать в нее работников, принадлежащих одной "когорте." При этом быстрее и безболезненнее происходит адаптация членов группы, эффективнее протекает творческий процесс, реже возникают конфликты и т. п. Считается, что процесс формирования в группе особых связей, характерных для социально-психологической общности людей, занятых творческой деятельностью, сплочение и синтез группы и превращение ее в команду происходят значительно эффективнее под влиянием и руководством лидера.

6) Современный этап развития постиндустриальных стран характеризуется решающим влиянием творчества на темпы, формы и содержание развития человеческого общества. Достижения современной научно-технической революции, стремительное развитие науки и техники, рост благосостояния населения, образовательная революция, появление и быстрый рост количества творческих личностей в передовых странах - все это стало источником творческого взрыва, который вывел общество развитых стран на качественно новый постиндустриальный уровень. Законы творческой деятельности, организационные меры, повышающие ее эффективность, творческие инновационные технологии создания новой, конкурентоспособной продукции потребовали провести организационные, правовые, законодательные изменения для максимального использования возможностей инноватики, для повышения эффективности творческой деятельности. Среди принимаемых для этого мер большое значение имеют меры по созданию в стране "Российской инновационной системы," индустрии нововведений, разработка теоретических основ научно-технической политики и инноватики, научные разработки мероприятий по повышению творческой эффективности деятельности личностей и групп и т. д.

Рассмотрим проблему лидерства. Существуют различные определения понятия лидера. Под понятием лидерства, в общем случае, понимают способность личности достигать поставленные цели посредством стимулирования и координации отдельных действий других лиц. Существуют лидеры в политике, искусстве, спорте и т.д., т.е. лидеры могут быть во всех сферах человеческой деятельности. Нас интересует лидерство в области науки и техники. Очевидно, что лидерство может быть различным по эффективности. Это зависит от большого количества факторов, включая лидерские качества, научной и технической сложности выполняемой работы, опыта и навыков лидера и коллектива, организации и системы управления и т.д. Лидеры могут быть в формальных и в неформальных организационных образованиях. Как правило, лидерами неформальных образований становятся признанные творческим коллективом авторитетные научные или технические личности, осуществляющие в этих коллективах роль неформального руководителя в процессе выполнения коллективом определенной творческой работы. Можно считать, что лидер - продукт коллектива. Лидером неформальной группы, как правило, может быть харизматическая личность - человек, обладающий или высокими профессиональными качествами (опыт, знания, образованность, оригинальность мышления), или сильным "душевным потенциалом" (честный, талантливый отзывчивый, добрый, незлопамятный, сострадательный, мудрый, дальновидный, обладающий и другими человеческими качествами, привлекающими к нему симпатии членов группы). Создание сложных наукоемких изделий и технологий осуществляется большими коллективами. Поэтому требуется формальное и неформальное объединение талантов участников реализации проекта в единый творческий коллектив единомышленников. Эту роль в настоящее время выполняет лидер. От его творческого таланта и умения учиться зависит успех и своевременность реализации проекта. В теории лидерства есть расхожее выражение: "Лидер должен держать на одну ступень скорости выше, чем менеджер". Наиболее ярким успешным примером кумира современных лидеров, безусловно, является владелец компании "Майкрософт" Б. Гейтс. Совмещая роль владельца и научно-технического лидера, владея большей частью капитала компании, он видит основную свою задачу не в обогащении, а в ее научно-техническом конкурентном развитии. Являясь основателем бизнеса, являющегося главным проявлением его творческой деятельности, он несет высшую ответственность перед обществом за ее научно-технические успехи и достижения. Интеллектуальный капитал компании, стоимость ее акций немедленно упадут в случае ухода Б.Гейтса, т.к. в человеческом капитале фирмы основу составляет его капитал. Таким образом, лидер не только определяет цели развития компании и является ее мозговым центром, объединяющим коллектив для выполнения работы, он является мотором его развития и мерилом, воплощением его творческого, научно-технического и организационного уровня. Таким образом, лидерство должно не только помогать в творческой реализации проекта, но также служить средством повышения производительности и качества деятельности коллектива.

