Современный стиль менеджмента - самый большой расточитель, ведущий к огромным потерям, величину которых нельзя ни оценить, ни измерить. (Э. Деминг)

ИСО 9001:2008 – новое кольцо на древе качества

Свершилось! международной организацией по стандартизации (ISO) 15.11.2008 года принят новый стандарт ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», появилось новое кольцо на древе качества, которое растет вверх и вширь.
Это знаковое событие, которое свидетельствует о том, что даже в условиях глобального экономического кризиса мировое сообщество, уделяя внимание развитию системного менеджмента, признает их существенное влияние на устойчивость бизнеса, развитие и конкурентоспособность.
Свидетельством тому итоги работ по сертификации систем менеджмента, опубликованные ISO, которые демонстрируют не просто рост приверженцев систем менеджмента качества ИСО 9001, но и стремительное развитие отраслевых систем менеджмента ИСО 16949, ИСО 13485 повышающих планку требований с учетом специфики и потребностей заинтересованных сторон, систем, направленных на обеспечение благополучия окружающей среды ИСО 14001 и систем менеджмента защиты информации ИСО 27001. На диаграммах представлена информация по данным ISO об общем количестве выданных сертификатов на системы менеджмента.
Развитие систем менеджмента по отраслевому признаку направлено на то, чтобы учесть потребности отрасли нивелировать отличия и максимально учесть специфические требования.


Поэтому ISO и системные комитеты много внимания уделяют разработке соответствующих стандартов и рекомендаций по применению основополагающего стандарта системного менеджмента ISO 9001 в различных сферах деятельности.
Семейство стандартов растет, улучшается качество, совершенствуются модели, поэтому политика ISO направлена в настоящее время на то, чтобы не осуществляя глобальных изменений, совершенствовать имеющиеся стандарты на системы менеджмента. И, наверное, это верно, так любые изменения влекут за собой необходимость значительных затрат на совершенствование систем, что не всегда эффективно. Пересмотр стандартов семейства ИСО 9000 будет завершен после утверждения ИСО 9004, проект которого опубликован в июле 2008 года.
ИСО 9001:2008
Политика ISO предусматривает периодический пересмотр стандартов с целью улучшения с учетом накопленного мирового опыта на системы менеджмента 1 раз в 5 лет с учетом переходного периода 2 года от одной версии к другой.
Концепция пересмотра сформулирована на основании опросов, проведенных ISO в 63 странах около 1000 пользователей и содержит следующие основные моменты:
– требования стандарта ИСО 9001:2000 не должны изменяться при его пересмотре;
– стандарт не должен дополняться новыми требованиями;
– вводимые изменения должны быть направлены на уточнение имеющихся требований и улучшение совместимости с ИСО 14001.
При разработке учтены отзывы, 75% которых приходится на страны традиционно активные в системном менеджменте и экономике:
США, Китай, Германия, Великобритания, Мексика, Япония, Канада, Колумбия, Австралия, Италия.
В согласованном ISO и IAF (международный форум по аккредитации) графике перехода на новую версию стандарта ISO 9001:2008, подчеркивается, что пожелания пользователей стандарта учтены полностью, стандарт доброволен к применению и может применяться в любой сфере деятельности.
ISO является разработчиком и издателем стандарта ИСО 9001, но не осуществляет аудит и сертификацию. Эти услуги осуществляются независимо от ISO органами по сертификации. 
Это нелишне подчеркнуть, так как на казахстанском рынке очень часто со стороны зарубежных органов рекламируются «международные сертификаты» ИСО 9001, «педалируя» слово международные, оторванное от международных стандартов.
В соответствии с приложением В, ИСО 9001:2008 в стандарт внесено 75 изменений, из них по оценке ТК 176 – 60 существенные, остальные носят рекомендательный характер.
Конечно, уровень существенности изменений может быть оценен неоднозначно специалистами, да это и не важно. Каждый имеет право на собственное мнение: главное – происходит улучшение, или «уточнение», требований, которые несомненно пойдут на благо организациям, внедрившим и планирующим внедрять и использовать преимущества систем менеджмента качества.
Хотелось бы отметить некоторые из изменений, например:
«Введение 0.1 абзац 1», дополнен предложением: «Данный международный стандарт не стремится навязать однообразность структуры системы менеджмента качества или однообразность документации». Тем самым еще раз подчеркивается демократичность стандарта, предлагающего самим пользователям выбрать структуру системы и документации, методы их управления. Каждый волен выбирать по своему вкусу, конечно, не забывая требования стандарта, хотя и они становятся для вас обязательными: по вашему выбору и добровольному решению.
В настоящее время все больше компаний приходит к выводу, что лучше делать то, что можешь делать лучше других, остальное отдай тому, кто в этом преуспел. Такой подход, получивший наименование аутсорсинг, от английского «outsource», означает передачу определенных действий удаленной команде, которая может, по Вашей оценке, осуществлять эти действия лучше Вас. При этом нельзя забывать, что потребителю все равно, делаете ли Вы детали сами, или Вам их изготовила аутсорсинговая компания, он ждет от Вас удовлетворение его «величества» потребителя требований. Именно он голосует за Ваши изделия деньгами, а поэтому потребитель всегда прав. Из-за неверного толкования ответственности, или недостаточного понимания, зачастую, по этому поводу возникают конфликты между органами по сертификации и заявителями.
Новые примечания 2 и 3, п. 4.1 помогут нивелировать разногласия:
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Процесс-аут-сорсер – это процесс, необходимый организации для своей системы менеджмента качества, и выполнение которого она решает передать сторонним организациям.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. Обеспечение 
контроля над процессами-аутсор-серами не освобождает организацию от ответственности за соблюдение всех требований потребителей, законодательных и нормативных требований...»
Конечно, при применении этих требований нужно проявлять осторожность, так как не всегда возможно, да и целесообразно применять требование стандарта, поэтому нужно очень аккуратно относится к определению сферы деятельности системы менеджмента качества, основанной на требованиях ИСО 9001, что является прерогативой владельца системы.
ISO и IAF согласовали план плавного перехода аккредитованной сертификации на соответствие стандарту ИСО 9001:2008 и руководящие указания по внедрению ИСО 9001:2008, основные положения которых следующие:

