Никогда не оставлять обращения клиента без ответа. (Б. Гейтс)

Компьютерные системы менеджмента качества

В последние годы Минэкономики России организовано выполнение комплекса научно-исследовательских работ по применению CALS-технологий для решения проблем повышения качества и конкурентоспособности продукции. В частности, НО "Союз по сертификации" и НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика" завершена разработка компьютерных программ, обеспечивающих реализацию на предприятии компьютерной системы менеджмента качества (КМК), соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000, с целью ее последующей сертификации. При этом впервые в России решена актуальная задача перевода всей технической документации, необходимой для создания и обеспечения эффективного функционирования СМК, в электронную форму. Информационное обеспечение качества продукции удалось решить на основе применения методологии анализа процессов в стандарте IDEFO. Разработанный комплекс программных средств, с одной стороны, определяется требованиями стандартов CALS, а с другой стороны полностью соответствует требованиям стандартов ИСО серии 9000. В США методология функционального моделирования утверждена в качестве федерального стандарта FIPS-183:93. На его основе разработан ряд национальных стандартов описания и анализа процессов стран-участников НАТО. В России в 2000 году разработан проект РС "CALS-технологии. Методология функционального моделирования IDEF0". Функциональное моделирование является одной из важных составляющих CALS–технологий. Типовая модель функционирования КМК представляет собой стандартизованный набор требований МС ИСО серии 9000, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспечения качества. Типовая модель организации представляет собой шаблонную функциональную модель (далее – ФМ) деятельности организации с точки зрения ее руководителя. Описание процессов организации осуществляется на основе жизненного цикла продукции. Работы по описанию процессов состоят из следующих операций: - разрабатывают ФМ процессов "как есть" на основе типовой модели деятельности организации, нормативной, справочной документации, знаний и опыта специалистов; - проводят анализ процессов, в том числе с точки зрения требований стандартов ИСО 9001:2000, - на основе анализа строят ФМ процессов "как должно быть". Функциональные модели процессов представляют собой модели процессов организации, описывающих определенные процессы с точки зрения ответственных за выполнение данных процессов (владельцев процессов). При создании функциональных моделей процессов применяются типовые модели процессов, адаптируемые к условиям конкретной организации, или проектируются новые модели. В общем случае декомпозиция модели процесса заканчивается при достижении функций уровня ответственности каждого отдельного сотрудника на своём рабочем месте. Из функциональных моделей процессов получают отчеты о процессах организации и выполняемых ей операциях, осуществляемых на разных уровнях, и об управлении этими процессами и операциями. Таким образом, устраняя недостатки и применяя типовую функциональную модель, достигают целей по внедрению КМК. Функциональные модели операций представляют собой модели, описывающие отдельные операции с точки зрения исполнителей (работников организации). При разработке документации КМК используются функциональные модели "как должно быть", разработанные на этапе описания процессов, и модель КМК, являющаяся шаблоном для подстановки данных конкретной организации. Документирование КМК осуществляется путем генерации отчетов из функциональных моделей. Ответы на поставленные вопросы позволяют осуществить построение типовой КМК, удовлетворяющей требованиям процессного подхода МС ИСО 9001-2000. Типовая КМК была внедрена на ОКБ "Спектр", сейчас там проводятся работы по оснащению рабочих мест ПДМ - системами, позволяющими осуществлять информационное взаимодействие между различными участниками КМК. Применение ПДМ – систем является следующим шагом после применения стандартов IDEFO. Практически внедрены КМК на предприятиях ОАО "Туполев", ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "Раменский приборный завод", ОАО "Аэросила". По данным зарубежных экспертов, подтвержденным внедрением КМК на отечественных предприятиях, создание компьютерного обеспечения процессов управления качеством позволяет на 15-20 % повысить эффективность действия СМК в сравнении с традиционными СМК. Особенно актуально применение КМК при создании корпоративных СМК (управляющая компания корпорации представляет из себя виртуальное предприятие), поскольку применение компьютерного обеспечения процессов СМК позволяет значительно снизить как стоимость и время разработки на отдельных предприятиях корпорации, так и корпорации в целом. Перспективы направления работ по разработке и внедрению КМК довольно подробно изложены в комплексной межведомственной Программе повышения качества продукции, разработанной по поручению Президента России, предусмотрено финансирование комплекса работ по созданию в 2005-2006 г. типового компьютерного обеспечения корпоративных СМК на базе ведущих корпоративных структур России. В рамках этой Программы НО "СОЮЗСЕРТ" поручена разработка процедур сертификации КМК, кроме того, НО "СОЮЗСЕРТ" является уполномоченным представителем Минпромэнерго РФ в части курирования разработок по созданию корпоративных КМК. Н.С. Херсонский, Н.П., В.Н. Рожков, Н.П. Сильвестрова


Также на сайте:
10 принципов Исикавы по организации взаимоотношений между заказчиком и поставщиком
Качество обучения


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Рекомендуем

Избранные книги

Реклама на сайте





Как сюда попасть?