Руководитель формальной группы - формальный лидер, обычно назначается администрацией. При этом руководитель может быть только администратором, но может выполнять также функции менеджера и лидера. Но чаще эти функции выполняются разными "нанятыми" дирекцией людьми. При этом, в зависимости от стиля управления вверенной ему организации, руководителя считают или деспотом, или лидером. Руководитель-деспот строит свои отношения с подчиненными на формальной основе, требуя, независимо от реальной, конкретной обстановки, в приказной форме выполнения указаний своих и вышестоящих организаций. Таков стиль голого администрирования. Как правило, руководитель-деспот не объясняет мотивы своих решений-приказов и смотрит на подчиненных, как на людей, не заслуживающих доверия и уважения. Строгая дисциплина превращает любую инициативу, любой творческий порыв в нарушение порядка. В такой организации руководство не терпит возражения, не слушает советы, особенно подчиненных, и действуют бюрократические законы Паркинсона. Атмосфера, царящая в таких организациях, гасит творческую энергию сотрудников и является питательной средой для бюрократии. Как свидетельствует практика, авторитет неформального лидера поэтому часто бывает в таких организациях даже выше авторитета должностных лиц. При гиперболизации перечисленных отрицательных проявлений наиболее рельефно проявляются вредные, пагубные тенденции и последствия формального бюрократического управления творческим процессом. В "Организационном поведении" они должны находиться в разделе "как не надо управлять творчеством". Идеальным для управления творческим процессом является совмещение в одном лице, как это было на ранних этапах развития корпораций и как это происходит в современных наукоемких корпорациях, функций руководителя и лидера. Наиболее эффективно такое совмещение в настоящее время работает в небольших творческих организациях, например в венчурах и таких наукоемких корпорациях, как "Майкрософт". Превращение творчества в основу создания качественно новой продукции и основу развития предполагает осуществление перехода от механической, иерархической системы управления, построенной только на приказе начальника, т. е. от системы управления, возглавляемой руководителем-деспотом, к новой органической системе, опирающейся при принятии решений не на единственное мнение руководителя, а на выбранный вариант, который признается наилучшим после рассмотрения и обсуждения всех предложенных членами группы. Для этого во главе организации должен стоять качественно другой руководитель - руководитель-лидер, лидер-инноватор. Поведение руководителя-лидера должно базироваться на инновационной технологии, определяться харизмой, талантом, опытом, профессионализмом, комплексностью и системностью при принятии решений, человеческим взаимодействием с сотрудниками, уважением и поддержкой творческих личностей, исключением из практики взаимоотношений только приказной формы и переходом к практике объяснений и разъяснений мотивов принимаемых решений, а также должно опираться на коммуникабельность, творчество, поддержку творческих личностей и инновационность. Современное лидерство можно рассматривать как способность достижения поставленных целей посредством стимулирования и координации отдельных действий других лиц с обязательным увеличением производительности и эффективности деятельности организации. В настоящее время сформулированы основные качественные характеристики, которыми должен обладать лидер для эффективного выполнения своих функций. Однако важен синергетический эффект, достигаемый при их объединении в голове творческой личности, что превращает эту личность в лидера.

Определены также следующие основные лидерские качества: главный признак эффективного лидера - это видение ясной цели и направления движения и умение побуждать к действию других членов группы; настойчивость в достижении цели; наличие принципов, которыми руководствуется лидер; коммуникабельность; опыт; обязательность; талант, профессиональная компетентность, владение информационными и инновационными технологиями, умение учиться и т.д. В науке "Психология творчества" перечислено около трех десятков качеств, которые необходимы руководителю-лидеру для повышения его имиджа и эффективности при выполнении роли лидера в коллективе.

Желание быть лидером проявляется у отдельных личностей через появление желания взять на себя инициативу при решении конкретных проблем. В зависимости от сочетания мотивации и компетентности различают четыре стиля лидерства: директивный (держится за место); побуждающий (принимает лидерство руководителя); партисипативный (имеет опыт, но не инициативен); делегирование (лидер дает свободу членам группы). Практика показала, что каждый лидер имеет свой собственный, фирменный метод принятия решений и индивидуальный стиль в бизнесе.