Реализация аккредитованной сертификации стандарта ИСО 9001:2008.
ISO (Международная Организация по Стандартизации) и IAF (Международный Форум по Аккредитации) согласовали план плавного перехода аккредитованной сертификации в стандарт ИСО 9001:2008, после того, как они проконсультировалась с международными группировками, представляющими системы качества или органы сертификации, и пользователями услуг сертификации стандарта ИСО 9001.

Стандарт ИСО 9001:2008 не содержит новых требований.
Стандарт ИСО 9001:2008 не вводит никаких новых требований. Стандарт ИСО вводит только разъяснения к уже существующим требованиям стандарта ИСО 9001:2000, на основе 8 летнего опыта применения около 1 млн. сертификатов соответствия в 170 странах мира. Новая версия стандарта вводит изменения, направленные на улучшение его совместимости со стандартом ИСО 14001:2004. 
В результате этого стандарты становятся еще более комплиментарными друг к другу.

Аккредитованная сертификация к стандарту ИСО 9001:2008 не будет предоставлена, пока не будет опубликован стандарт ИСО 9001:2008, как Международный Стандарт.
Сертификация соответствия стандарту ИСО 9001:2008 и/или его равнозначный эквивалент будет выпущен только после официальной публикации стандарта ИСО 9001:2008 (осуществлено 15.11.2008) и стандартного наблюдения или аудита по ресертификации.

Юридическое действие сертификации стандарта ИСО 9001:2008.
Через год после опубликования стандарта ИСО 9001:2008 все новые аккредитованные сертификации должны соответствовать стандарту ИСО 9001:2008. Через 24 месяца после опубликования стандарта ИСО 9001:2008 любые существующие сертификации, выпущенные к стандарту ИСО 9001:2000, будут считаться недействительными.
На рисунке представлен график внедрения ИСО 9001:2008, воспользоваться которым целесообразно для получения наибольшей выгоды от внедрения и реализации требований стандарта. План действий представлен блок-схемой.
Действия, которые необходимо предпринять в соответствии с согласованной политикой ISO и IAF по внедрению стандарта ИСО 9001:2008 в общем следующие:
1. Ознакомьтесь с содержанием новой версии стандарта. Определите внесенные в нее изменения и уточнения.
2. Проанализируйте свое понимание ИСО 9001:2008 и определите, нужно ли модифицировать действующую систему менеджмента качества в соответствии с этими изменениями и уточнениями.
3. Если нет, информируйте внутренние и внешние заинтересованные стороны о своем решении.
4. Если да, определите степень, в которой уточнения новой версии затрагивают действующую систему менеджмента качества и разработайте план необходимых мероприятий.
5. Осуществляйте мероприятия в рамках цикла PDCA в соответствии с графиком. 
Успехов Вам, дорогие читатели, в благородном деле служения качеству.

В.Н.Графкин,
директор Западно-Казахстанского филиала АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», академик МАНЭБ, ведущий эксперт-аудитор IRCA




Также на сайте:
От качества продукции к качеству управления
Об оценивании деятельности и процессов в проекте пересматриваемого стандарта ISO 9004


О проекте

quality.eup.ru - один из самых старых в рунете ресурсов, посвященных менеджменту качества во всем его разнообразии.

Нам более 7 лет, и все это время ресурс пополняется новыми и новыми материалами, почти ежедневно. Если вы ищете информацию о менеджменте вообще и управлении качеством в частности, скорее всего, вы найдете эту информацию здесь.

Кроме отличной и действительно большой подборки статей, действует живой форум по менеджменту качества.

Добавить в "Избранное"

Реклама на сайте