Если у вас большие способности, трудолюбие усилит их, если же у вас средние способности, трудолюбие восполнит их недостаток. (Джошуа Рейнолдс)

Некоторые проблемы управления человеческими ресурсами в менеджменте качества. Студенческий взгляд

Процессы управления человеческим ресурсами является важной частью современного менеджмента качества, при этом центральную роль, обеспечивающую эффективность и результативность предприятий, организаций, корпораций и т.п., может играть мотивация сотрудников, базирующаяся на удовлетворенности персонала своей работой. В настоящей работе проведены анализ и сопоставление предпочтений студентов КубГТУ 3 и 4 курсов специальности 200503 – «Стандартизация и сертификация» в сравнении с аналогичными анкетными данными по германским и российским предприятиям [1,2] (таблица):

Факторы мотивации Германские предприятия Российские предприятия Студенты КубГТУ
3 курс* 4 курс**
Человеческое признание 1 5 9 6
Владение более полной  информацией 2 9 7 9
Помощь в личных делах 3 6 10 10
Надежность рабочего места 4 2 5 5
Хорошая зарплата 5 1 1 2
Интересная работа 6 4 2 1
Возможность служебного роста 7 7 3 3
Заступничество руководителя за сотрудников перед вышестоящим начальством 8 8 6 7
Хорошие условия труда 9 3 4 4
Справедливая критика 10 10 8 8

* Выборка 15 человек.

** Выборка 35 человек.

Обработка первичных данных по числу предпочтений проводилась на основе матрицы «факторы мотивации – оценка» (максимальная оценка – первое место, минимальная – десятое место).

Из представленной таблицы следует, что есть определенная корреляция между выбором студентов и сотрудников российских предприятий. Вместе с тем для студентов характерно, казалось бы, противоречивое сочетание практицизма и естественной юношеской романтики (на первых местах «Хорошая зарплата» и «Интересная работа»). Студенты более терпимы к такому фактору, как «Справедливая критика», и оказывают определенное предпочтение фактору «Возможность служебного роста». К сожалению, в отличие от персонала зарубежных предприятий в глазах студентов не имеет ценности собственно человеческие факторы – «Человеческое признание» и «Помощь в личных делах». Вузовским социологам и психологам, по-видимому, следует обратить внимание на указанное обстоятельство – это может служить сигналом о критическом уровне душевного одиночества и неустроенности или, наоборот, излишнем скептицизме и даже известном цинизме молодых людей. Как ни странно, последнее, характерно для студентов более младшего курса. По сравнению с германскими предприятиями низкую оценку и у студентов, и работников российских предприятий получил фактор «Владения более полной информацией», что, несомненно, может отрицательно отразиться на конечных результатах трудовой деятельности – понизить конкурентоспособность отечественных производителей. Можно отметить, что в целом предпочтения студентов 3 и 4 курсов практически совпадают.

В развитие предыдущей работы [1], в которой был проведен анализ мотивации трудовой деятельности студентов специальности 200503 (072000) – «Стандартизация и сертификация», представляет интерес оценить и некоторые аспекты тех деловых и личностных характеристик студентов, представляющих интерес для будущих работодателей. В журнале «Секрет фирмы» в 2006 году прошла серия статей, посвященных вопросам управления человеческими ресурсами в целом и, в частности, - найму новых работников. Одна из нестандартных новых методик, применяется при первой беседе с претендентом, основана на его предпочтении определенного «цвета». Так, «красный» означает стремление быть лидером и руководителем, «желтый» – творческие наклонности (креативность), «синий» – спокойствие и уравновешенность, «зеленый» – коммуникабельность. Тестирование группы студентов третьего курса (15 человек)специальности 200503 показало следующие результаты по личностным предпочтениям (представленные в нижеприведенной таблице):

Показатель
(цвет)

Место по приоритету

1 2 3 4
Красный 20,0 20,0 40,0 20,0
желтый 13,3 20,0 13,3 53,4
Синий 20,0 46,7 13,3 20,0
Зеленый 46,7 26,6 20,0 6,7

Как видно из таблицы, по первому месту наибольшее число предпочтений отдано зеленому цвету, по второму месту лидирует синий цвет. Но желтый цвет, означающий склонность к творческой работе, большинство студентов поставило на последнее место. Следует отметить, что те два студента, поставившие красный цвет на первое место, характеризуются наилучшими показателями в учебе. Вместе с тем в деятельности инженеров по стандартизации и инженеров по качеству такие личностные характеристики, как уравновешенность («синий») и коммуникабельность («зеленый»), а, следовательно, умение работать в команде, могут оказаться наиболее значимыми для будущих работодателей.

Литература

  1. О мотивации сотрудников [Текст] // Методы менеджмента качества. – 2001. - №8. – С.7
  2. Пшеничников В.В. [Текст] / В.В. Пшеничников Актуальные проблемы качества менеджмента // Методы менеджмента качества. – 2004. - №1. – С.61-62.

О.Е. Рувинский, Е.И. Баранова, Т.С. Пожалова
Кубанский государственный технологический университет




Также на сайте:
Рецепты применения стандарта ISO 22000
Управление рисками в системе менеджмента организации


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?