7) Особый интерес в "Организационном поведении" обращают на взаимоотношения лидера, руководителя и менеджера. Это три разные роли, которые могут находится в согласии, а могут находиться в противоречии. Основой их объединения является творчество и творческие технологии. Для организационного поведения необходимо умело использовать эти роли с целью управления в нужном для предприятия направлении. Лидера и руководителя связывает единое задание. Лидер определяет содержание задания и возможные пути его реализации. Руководитель должен обеспечивать выполнение работы. При этом необходимо учитывать, что руководители стремятся к немедленному получению технического или экономического эффекта, а лидер стремится обеспечить в творческом процессе получение максимального синергетического эффекта. Сформулирован ряд правил, которыми должен руководствоваться лидер. Например: люди должны иметь возможность делиться опытом с другими членами группы; двигаться следует маленькими шажками; не думайте о процессе на неделю или месяцы, думайте на годы; цели должны быть конкретными и т.д.

Главным атрибутом руководителя, как известно, является власть. Власть - это способность руководителя влиять на членов группы. Рассмотрение роли руководителя предполагает рассмотрение тактики власти и базы власти. С помощью тактики руководитель определяет, как манипулировать базами власти (властью принуждения, властью вознаграждения, властью убеждения, властью знания) в интересах скорейшего и качественного обеспечения реализации проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение проблемы лидерства, можно отметить, что в настоящее время перед нашей страной стоит задача модернизации национальной экономики, включая превращение нашей промышленности в современную, конкурентоспособную и эффективную. Решение этой сложной задачи потребует проведения большого комплекса мер практически во всех сферах деятельности общества и государства. В этом большом комплексе необходимых мер огромное значение имеют проблемы повышения эффективности творческой деятельности, управления и эффективного использования передового зарубежного опыта. Творческий характер современного этапа развития человечества определил, что для решения главной, для нашей страны, проблемы, у нас нет другого пути, кроме творческого, и поэтому нам необходимо обеспечить приоритетное развитие науки и техники, внедрить в практику творческие инновационные технологии и укомплектовать наши творческие организации творческими личностями и руководителями-лидерами в области творчества и производства. Именно этим объясняется выбор темы доклада.

В докладе показано, что понятие лидерства широко используется в различных областях человеческой деятельности. Существуют понятия политический, спортивный, деловой, финансовый и т.д. лидеры, т.е. главы, руководители, пользующиеся большим авторитетом, влиянием. В докладе рассматривается использование лидерства только в сфере научно-технической деятельности.

Использование понятия лидерства в научно-технической деятельности также имеет ряд смысловых значений:

  • во-первых, под понятием "лидер" подразумевают творческого неформального руководителя определенных творческих работ, выполняемых в рамках проекта, реализуемого формальной организацией. Лидер в области творчества. Этот лидер, выдвинутый и признанный группой творческих работников, мобилизует и направляет членов коллектива на осмысленное и качественное выполнение проекта с целью обеспечения его единства и конкурентоспособности, а также выбирает для коллектива оптимальную технологию разработки и исследований. При этом лидер путем использования своего человеческого капитала создает возможность повышения научно-технического уровня, конкурентоспособности и ускорения выполнения работ;
  • во-вторых, лидерство можно рассматривать как характеристику стиля деятельности руководителя формальной организации, формального лидера в области производства. При этом, как и в творческой деятельности, лидерство в области производства должно вести к увеличению эффективности производства. Различают следующие стили управления: руководители-лидеры и руководители-деспоты. Очевидно, что руководителю, осуществляющему комплексное управление деятельностью организации, большую помощь может оказать профессиональный управляющий - менеджер для управления производственным коллективом. В настоящее время лидерство служит средством повышения эффективности выполняемых работ за счет энергии и человеческого капитала лидера, воздействующего на коллектив, мобилизующего научно-технический и организационный потенциалы коллектива и служащего инструментом повышения конкурентоспособности;
  • в-третьих, установлено, что лидерство является также эффективной технологией подготовки творческих личностей и методом активного воспитания следующего поколения лидеров.

Владимир Федорович Леонтьев

Профессор, д.т.н., Российская академия наук




Также на сайте:
Обогащенная деятельность – качество, встроенное в человека
Система тестирования и повышения эффективности СМК


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?