Конкурентные преимущества компании на жестком рынке достигаются лишь тогда, когда обучение становится для ее работников формой их жизни. (Ю.П. Адлер)

Острова в океане, не по Эрнесту Хемингуэю

В 1987 г. в безбрежном океане управления организацией (теперь - менеджмента) появился стандартизованный остров - первая твердая почва. Назывался остров "Стандарт ИСО 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании", а родительницей ему была Международная организация по стандартизации (ИСО).

Вслед за стандартом ИСО 9001 был издан стандарт ИСО 10011 в трех частях, определявший порядок проведения аудитов систем качества, созданных по стандарту ИСО 9001, независимыми органами по сертификации.

Одинокий остров, возникший в океане, был круглым, несмотря на то, что состоял из 20 кирпичей разного размера - элементов системы.

И пошла работа по созданию и сертификации систем, состоящих из 20 кирпичиков. Появились бойкие консультанты и не менее бойкие органы по сертификации. Работа кипела, и никто никого на этом краю деревни не трогал.

Время шло, и в 1994 г. вышла новая версия стандарта ИСО 9001, мало отличавшаяся от предыдущей. Все катилось по накатанной колее.

Но в 1996 г. проснулись экологи, и на Божий свет вышел стандарт ИСО 14001 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению". Тогда же появились два стандарта по аудиту новых систем - ИСО 14011 и 14012.

Время шло вперед неумолимо, и ИСО не дремала. В 2000 г. с приходом нового тысячелетия вышла новая версия стандартов ИСО серии 9000 с новым названием - "Системы менеджмента качества..."

Строители систем обнаружили пропажу 20 кирпичиков, зато нашли восемь принципов и, главное, - системный и процессный подходы, а также большую неопределенность границ системы.

Далее в разных странах начали появляться так называемые спецификации - требования к отдельным системам управления в океане менеджмента организаций (например, стандарт OHSAS 18001 "Системы менеджмента безопасности и профессионального здоровья" и др.).

Что мы видим сейчас на ранее безбрежных волнах океана? Геолог скажет, что это - движение плит (или платформ), которое чревато их столкновениями с последующими землетрясениями и прочими, не очень приятными событиями. Специалист по системам менеджмента находится в некоторой растерянности: где кончается одна система и начинается другая?

А вот примеры из обыденной жизни консультанта. В п. 4.6 стандарта ИСО 9001:2000 сказано: "Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею".

Стандарт ИСО 9000:2000 разъясняет: "3.3.4. Производственная среда Совокупность условий, в которых выполняется работа ПРИМЕЧАНИЕ. Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие, как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы)".

Если подойти серьезно к решению поставленной задачи, то следует немедленно внедрить внутри системы менеджмента качества систему экологического менеджмента по ИСО 14001, систему менеджмента безопасности и профессионального здоровья по OHSAS 18001, систему корпоративной культуры по модели Картрайта (стандарта или спецификации, кажется, еще нет), систему... И т. д. и т. п.

Еще один пример. Приходит серьезный, уверенный в себе и своих требованиях аудитор искать соответствие системы экологического менеджмента требованиям стандарта ИСО 14001. Ничтоже сумняшеся, он пытает представителя руководства по этой системе:

"А как у вас, уважаемый, документирована информация об экологических аспектах вашего небоскреба, в котором мы сейчас находимся, при аварийных ситуациях, например пожаре?"

"Уважаемый" не знает, что и ответить, так как исследовал вопрос аварийных ситуаций с точки зрения нескольких десятков опасных химических процессов на заводах, принадлежащих корпорации.

Примеры можно продолжить, но стоит ли? Расширительное толкование требований стандартов и агрессивный выход за рамки специальных систем менеджмента стали обыденными, они будут продолжаться до тех пор, пока в организациях не станут создавать единую систему менеджмента, в которой уравновешены все реакции на внешние и внутренние возмущения.


Ю. В. Фихман




Также на сайте:
О необходимости определения стратегии и политики внедрения стандартов ИСО
Бухгалтерские данные при принятии управленческих решений в системе менеджмента качества


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?